Лекция 1. Методика преподавания математики как научная дисциплина

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Институт непрерывного педагогического образования

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»,

Образовательный профиль «Начальное образование»

Б3.В.6 Методика преподавания математики

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине

Конспект лекций

(на правах рукописи)

Абакан

1. Конспект лекция разработан в соответствии с рабочей программой дисциплины Б3.В.6 «Методика преподавания математики» для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавра 050100 «Педагогическое образование», образовательный профиль «Начальное образование»

2. Разработчик: М. И. Якутова , кандидат педагогических наук, доцент

3. Принят на заседании кафедры педагогики и методики начального образования

04.09.2013, протокол № 1

Зав.кафедрой педагогики и методики начального образования _______________Т. А. Федорова

Методика преподавания математики: учебно-методический комплекс по дисциплине: конспект лекций / сост. М. И. Якутова. – Абакан, 2013.

Конспект лекций представляет собой составную часть учебно-методического комплекса по дисциплине «Методика преподавания математики». Данное пособие создано с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Конспект лекций предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавра 050100 «Педагогическое образование», образовательный профиль «Начальное образование», а также практикующим учителям начальных классов.

Конспект содержит 29 лекций.

© Хакасский государственный

университет им. Н. Ф. Катанова, 2013

© Якутова М. И., составление, 2013

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………5

ГЛАВА I. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Раздел I. Методика преподавания математики как учебный предмет. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения. Принципы

Построения курса математики в начальной школе.

Лекция 1. Методика преподавания математики как научная дисциплина…………………8

Лекция 2. Методика изучения нумерации чисел первого десятка. Сложение и вычитание

однозначных чисел……………………………………………………………………………15

Лекция 3. Методика изучения нумерации чисел в пределах 100…………………………..24

Лекция 4. Методика изучения сложения и вычитания в пределах 100……………………28

Лекция 5. Методика изучения умножения и деления чисел в пределах 100………………33

Лекция 6. Методика изучения нумерации чисел в пределах 1000. Методика изучения

нумерации многозначных чисел………………………………………………………………39

Лекция 7. Методика изучения сложения и вычитания многозначных чисел……………..43

Лекция 8. Методика изучения умножения и деления многозначных чисел………………47

Раздел II. Формирование вычислительных навыков. Методика обучения младших школьников решению задач. Методика изучения алгебраического и геометрического материала. Методика работы над величинами.

Лекция 9. Формирование навыков устных и письменных вычислений…………………..59

Лекция 10. Общие вопросы методики обучения решению задач…………………………64

Лекция 11. Методика обучения решению простых задач…………………………………77

Лекция 12. Методика обучения решению составных задач………………………………86

Лекция 13. Методика изучения геометрического материала……………………………..99

Лекция 14. Методика изучения алгебраического материала…………………………….104

Лекция 15. Формирование у учащихся представлений о величинах и их измерении…113

Лекция 16. Формирование у учащихся представлений о величинах и их измерении…120

Лекция 17. Методика работы над дробями ……………………………………………….125

ГЛАВА II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Раздел III. Развитие учащихся начальной школы в процессе изучения математики.

Лекция 18. Принципы и методы обучения математике…………………………………128

Лекция 19. Формы обучения. Урок в школе……………………………………………..133

Лекция 20. Средства обучения математике………………………………………………140

Лекция 21. Контроль знаний по математике……………………………………………..149

Лекция 22. Подготовка учителя к уроку….………………………………………………152

Лекция 23. Подготовка учителя к уроку………………………………………………….158

Лекция 24. Формирование логической культуры………………………………………..164

Раздел IV. Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы. Различные концепции построения начального курса математики.

Лекция 25. Образовательная система Л.В.Занкова………………………………………172

Лекция 26. Образовательная система «Школа 2100»……………………………………186

Лекция 27. Образовательная система «Школа ХХI века»………………………………194

Лекция 28. Образовательная система «Гармония»………………………………………214.

