Модуль IV. Методика изучения раздела «Человек». Модуль V. Методика изучения раздела «Общая биология»

Вид контроля Вид учебной работы студента, форма отчетности или контроля Кол-во баллов Критерии оценки За семестр Тема для изучения Сроки выполнения (№ нед.)
Текущий Составление конспекта урока гигиенического содержания (тип урока – изучение нового материала). 3-6 3 балла – конспект краткий, составлен с биологическими и методическими ошибками 4 балла – конспект написан сплошным текстом, без выделения изучаемых вопросов, без указания видов деятельности учащихся 5 баллов – конспект полный, цели, задачи и методы определены, содержание четко структури-ровано, дано описание основных заболеваний, указаны правила гигиены системы органов 6 баллов – конспект полный, цели, задачи и методы определены, содержание четко структури-ровано, дано описание основных заболеваний, указаны правила гигиены системы органов и их обоснование Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобраз. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004. § 9, 12, 21, 27, 35, 40, 42, 64, «Влияние алкоголя и никотина на системы органов человека»  
Составление конспекта экскурсии в природу (музей)   5-10 1-5 баллов конспект экскурсии не соответствует требованиям 6 баллов – конспект краткий, составлен с биологическими и методическими ошибками 7 баллов – конспект написан сплошным текстом, без выделения этапов экскурсии 8 баллов – конспект полный, цели, задачи и методы определены, содержание четко структури-ровано, карточки для самостоя-тельной работы уч-щя содержат одинаковые задания 9 баллов – конспект полный, цели, задачи и методы определены, содержание четко структури-ровано, карточки для самостоя-тельной работы уч-щя вариативны, но содержат мало заданий 10 баллов – конспект полный, цели, задачи и методы определены, содержание четко структурировано, карточки для самостоятельной работы уч-щя вариативны, содержат 3-4 задания Рекомендуемые темы: 1.Весенние явления в жизни растений. Приспособленность растений к среде обитания (Раздел «Растения») 2.Разнообразие видов цветковых растений и их мест обитания (Раздел «Растения») 3.Разнообразие и роль членистоногих в природе (Раздел «Животные») 4.Жизнь птиц весной (Раздел «Животные») 5.Смешанный лес как природный биогеоценоз. Сезонные явления в нем (Раздел «Общая биология») 6.Луг как природный биогеоценоз. Сезонные явления в нем (Раздел «Общая биология») 7.Пруд как природный биогеоценоз. Сезонные явления в нем (Раздел «Общая биология») 8. Экскурсия в ботанический сад по любой тематике. 9. Экскурсия в зоологический музей ПГСГА  
Всего    
Самостоятельная работа (специальные формы на выбор студента)
             
Всего    
Всего по модулю    

Требования к составлению конспекта на тему: «Кабинет биологии»

1. Организация помещения кабинета:

· Стол учителя.

· Рабочие места учащихся.

· Доска и стендовая наглядность.

· Технические средства обучения и их размещение.

· Оформление окон.

2. Организация лаборантской комнаты:

· Виды наглядности и способы их хранения.

· Самодельная наглядность и ее роль в образовательном процессе.

· Библиотека учителя биологии

3. Организация уголка живой природы:

· Значение для образовательного процесса.

· Растения уголка.

· Животные уголка.

4. Значение и функции кабинета:

· Учебно-воспитательная роль.

· Научно-методическая роль.

· Справочная функция.

· Функция учета и планирования кабинета.

Рекомендуемая литература:

4) Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

5) Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с.

6) Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с.

Требования к составлению конспекта на тему: «Школьный учебно-опытный участок»

1. Значение учебно-опытного участка для осуществления учебно-воспитательной работы по биологии. (Указать воспитательное значение, реализацию различных форм обучения биологии, отметить значение как материальной базы преподавания биологии).

