Методика изучения дробей
В дальнейшем работа продолжается приблизительно через год, в следующем классе. Здесь предстоит познакомить детей с получением дробей и, если требует программа, ввести соответствующие обозначения.
В начальных классах дробь рассматривается как одна или несколько долей (частей).
- Найдите ¼ часть квадрата, закрасьте ее.
- Сколько осталось незакрашено? (3/4 ). Получили дробь ¾.
Надо рассмотреть, что обозначает каждая цифра в записи.
Традиционная программа не предусматривает введение терминов "числитель", "знаменатель", однако в новых технологиях термины вводятся. В любом случае смысл чисел, записанных над чертой и под чертой, должен быть рассмотрен.
При изучении дробей также рассматриваются вопросы сравнения дробей. Эта работа носит практический характер. Для сравнения дробей предполагается использовать в виде наглядности прямоугольники, квадраты, круги.
1/2 | 1/2 | ||||||
1/4 | 1/4 | 1/4 | 1/4 | ||||
1/8 | 1/8 | 1/8 | 1/8 | 1/8 | 1/8 | 1/8 | 1/8 |
1/3 | 1/3 | 1/3 | |||||||||
1/6 | 1/6 | 1/6 | 1/6 | 1/6 | 1/6 | ||||||
1/9 | 1/9 | 1/9 | 1/9 | 1/9 | 1/9 | 1/9 | 1/9 | 1/9 | |||
Детям предлагаются упражнения различного характера с использованием фигур. Например.
1. Сравнить: ¾ и ½.
2. Вставьте число в окошко, чтобы равенство было верным
4 = 3 > 1 <
12 6 8 4 2 4
3. Вставьте пропущенный знак «<», «>», «=»:
33 ,4 1, 41
8 * 4 5 * 8 * 2
В дальнейшем продолжается работа по решению задач на нахождение части числа и на нахождение числа по величине части. Рассматривается решение задач на нахождение дроби числа.
Пример: Расстояние между городами500 км. Поезд проехал 2/5 этого пути. Какое расстояние проехал поезд?
Находим, сколько километров составляет 1/5 всего пути, а затем и 2/5, то есть 200 (км). Решение записывается по смыслу получения дроби.
500 : 5 • 2 = 200 (км).
Выполняются также упражнения: Сколько минут в ¾ часа? Сколько сантиметров в 3/5 метра? Сколько граммов в 3/8 килограмма?
Несколько позднее задачи на нахождение дроби числа включаются в составные задачи: «Мотоциклист проехал за 3 дня 1250 км. В первый день он проехал 2/5 всего пути, а во второй день 3/10 всего пути. Какое расстояние проехал мотоциклист в третий день?». Решение задачи записывать лучше в виде отдельных действий:
1) 1250 : 5 · 2 = 500 (км) – проехал мотоциклист в первый день;
2) 1250 : 10 · 3 = 375 (км) - проехал мотоциклист во второй день;
3) 500 + 375 = 875 (км) – проехал мотоциклист за два дня;
5) 1250 – 875 = 375 (км) – проехал мотоциклист в третий день.
6) Ответ: 375 км.
Различные упражнения с дробями включаются для устных и письменных работ на протяжении всего учебного года.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какова роль изучения долей и дробей в начальном курсе математики?
2. Раскройте методику введения понятия доли: сущность, обозначение, чтение.
3. Как осуществляется сравнение долей?
4. Раскройте методику введения понятия дроби: сущность, обозначение, чтение.
5. Как осуществляется сравнение дробей?
6. Какие виды задач, связанных с понятиями доли и дроби, решаются в начальных классах? Раскройте методику их решения на примерах.
ГЛАВА II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Раздел III. Развитие учащихся начальной школы в процессе изучения математики.
Лекция 18. Принципы и методы обучения математике
План
1. Основные дидактические принципы в обучении математике
2. Методы обучения математике и их классификация
3. Репродуктивные и продуктивные методы обучения
4. Математическое моделирование
Основные дидактические принципы в обучении математике
Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предметом ее являются закономерности и принципы обучения, цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.
Задачами дидактики являются: описание и объяснение процесса обучения; разработка рациональной организации учебного процесса, инновационных образовательных технологий. Положения дидактики имеют универсальный характер.
Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Принципы обучения представляют собой общие указания, нормы для регулирования учебного процесса. Принципы обучения – это система важнейших требований, соблюдение которых является необходимым условием организации учебного процесса.
Дидактические принципы обучения математике являются совокупностью единых требований, соблюдение которых в процессе обучения математике необходимо. К ним относятся принципы: научности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, сознательности, активности и самостоятельности, учета возрастных особенностей, индивидуализации обучения, воспитывающего характера обучения.
При обучении математике в начальных классах необходимо соблюдение таких принципов:
- научности;
- сознательности, активности и самостоятельности;
- доступности;
- наглядности;
- преемственности содержания образования, организационных форм и методов обучения;
- систематичности и последовательности;
- дифференциации и индивидуализации обучения;
- практической направленности обучения математике (связи теории с практикой, связи обучения с жизнью);
- гуманизации;
- усиления воспитательной функции.