Б) Умножение на числа, оканчивающиеся нулями
Следует отметить, что при изучении умножения, многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями, вычисления обязательно опираются на случаи умножения и деления на числа 10, 100,1000. Эти случаи умножения и деления уже рассматривались с детьми при изучении еще нумерации многозначных чисел. Теперь к этим случаям умножения и деления обязательно следует вернуться. Причем их не целесообразно разделять, как это предлагают авторы учебников.
Теоретической основой вычислительного приема, используемого при умножении на числа, оканчивающиеся нулями, является правило умножения числа на произведение. Это правило является для детей новым. Его рассмотрению следует уделить внимание. Однако, по сравнению с другими правилами, при раскрытии его сути достаточно использовать только числовой материал.
Приведем вариант разговора с детьми, который может быть таким.
Учитель. Прочитайте выражение и вычислите его значение 2 • (3 • 4)
Дети. Число 2 умножить на произведение чисел 3 и 4. Чтобы вычислить значение, надо найти произведение (выполнить действие в скобках), получаем 12, а затем 2 умножить на 12, получим 24.
Учитель. Давайте запишем.
2 •(3•4) = 2 • 12=24.
А теперь давайте попробуем умножить число 2 на произведение чисел 3 и 4 по-другому. Умножим вначале число 2 на первый множитель 3. А затем, что надо сделать?
Дети. Полученный результат умножить на второй множитель 4.
Учитель. Верно, то есть, 2 • (3 • 4) = (2 • 3) • 4 = 6 • 4 = 24.
Ответ мы получили один и тот же. О чем это говорит?
Дети. Рассуждения ведем верно.
Учитель. А теперь давайте попробуем число 2 умножить на второй множитель:
2 • (3 • 4) = (2 • 4) • 3 = 8 • 3 = 24.
Видим, что результат один, значит, рассуждали верно. Давайте обобщим и сделаем вывод, как можно умножать число на произведение.
Дальнейшая работа над правилом продолжается в том же плане, как и для всех других:
- формируем умение применять все три способа вычислений;
- учим выделять удобный способ;
- учим применять правило для вычислений.
Затем переходим к рассмотрению случаев умножения многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями. Начинаем с устного приема, чтобы показать ход рассуждений. Например:
12 • 40 = 12 • (4 • 10) = (12 • 4) • 10 = 48 • 10 = 480.
Подводим детей к выводу, что фактически умножаем 12 на 4 и приписываем столько нулей, сколькоих во втором множителе. Затем дается задание объяснить решение примера:
306 • 90 = 306 • (9 • 10) = (306 • 9) • 10 = 2754 • 10 = 27 540.
После этого переходим к рассмотрению письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями, т.е. к записи в столбик.
Предлагаем решить пример. 583 • 70. Выясняем, что устно решить трудно, Надо записать столбиком. Как это сделать? Это покажет ход рассуждений. 583 • 70 = 583 • (7 • 10) = (583 • 7) • 10 = 4081 • 10 = 40810.
Значит, 583 будем умножать на 7, а полученный результат умножим на 10. Отсюда запись: второй множитель 70 пишем так, чтобы цифра 7 стояла под цифрой 3.
583 583
Х х
7 70
4 081 41 810
Рассуждения: 583 умножим на 7, получим 4081 и приписываем ноль, получаем 40 810.
Отдельно выделяется и рассматривается случай, когда оба множителя оканчиваются нулями. Начинаем опять с устного приема, чтобы уяснить ход рассуждений.
30 • 50 = 3 дес. • (5 • 10) = (3 дес. • 5) • 10 = 150 дес. = 1500.
800 • 60 = 8 сот. • (6 • 10) = 48 сот. • 10 = 48 000.
2600 • 60 и т.д.
Подмечаем с детьми, что практически надо перемножить значащие части чисел и приписать столько нулей, сколько их в двух множителях вместе.
Такие примеры записываются в строчку и решаются устно. При письменном умножении запись делается в столбик, причем эта запись должна отражать ход рассуждений.
2600 4250 1860
х 80 х 70 х 300
208000 297500 558000
Следует обратить внимание на тот факт, что после ознакомления с новым приемом вычисления, где надо один из множителей представлять в виде произведения, учащиеся начинают путать этот прием умножения числа на произведение с приемом умножения числа на сумму.