2. Структура учебно-опытного участка:

· Отдел полевых культур

· Отдел овощных культур

· Отдел плодово-ягодных культур

· Отдел биологии растений: раздел систематики, раздел экологии, дарвиновская площадка

· Отдел цветочно-декоративных культур

· Дендрологический отдел

При описании отделов участка указать структуру самого отдела, выращиваемые растения и их размещение, примерную занимаемую площадь, оптимальное расположение данного отдела на пришкольном участке. (Лучше всего использовать учебник Н.М. Верзилина, В.М. Корсунской «Общая методика преподавания биологии»).

3. Виды деятельности учащихся в каждом из отделов. (Указать возможные опыты с растениями, возможные наблюдения, виды летних заданий, проведение экскурсий, коллекционирование).

Рекомендуемая литература:

7) Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

8) Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская Общая методика преподавания биологии – М.: Просвещение, 1976. – 384 с.

9) Никишов А.И. Теория и методика обучения биологии – М.: КолосС, 2007. – 304 с.

Конспект урока.

Тема: Пищеварение в ротовой полости и желудке.

Цель: рассказать о строении ротовой полости и желудка и процессах пищеварения, происходящих в них.

Задачи:

1.Образовательные: изучить, состав слюны, заболевания зубов; выявить условия пищеварения в ротовой полости; рассмотреть акт глотания; рассказать о составе желудочного сока, о нервно-гуморальной регуляции слюноотделения и желудочного сокоотделения.

2.Развивающие: развитие понятий «нервная регуляция», «гуморальная регуляция», «условный рефлекс», «безусловный рефлекс»; развитие умений проводить исследование, обобщать результаты и делать выводы; развитие мышления.

3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, гигиеническое воспитание на примере объяснения гигиенических правил пищеварения.

Тип урока:комбинированный.

Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий), практические (эксперимент в форме лабораторной работы).

Оборудование: на каждый стол: чашка Петри, р-р йода, 2 спички, вата, 2 куска накрахмаленной марли; таблица «Строение пищеварительной системы».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания.

1.Работа по дидактическим карточкам.

2.Работа у доски:

А) Заполнить схему

Пищеварительная система

↓ ↓

Желудочно-кишечный Пищеварительные

тракт железы

Б) Зарисовать строение зуба и отметить его части. Назвать состав зуба и виды зубов с указанием их функций.

В) Рассказать о строении желудочно-кишечного тракта с помощью таблицы, указав последовательность расположения отделов.

3.Работа с классом – диктант.

На доске написаны ответы, из которых учащиеся выбирают правильные на каждый вопрос. Вопросы диктуются учителем устно.

Ответы:

1. Пищевод

2. Аппендикс

3. Желудок

4. Печень

5. Тонкий кишечник

6. Поджелудочная железа

7. Толстый кишечник

8. Двенадцатиперстная кишка

9. Ротовая полость

10. Слюнные железы

Вопросы:

I. Самая большая железа

II. Самый длинный орган ЖКТ

III. Отдел, следующий за желудком

IV. Проводит пищу в желудок

V. Образуют кишечник

VI. Отдел ЖКТ, стенки которого образованы 3-мя слоями гладкой мускулатуры.

VII. Железы, впадающие в 12-типерстную кишку.

VIII. Отдел, где происходит измельчение пищи.

III. Целеполагание.

Факты:

1. Французский король Людовик XV на завтрак съедал: тарелку пюре с гренками, тарелку супа из голубей, тарелку баранины в чесноке, девять вкрутую сваренных яиц, кусок жирной ветчины с укропом. Королю 40 лет, но лицо его оливкового цвета, почти сизое, дыхание гнусное. Он тучен и задыхается.

2. Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.

3. От перенасыщения пищевого рациона мясными изделиями в кишечнике начинают развиваться гнилостные микроорганизмы. Они вырабатывают ядовитые вещества, которые через стенки кишечника поступают в кровь и отравляют организм. Предотвращают такое самоотравление кисломолочные продукты: кефир, простокваша.

Итак, речь сегодня на уроке пойдет о пищеварении, о том, что происходит с пищей в пищеварительной системе.

Наши рекомендации