Лекция 29. Особенности обучения в МКШ………………………………………………237

Заключение………………………………………………………………………………….245

Список литературы…………………………………………………………………………246

Введение

Данный курс предназначен студентам факультетов и отделений начальных классов педагогических вузов и колледжей, а также учителям начальных классов. Актуальность и социальная значимость курса обосновываются необходимостью решения задач обучения, воспитания и развития младших школьников, что предполагает повышение уровня фундаментальной мет одической подготовки учителя начальных классов, основой которой являются прочные знания частных методик, одной из которых является методика преподавания математики. Данный курс ставит задачу усиления прикладной и профессиональной направленности подготовки учителя. Современный учитель – это учитель-исследователь, постоянно осваивающий новые технологии, новые подходы к введению тех или иных методических понятий.

В предлагаемом курсе отдельные темы изложены с учетом современных подходов, технологий, на основе знаний современных учебно-методических комплексов.

Важно сформировать у студентов научное мировоззрение, показать взаимосвязь наук, рассмотреть происхождение математических понятий из потребностей практики, наполнить абстрактные понятия конкретным содержанием, указать связь математики с методикой преподавания математики .

Прикладная направленность курса математики заключается в решении следующих задач:

- привить студентам навыки применения математического аппарата к решению задач, возникающих при изучении дисциплин профессиональной подготовки (информатики, экономики, изобразительного искусства, музыкального образования, технологии и др.);

- помочь развитию способностей студентов, формированию умений и навыков общего характера (вычислительных, измерительных, графических), овладению общенаучными методами (моделирование, наблюдение, эксперимент, сбор, обработка и классификация данных);

- выработать у студентов навыки самостоятельного приобретения знаний, умение работать со справочным материалом;

- активизировать использование студентами приемов логического мышления (анализ, синтез, аналогию, обобщение и др.);

- развить творческое мышление студентов, которое является одним из обязательных качеств гармонически развитой личности;

- сформировать научное мировоззрение студентов.

Курс лекций сопровождается иллюстрирующим материалом, решением математических задач. Это потребовало сделать изложение некоторых теоретических положений довольно кратким, без доказательств, строгих, но длинных. Например, изучение некоторых геометрических понятий представлено без доказательства многих теорем, доказанных в средней школе. Знание геометрического материала обобщается, иллюстрируется. Вместе с тем те вопросы, которые не изучались в средней школе, изложены тщательно, например, теория множеств, математическая логика.

Одна из важнейших задач начального курса методики преподавания математики – формирование у детей умения решать текстовые задачи. Этот раздел включен в курс лекций и его изучение направлено на овладение умениями решать нестандартные текстовые задачи. Тема «Методика решения текстовых задач» призвана усилить профессиональную подготовку будущих учителей.

Учитель должен получить знание о способах изучения математических понятий в начальной школе, поэтому в данном курсе рассматриваются вопросы, непосредственно примыкающие к курсу математики начальной школы, на более высокой логической основе.

Современные требования к подготовке специалиста предполагают достижение высокого уровня его профессиональной подготовки.

Цель курса – повысить уровень подготовки студентов по методике начального обучения математике: углубить и систематизировать знания по педагогике, психологии, математике, сформировать методические умения, развивать познавательные и конструктивные способности будущих специалистов-педагогов.

В основе разработанного курса по методике преподавания математики в начальной школе лежит концепция комплексного обучения студентов. При изучении курса методики преподавания математики должны использоваться знания, полученные в курсах педагогики, психологии, математики и др.

При изучении темы «Методика преподавания математики как научная дисциплина» необходимо, с одной стороны, ввести будущих учителей в курс методики, определяя основные задачи учебного предмета, а с другой, показать сложный характер методической деятельности учителя начальных классов.

Изучение темы «Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения» раскрывает предметное содержание курса математики. Эта тема раскрывает основные понятия школьного курса, законы, свойства и способы действий.

В результате изучения темы «Развитие учащихся начальной школы в процессе изучения математики» будущие учителя усваивают содержание таких понятий, как умения и навыки, и возможные соотношения между ними в школьном курсе математики, различные способы рассуждений, доступные младшим школьникам. Учитель не только знакомит школьников с содержанием приемов умственных действий, но и учит применять их, организуя соответствующим образом деятельность школьников.

Тема «Формирование вычислительных навыков» посвящена психолого-педагогическим аспектам формирования умений и навыков на математическом материале, раскрытию рациональных способов вычислений.