1. Чтобы предупредить такие ошибки надо предлагать учащимся упражнение на сравнение соответствующих приемов вычисления. Например:
15 • 60= 15•(б • 10) = (15 •6) • 10 = 90 •10=900.
15 • 14 =15•(10+4)== 15• 10 + 15 • 4 = 150 + 60 = 210.
В) Умножение на двузначное и трехзначное число
Теоретическая основа вычислительных приемов, используемых при рассмотрении этих случаев умножения - правило умножения числа на 4 сумму, которое предварительно изучается.
Рассмотрение случаев умножения на двузначное число полезно начать с устного приема, чтобы показать ход рассуждений:
14•13 =14•(10+3)= 14 • 10 + 14 • 3 = 140 + 42 = 182.
Затем целесообразно усложнить задание. 67 • 45 = 67 • (40 + 5) = 67 • 40 + 67 • 5 = 2680 + 335 =3015.
Устно выполнить трудно, можно предложить сделать вычисления письменно.
67 67 2680
х х +
40 5 335
2680 335 3015
В ходе этих рассуждений подводим детей к выводу, что надо найти два неполных произведения и их сложить, то есть данное число умножаем на число десятков второго множителя; затем это число умножаем на число единиц второго множителя. Полученные результаты складываем. Если устно умножать трудно, лучше записать столбиком. Умножать начинаем с единиц. Показываем ход рассуждений при этом.
Х 45
+2680
Умножаем 67 на 5, получим 335 единиц. Теперь умножим 67 на 40. Для этого умножаем 67 на 4 и полученное число умножим на 10, получаем 2680. Обращаем внимание, что 335 и 2680 - это неполные произведения. Число 3015 - полное произведение, или окончательный результат.
Обращаем внимание учащихся на то, что второе неполное произведение - это результат умножения на круглые десятки, поэтому всегда в нем на месте единиц стоит 0, его обычно не пишут. Это неполное произведение указывает на количество десятков в нем, его и начинают записывать под десятками первого неполного произведения.
Таким образом, рассуждения ведем так: 67 умножим на 5 единиц, получаем 335 единиц - первое неполное произведение. Теперь 67 умножим на 4 десятка, получаем 268 десятков - второе неполное произведение. Складываем.
При умножении на трехзначное число следует подвести детей к выводу, что рассуждения в принципе те же, только здесь будет добавляться только третье неполное произведение, а значит, третье слагаемое - какое-то количество сотен. Третье неполное произведение начинаем записывать под сотнями первого неполного произведения.
Практика показывает, что для того чтобы выработать прочные навыки безошибочных вычислений, нужно прорешать значительно количество упражнений и необходима достаточная тренировка. Кроме того, успех зависит и от того, насколько прочны знания учащихся таблицы умножения и как уверенно дети овладели навыками сложения двух-трех чисел.
После того как рассмотрены общие случаи умножения на двузначное и трехзначное число, рассматриваются частные случаи умножения, а именно случаи умножения чисел с нулями в середине второго множителя, Фактически здесь учащиеся встречаются с тем же самым приемами вычислений, но с некоторыми особенностями.
Например, 829 • 703. Для первого такого примера целесообразно показать детям более подробную запись:
829
х
703
+
После обсуждения дети подводятся к выводу, что второе неполное произведение здесь можно убрать. Отсюда приходим к записи:
Х 703
+5803
Такой подход позволит предупредить возникновение у детей ошибок в записи второго неполного произведения для аналогичных случаев.
Умножение на числа, выходящие за пределы трехзначных (4-хзначные, 5-значные и др.) по существу не отличаются от умножения на трехзначное число. Поэтому, овладев навыками умножения на трехзначное число, ученики смогут овладеть умением умножать многозначные числа на любое число.
И опять после рассмотрения всех случаев умножения многозначных чисел вводится умножение составных именованных чисел, выраженных в метрических мерах. Здесь умножение целесообразно выполнять одним способом: составное именованное число заменяется простым, выполняют действие над отвлеченными числами, а затем полученное простое именованное число заменяют составным.
7 м 85 см·18 = 141 м 30 см 4 ц 90 кг • 26 = 127ц 40 кг
Х 18
+785
См)
При изучении всех случаев умножения прежде всего необходимо добиться понимания вычислительного приема, после чего вести работу по формированию вычислительных навыков. А для этого надо своевременно и разумно сокращать объяснение решения и переходить к кратким пояснениям. Большее значение в этом имеет тщательно подобранная система тренировочных упражнений.