Методы обучения математике и их классификация
Метод –способ достижения цели.
Метод обучения – упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, с помощью которых реализуются цели обучения и воспитания. Метод обучения – совокупность путей, способов, приемов решения задач образования.
В составе методов обучения выделяют приемы. Прием – это элемент метода, его структурная часть. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием. Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом методов обучения является ученик.
В методах обучения выделяют объективную, т.е. не зависящую от учителя, и субъективную, т.е. зависящую от него, части. Наличие в методе постоянной составляющей и дает основание исследовать проблему использования методов обучения.
Учение о методах развивается, пополняется новыми разработками, рассматривается с разных позиций. В дидактике существуют различные классификации описанных методов обучения. Классификация методов обучения проводится по различным основаниям.
По характеру познавательной деятельности (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин):
- объяснительно-иллюстративные или информационно-рецептивные (рассказ, беседа, демонстрация и др.);
- репродуктивные (решение задач, повторение опытов, выполнение алгоритмов по образцу и пр.);
- проблемное изложение (проблемные ситуации, проблемные задачи, познавательные задачи);
- частично-поисковые – эвристические;
- исследовательские.
Тип познавательной деятельности (ТПД) – это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигают ученики, работая по предложенной учителем схеме обучения.
По дидактическим целям (М.Д.Данилов, Б.П.Есипов):
- методы изучения новых знаний;
- методы закрепления знаний;
- методы применения знаний;
- методы творческой деятельности;
- методы контроля.
По способам изложения учебного материала:
- монологические – информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);
- диалогические (проблемное изложение, беседа).
По источникам передачи знаний (Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант, Е.И.Петровский и др.):
- словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график, наблюдения учеников);
- практические (опыты, упражнение, лабораторная работа, дидактическая игра).
В ходе развития общества к ним присоединились еще два метода: работа с книгой и видеометод.
По учету структуры личности:
- сознание ( рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и пр.)
- поведение (упражнение, тренировка и т.п.);
- чувства – стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).
Отразить все множество методов в одной классификации трудно. Наиболее полно набор описанных методов обучения представлен в классификации Ю.К.Бабанского. В основе классификации просматриваются различные компоненты деятельности. В ней выделяются три большие группы методов обучения:
- организационно-действенные – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Словесные, наглядные, практические | Индуктивные и дедуктивные | Репродуктивные и проблемно-поисковые | Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя |
- стимулирующие – методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению | Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении |
- контрольно-оценочные – методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности
Методы устного контроля и самоконтроля | Методы письменного контроля и самоконтроля | Методы практического контроля и самоконтроля |
В его трудах также изложены рекомендации по выбору методов обучения, основанные на научных исследованиях и педагогическом опыте.
Инновационные процессы порождают новые методы в обучении математике. В применении методов обучения необходимо учитывать взаимозависимость и связь методов обучения с другими компонентами методической системы, учитывать гибкость и динамичность образовательного процесса.
Предприняты попытки создания бинарных, полинарных классификаций методов обучения. Например, бинарная классификация методов обучения М.И.Махмутова построена на сочетании методов преподавания и методов учения (изучения). Методы изучения разделяют на научные (наблюдение, анализ, синтез и др.) и учебные (эвристический, обучение на моделях и др.) методы изучения математики.
Методы преподавания – средства и приемы, способы передачи информации, управления и контроля познавательной деятельности учащихся.
Методы учения – средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля.
Основными методами математического исследования являются: наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация.
Составной частью методов обучения являются приемы учебной деятельности. В основе приемов учебной деятельности лежат приемы умственной деятельности – анализ и синтез, сравнение и аналогия, классификация и обобщение, приемы запоминания.
Современные методы обучения направлены в основном на самостоятельное приобретение знаний, на усвоение способов действий.
Современные, специальные методы обучения – это адаптированные для обучения методы познания – построение математических моделей (моделирование), проблемное изложение, аксиоматический метод.
Ни одна из рассмотренных классификаций методов не лишена недостатков. Поиски в этой области продолжаются. В практической деятельности учителю необходимо уметь подбирать сочетание методов.