Решение задач по математике в начальной школе способствует достижению многих целей учебно-воспитательной работы с учащимися. В задачах заложены большие возможности для повышения общего и математического образования учащихся: развитие смекалки, логического мышления, творческих способностей.

Тема «Методика изучения алгебраического и геометрического материала» включена в курс с целью подготовки будущих учителей к обучению учащихся алгебре и геометрии в средней школе, формирования у них целостных представлений о курсе математики.

Методика изучения основных величин включена в курс методики математики для ознакомления студентов с представлением о таких величинах, как длина отрезка, масса, время, площадь фигуры, их роли в начальном курсе математики.

В результате изучения темы «Урок математики в начальных классах» у студентов формируются дидактические и методические умения - умения конструировать и анализировать урок.

Курс завершается темой «Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы». Результатом изучения этой темы является формирование у студентов умения знакомиться с теоретическими основами инновационных технологий обучения, анализировать программы и учебники математики.

Главной особенностью данного курса является его профессиональная направленность. Эта направленность заложена в отборе материала, в уровне его изложения.

Материал разбит на главы, главы – на параграфы, параграфы – на пункты. Каждая лекция строится так: рассматривается значимость материала в жизни и дальнейшем обучении, излагаются теоретические положения, формулируются вопросы для самостоятельного усвоения материала.

При подготовке к занятиям необходимо опираться на материалы учебников начального курса математики М. И. Моро, М. А. Бантовой, А. А. Аргинской, В. Н. Рудницкой и др. Курс написан с учетом реализации принципа преемственности с курсом математики, изучаемым в средней школе и курсом методики преподавания математики, изучаемым в вузе. Его содержание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050708 (031200) – педагогика и методика начального образования.

Целью данной дисциплины является совершенствование системы усвоения студентами содержания, методов, приемов изучения основных разделов начального курса математики, традиционных форм, методов, средств обучения младших школьников математике, овладение будущими учителями вариативными подходами организации творческой деятельности детей; формирование у студентов методических знаний, умений, мотивации, рефлексии и опыта продуктивной деятельности для реализации на практике идей творческого развития учащихся начальных классов в процессе обучения математике.

Задачами дисциплины являются:

- совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей по методике преподавания математики в начальной школе за счет внедрения новых технологий, развития у них мотивации, рефлексии, установления меж предметных связей данного курса с психолого-педагогическими и специальными дисциплинами;

- подготовка студентов к реализации идей развивающего, проблемного, диалогического обучения, организации познавательно-поисковой математической деятельности младших школьников;

- обучение будущих учителей методам организации благоприятной психосоциальной среды в ученическом коллективе;

- вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу с целью формирования у них поисково-познавательных и творческих способностей.

Изучение литературы по теме следует начинать с общих работ, чтобы иметь представление об основных вопросах избранной темы. Статью или книгу нужно читать с карандашом в руках, делая выписки. Работу с литературой желательно вести по этапам:

Общее ознакомление с произведением в целом;

Беглый просмотр всего содержания;

Чтение в порядке последовательности всего материала;

Выборочное чтение какой-либо части произведения;

Выписка представляющих интерес материалов; критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая запись» как фрагмент будущей работы.

При изучении и конспектировании литературы следует обращать внимание на основные теоретические положения и методические подходы к их реализации. Используется не вся информация, а только та, которая имеет отношение к изучаемой теме. Положения, взятые из литературных источников лучше не цитировать, а излагать своими словами, сохраняя при этом смысловую идею. Обязательно надо указывать фамилию, инициалы автора, ссылку на произведение (в скобках). Для этого, необходимо правильно оформлять выписки из текста, чтобы в дальнейшем ими легко было пользоваться. Избегайте простого изложения и констатации фактов. Стремитесь определить и выразить свою точку зрения на высказывания авторов.

При изложении курса необходимо знакомить студентов с новыми достижениями методической науки, показывать, как развивается методика преподавания математики в связи с изменением социально-исторических условий и неразрывно связанных с ними учебно-воспитательных целей народного образования, рассматривать пути дальнейшего совершенствования начального обучения математике.

ГЛАВА I. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

Раздел I. Методика преподавания математики как учебный предмет. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность их изучения. Принципы построения курса математики в начальной школе.

