Построение эпюры крутящих моментов
Найденное значение Х = 0,34кН×м подставляем в выражения (3.9), вычисляя таким образом величину крутящего момента на каждом участке:
По найденным значениям строим эпюру крутящих моментов. Для этого рассматриваем последовательно участки ЕD, DC, CB и CA. Крутящие моменты, действующие на этих участках, уже вычислены.
Величина крутящего момента на каждом участке не зависит от положения сечения в пределах участка (крутящий момент постоянен), поэтому эпюра крутящих моментов ограничена отрезками прямых (рис.7,б). Построенная эпюра позволяет найти опасное сечение, т.е. такое, в котором действует максимальный (по модулю) крутящий момент.
В рассматриваемом примере опасными будут сечения в пределах участка АВ; расчетное значение крутящего момента
3. Подбор диаметра поперечного сечения бруса.
Используем условие прочности (3.4)
.
Учитывая, что , выразим диаметр из условия прочности
Подставляя 1,56 кН×м и , вычисляем диаметр поперечного сечения, округляя его до стандартной величины:
Проверка условия жесткости.
Условие жесткости записываем в форме (3.7):
.
По условию задачи [q]= 1 град/м. Переводя значение угла из градусной меры в радианную, получаем
Вычисляем выражение, стоящее в левой части условия жесткости, определив предварительно величину полярного момента инерции бруса:
Сравнение левой и правой частей условия жесткости показывает, что оно выполняется:
Построение эпюры углов закручивания.
Вычисляем углы закручивания по участкам, используя формулу (3.5):
Угол поворота каждого сечения равен сумме углов закручивания соответствующих участков бруса. Суммирование углов начинаем с незакрепленного конца А:
так как сечение в заделке неподвижно;
По вычисленным углам поворота сечений построена эпюра углов закручивания (рис. 7, в).
Равенство является проверкой решения, так как неизвестный крутящий момент Х определялся из условия равенства нулю угла поворота свободного конца бруса.
Вопросы для контроля знаний
1. При каком внутреннем силовом факторе возникает кручение?
2. Какие напряжения возникают в поперечных сечениях при кручении?
3. Как рассчитать максимальные напряжения при кручении?
4. Что такое полярный момент сопротивления и полярный момент инерции?
5.Напишите условие прочности при кручении.
6. Какая деформация возникает при кручении?
7. Как рассчитать угол закручивания круглого вала?
8. Как определяется допускаемое касательное напряжение ?
9. Как рассчитать необходимый диаметр вала при кручении, если и характернагружения вала известны?
Пример № 17 (Каримов)
Прямолинейный круглый стальной стержень ступенчато-переменного диаметра жестко защемлен одним концом и нагружен системой трех внешних крутящих моментов (рис. 3.2.11, а), причем М1 = 2М; М2 = 1,5М; М3 = М, а М = 20 кНм.
Построить эпюры крутящих моментовТ, абсолютных и относительных углов закручивания стержня, эпюру наибольших касательных напряжений в сечениях по всей длине стержня.
Из условий прочности и жесткости подобрать диаметры сплошного стержня для каждого участка, приняв в расчетах модуль сдвига G= 0,8·105МПа, расчетное сопротивление материала стержня (сталь) на срез Rs= 100 МПа, допускаемый относительный угол закручивания = 0,4 град/м. Полярные моменты инерции и длины участков показаны на рис. а.
Решение.
Обозначим цифрами характерные сечения на стержне. Имеем для II и III участков
(a)
где через d обозначен диаметр стержня в пределах этих участков. Для участка Iполучаем:
откуда находим (б)
Кроме того,
(в)
Определим внутренние крутящие моменты на каждом участке, начиная со свободного конца:
TIII = –M3 = –M; TII = –M3 + M2 = –M + 1,5M = 0,5M;
TI = –M3 + M2– M1 = –M + 1,5M– 2M = –1,5M.
Строим эпюру крутящих моментовТ (рис. б).
Определяем наибольшие касательные напряжения на каждом участке, используя формулу
:
В последних формулах введено обозначение
(г)
Строим эпюру максимальных касательных напряжений по длине стержня (рис. в).
Определяем углы закручивания отдельных участков по формуле :
где введено новое обозначение
(д)
Вычисляем углы поворота характерных сечений стержня:
По полученным результатам строим эпюру (рис. г).
Определяем относительные углы закручивания на каждом участке стержня по формуле :
Строим эпюру (рис. д).
По эпюре (рис. в) видно, что самое большое касательное напряжение будет на участке III, поэтому формулу записываем применительно к этому участку
По эпюре очевидно, что самый большой относительный угол закручивания будет на участке III, поэтому применяем формулу для участка III:
Сравнивая результаты расчетов на прочность (d= 0,1 м) и на жесткость (d= 0,14 м) находим, что главенствующим в рассматриваемой задаче является расчет на жесткость, поскольку d= 0,14 м > 0,1 м. Окончательно принимаем d= 14 см.
Определяем диаметры сечений остальных участков:
dII = dIII = d =14 см,
dI =1,19d = 16,7 см.
Определим значение угла закручивания на правом торце стержня (рис. а) в сечении 3. Из эпюры (рис. г) выписываем с учетом формул (д) и (а):