Лекция 1. Методика преподавания математики как научная дисциплина

(самостоятельно)

План

1. Математика как наука

2. Начальный курс математики как учебный предмет

3. Предмет методики преподавания математики

4. Цели и содержание обучения математике

1. Математика как наука

Слово «математика» (mathema) переводится как «познание, наука» (греч.) Математика – это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.

Количественные отношения выражаются числовыми множествами – множествами натуральных, целых, рациональных, действительных, комплексных чисел. Пространственные формы включают геометрические объекты двухмерного, трехмерного пространства, а также многомерного пространства.

Математика изучает математические модели – логические структуры, схемы, их взаимосвязи. Математические понятия получены в результате абстрагирования от предметов и явлений реального мира.

Математика возникла из практических потребностей людей в древнем мире. Связи математики с практикой, жизнью многообразны. Велика роль математики в развитии современной физики, астрономии, химии – это инструмент, научный язык. Значительное место занимает математика и в экономике, биологии, медицине. Даже в гуманитарных науках, таких как психология, педагогика, социология, статистика математика играет определенное значение.

В истории развития математики выделяют несколько периодов.

Первый период – период зарождения математики, период продолжался до VI-V вв. до н.э.

Второй период – период элементарной математики – продолжался приблизительно до конца XVII века, когда довольно далеко зашло зарождение высшей математики.

Математика бурно развивалась в Древней Греции (имена Евклида, Архимеда, Диофанта известны многим). Математика достигла значительного уровня развития в древнем Китае – в технике произведения вычислений, в создании общих алгебраических методов. Индийские математики ввели десятичную нумерацию, описали действия во множестве целых и действительных чисел. Математика развивалась и в арабских странах: были введены тригонометрические функции, десятичные дроби, вычислено число p с семнадцатью десятичными знаками.

Третий период – период математики переменных величин (с ХVII в. до середины ХIХ в.) В это время создан такой раздел математики как математический анализ, давший возможность рассматривать процессы в их движении, развитии. Он включает в себя изложение понятий функции, производной и интеграла, дифференциальные уравнения. Четвертый период – это период создания математики переменных отношений (ХIХ-ХХ вв.). Он характеризуется развитием математического анализа, изучением процессов в их движении. Широко применяется метод моделирования. Возникли различные разделы математики – аналитическая геометрия, вычислительная математика, математическая логика, теория вероятности. Области приложения математического анализа расширились – в механике (механика непрерывных сред, баллистика) и физике (электродинамика, теория магнетизма, термодинамика).

Математика находится в непрерывном развитии. Возникают все новые математические дисциплины: теория игр, теория информации, математическая статистика, теория вероятностей и др.

2. Начальный курс математики как учебный предмет

В школьный курс математики отобрана та часть математических знаний, которая даст общее представление о науке, поможет овладеть математическими методами и будет способствовать необходимому развитию математического мышления у школьников.

Математика как учебный предмет в школе представляет собой элементы арифметики, алгебры, начал математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии, тригонометрии. Начальный курс математики, изучаемый в I-IV классах школы, является органической частью школьного курса математики. Это значит, что курс математики для V-ХI классов – продолжение начального курса, а начальный курс – его исходная база. В соответствии с этим начальный курс математики включает арифметику целых неотрицательных чисел, элементы алгебры и геометрии.

Современные технологии обучения представляют разный набор математических понятий и последовательность их изучения. Однако ядро основных математических понятий, необходимых для продолжения обучения в средней школе, сохраняется во всех оригинальных курсах математики.

Начальный курс математики имеет свои особенности построения.

1. Арифметический материал составляет главное содержание курса. Основой начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. Кроме того, в него входят элементы геометрии и алгебраической пропедевтики, которые по возможности включаются в систему арифметических знаний, способствуя более высокому уровню усвоения понятий о числе, арифметических действиях и математических отношениях, т.е. элементы алгебры и геометрии не составляют особых разделов курса математики, а органически связываются с арифметическим материалом.

2. Арифметический материал вводится концентрически. Сначала изучается нумерация чисел первого десятка, которые не подлежат десятичному расчленению, вводятся цифры для записи этих чисел, изучаются действия сложения и вычитания. Затем рассматривается нумерация чисел в пределах 100, раскрывается понятие разряда, позиционный принцип записи чисел, которые подлежат десятичному расчленению, изучается сложение и вычитание двузначных чисел, вводятся два новых арифметических действия: умножение и деление. Далее изучается нумерация чисел в пределах 1000. Здесь рассматриваются три разряда (единицы, десятки, сотни). Они составляют основу нумерации многозначных чисел, Здесь обобщаются знания об арифметических действиях, вводятся приемы письменного сложения и вычитания. Четвертый концентр посвящен изучению нумерации многозначных чисел. Здесь рассматривается понятие класса, обобщается знание принципа поместного значения цифр, изучаются приемы письменных вычислений. Таким образом, в курсе выделены четыре концентра: десяток, сотня, тысяча, многозначные числа.

3. Одновременно и в тесной связи с рассмотрением нумерации и арифметических действий изучаются другие вопросы: величины, дроби, алгебраический и геометрический материал. Эти разделы раскрываются с первого по последний год обучения, представляя собой линии, пронизывающие основной арифметический материал курса математики.

 
  Лекция 1. Методика преподавания математики как научная дисциплина - student2.ru

Выделение именно таких концентров объясняется особенностями десятичной системы счисления и вычислительных приемов: в каждом концентре раскрываются новые вопросы, связанные с системой счисления и арифметическими действиями.

4. Вопросы теории и вопросы практического характера органически связываются между собой. Многие вопросы теории вводятся индуктивно, а на их основе раскрываются вопросы практического характера.

5. Математические понятия, свойства, закономерности раскрываются в курсе в их взаимосвязи. Это не только связь между арифметическим, алгебраическим и геометрическим материалом, но и так называемые внутрипредметные связи – связи между различными понятиями курса, свойствами, закономерностями.

6. Курс математики строится так, что в процессе его изучения каждое понятие получает свое развитие. Например, при изучении арифметических действий сначала раскрывается их конкретный смысл, затем свойства действий, связи и зависимости между компонентами и результатами действий, а также между самими действиями.

7. Сходные или связанные между собой вопросы рассматриваются в сравнении. В этом случае сразу же можно выделить существенные сходные и различные признаки, а это предотвратит ошибки. Так одновременно рассматриваются действия сложения и вычитания, равенства и неравенства, равенства и уравнения.

Таковы основные особенности построения начального курса математики. Рассмотрим теперь его содержание и особенности раскрытия главнейших понятий.

Арифметический материал включает нумерацию целых неотрицательных чисел и арифметические действия над ними, сведения о величинах, их измерении и действия над ними, понятие о дроби.

Изучение этого материала должно привести учащихся к усвоению системы математических понятий, а также к овладению прочными и осознанными умениями и навыками.

Одним из центральных понятий начального курса является понятие натурального числа. Оно трактуется как количественная характеристика класса эквивалентных множеств. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами (длина отрезка, масса, площадь и др.). Формирование понятия натурального числа не только в процессе счета предметов, но и в процессе измерения величин обогащает содержание этого понятия. При изучении нумерации натуральное число получает дальнейшее развитие: оно выступает как элемент упорядоченного множества или как член натуральной последовательности. В связи с рассмотрением свойств натуральной последовательности раскрывается количественное и порядковое значение натурального числа. Над числами можно производить действия, в результате получится тоже число. Таким образом, в начальном курсе математики раскрываются различные способы образования натурального числа (счет, измерение, выполнение арифметических действий). Число нуль трактуется как количественная характеристика пустых множеств.

В начальных классах дается наглядное представление о дроби. Вначале дается представление о доле как одной из равных частей целого (круга, куска шпагата и т.п.). Рассматривается решение задач на нахождение доли от числа и числа по его доле. В следующем классе вводится дробь как совокупность долей, запись дроби, преобразование и сравнение дробей на наглядной основе.

Понятие о системе счисления раскрывается при концентрическом построении курса постепенно, в процессе изучения нумерации натуральных числе и арифметических действий над ними. Постепенно вводятся новые разряды и классы чисел.

Арифметические действия занимают центральное место в начальном курсе математики. Этот раздел включает раскрытие конкретного смысла арифметических действий, свойств действий, связей и зависимостей между компонентами и результатами действий, а также формирование вычислительных умений и навыков.

В связи с изучением арифметического материала вводятся элементы алгебры: на конкретной основе раскрываются понятия равенства, неравенства, уравнения, переменной.

Геометрический материал служит не только для ознакомления с простейшими геометрическими фигурами, но и развития пространственных представлений младших школьников, и для пропедевтики изучения геометрии в средней школе. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами (прямые, кривые, ломаные линии, точка, отрезок прямой, многоугольники и их элементы, окружность, круг. Изучаются геометрические величины – длина отрезка и площадь фигуры.

В тесной связи с изучением арифметического, алгебраического и геометрического материала раскрывается понятие величины и идея измерения величин. Ознакомление с такими величинами, как длина, масса, емкость, время, площадь, с единицами их измерения и с измерением величин выполняется практически и тесно связывается с формированием понятия числа, десятичной системы счисления и арифметических действий, а также с формированием понятия геометрической фигуры.

Задачи являются теми упражнениями, с помощью которых прежде всего раскрываются многие вопросы начального курса математики. Например, с помощью решения задач раскрывается конкретный смысл арифметических действий, свойства действий, связи между компонентами и результатами арифметических действий и др. Формирование каждого нового понятия всегда связано с решением тех или иных задач, требующих применения или помогающих уяснить его значение. Таким образом, задачи являются средством связи обучения математике с жизнью, той сферой приложения математических знаний, которая позволяет обеспечить достаточно разнообразные жизненные ситуации для раскрытия разных сторон понятий. Кроме того, в процессе решения задач учащиеся овладевают практическими умениями и навыками, необходимыми им в жизни, знакомятся с полезными фактами, учатся устанавливать связи и зависимости между величинами, часто встречающимися в жизни.

3. Предмет методики преподавания математики

Методика преподавания математики – наука о математике как учебном предмете и закономерностях процесса обучения математике учащихся различных возрастных групп.

Еще одно определение: Методика обучения математике – это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения математике. Она изучает и исследует процесс обучения математике в целях повышения его эффективности и качества. Методика обучения математике рассматривает вопрос о том, как надо преподавать математику.

Методологическими основами методики обучения математике в начальных классах являются положения, закономерности диалектического материализма, психологии, педагогики. Методика преподавания математики в начальных классах связана также с физиологией младших школьников, с методикой математики в детском саду и в средней школе и другими методиками. Теоретическими основами методики обучения математике в начальных классах являются общедидактические положения.

Целью данной дисциплины является совершенствование системы усвоения студентами содержания, методов, приемов изучения основных разделов начального курса математики, традиционных форм, методов, средств обучения младших школьников математике, овладение будущими учителями вариативными подходами организации творческой деятельности детей; формирование у студентов методических знаний, умений, мотивации, рефлексии и опыта продуктивной деятельности для реализации на практике идей творческого развития учащихся начальных классов в процессе обучения математике.

Основные компоненты методической системы – цели, содержание, методы, формы и средства обучения математике.

Задачами дисциплины являются:

- совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей по методике преподавания математики в начальной школе за счет внедрения новых технологий, развития у них мотивации, рефлексии, установления межпредметных связей данного курса с психолого-педагогическими и специальными дисциплинами;

- подготовка студентов к реализации идей развивающего, проблемного, диалогического обучения, организации познавательно-поисковой математической деятельности младших школьников;

- обучение будущих учителей методам организации благоприятной психосоциальной среды в ученическом коллективе;

- вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу с целью формирования у них поисково-познавательных и творческих способностей.

-определение конкретных целей изучения математики по классам, темам, урокам;

- отбор содержания учебного предмета в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся;

- разработка наиболее рациональных методов и организационных форм обучения, направленных на достижение поставленных целей;

- выбор необходимых средств обучения и разработка методики их применения в практике работы учителя математики.

Структурно методика преподавания математики может быть представлена двумя разделами:

· Общая

· Частная (традиционная технология, современные технологии обучения).

Предусмотренное программой содержание школьного математического образования, несмотря на происходящие в нем изменения, в течение достаточно длительного времени сохраняет свое основное ядро.

Выделенное ядро школьного курса математики составляет основу его базисной программы, которая является исходным документом для разработки тематических программ. В программе кроме распределения учебного материала по классам, излагаются требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, раскрываются межпредметные связи.

Наши рекомендации