Задания для самостоятельной работы. Синтаксис сложного предложения
Синтаксис сложного предложения
Тема для обсуждения:Синтаксис сложного предложения. Сложносочиненные предложения.
Цель: Научиться отличать сложное предложение от простого, определять типы синтаксических отношений между частями сложного предложения и способы связи между ними; определять типы сложносочиненных предложений; научиться пунктуационному оформлению сложносочиненных предложений.
Групповое обсуждение вопросов
1. Общее понятие о сложном предложении.
2. Признаки сложного предложения: количество предикативных частей (две и более), структурно-семантическое единство частей, интонация завершенности.
3. Средства связи предикативных частей в сложном предложении.
4. Значение и употребление сочинительных союзов в различных типах сложносочиненных предложений.
5. Типология сложного предложения: союзные (сложносочиненные) и бессоюзные сложные предложения.
6. Общее понятие о сложносочиненном предложении.
7. Типы сложносочиненных предложений в зависимости от структуры и значения: соединительные, разделительные, противительные, пояснительные, присоединительные.
8. Стилистическое употребление союзов в сложносочиненных предложениях.
9. Пунктуация в сложносочиненных предложениях.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Прочитайте данные ниже определения сложного предложения. Сравните их. Дайте свое определение сложного предложения. Объясните его.
1) «…сложное предложение – это полипредикативная коммуникативная единица, характеризующаяся структурным и семантическим единством, а также информационной цельнооформленностью» (Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 478).
2) «Предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных частей, образующих смысловое. структурное и интонационное единство, называется сложным» (Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – М., 1973. – С. 273).
3) «Сложное предложение – это структурно-смысловое и интонационное единство двух или более предикативных единиц» (Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта. – М., 1999. – С. 370).
Задание 2. Прочитайте положение: «Сложное предложение представляет собой объединение двух или более предикативных частей, функционирующее как одна коммуникативная единица». Объясните, с чем связан коммуникативный аспект сложного предложения? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 485).
Задание 3.Какие основные и дополнительные средства связи предикативных частей включает в себя модель сложного предложения (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 480).
Подберите примеры на каждый случай из текстов СМИ или художественной литературы. Можно использовать примеры из учебных пособий.
Задание 4. В чем особенности структурной, семантической, коммуникативной характеристики сложного предложения? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 482-485).
Задание 5. Сравните простое и сложное предложение с точки зрения структурного, семантического и коммуникативного аспектов.
Задание 6.Прочитайте положение, изложенное в книге В. В. Бабайцевой и др. «Современный русский язык» (Ростов-на-Дону, 1997. – С. 324):
«Под грамматическим значением сложного предложения обычно понимают смысловые отношения между его частями, причём то или иное грамматическое значение свойственно не только какому-то одному конкретному предложению, но всем предложениям, имеющим одинаковое строение (структуру), построенным по одной модели».
Предложения Подарков он не принимал, потому что нечем было отдарить (Гончаров); Однажды Варюша проснулась оттого, что Сидор… стучал клювом в стекло (К. Паустовский), несмотря на различие союзов, построены по общей типовой модели. Между событиями первой и второй предикативных частей устанавливается причинная связь. Таким образом, синтаксические значения данных конструкций – значения причины».
Подберите примеры сложных предложений, в которых устанавливались бы синтаксические значения атрибутивности, соединения, а также изъяснительно-объектные значения.
Задание 7. В чем особенности структурно-семантической характеристики сложного предложения?
Выпишите примеры двучленных / многочленных сложных предложений; союзных / бессоюзных сложных предложений; гибкой / негибкой структуры;
«По функции (характеру целеустановки) выделяются функциональные типы сложного предложения. При этом различаются:
1) функционально однородные предложения:
а) повествовательное: Я шел медленно: мне было грустно (М. Лермонтов); вопросительное: Почему … другие все могут, а я не могу? (Л. Толстой); в) побудительное: Все отдай земле земное, и, как синий дым, восходи к нам в голубое, чист и невредим (Ф. Сологуб);
2) синкретичные, объединяющие функционально разнородные части: повествовательно-вопросительные: Без сомнения, он был в жалком положении, но что было делать? (Л. Т.); повествовательно-побудительное: Лучше не найдете: обратите нежный взгляд, девушки, к пехоте (А. Твардовский); в) побудительно-вопросительное: Да забеги к уряднику – чего он там прохлаждается? (А. Чехов); 2) побудительно-повествовательное: Пойми: несвобода от лжи доводит до зверства (В. Корнилов).
Выпишите примеры из газетных или художественных текстов, иллюстрирующие каждый функциональный тип сложного предложения.
Задание 8. Назовите 3 основных признака, служащих основанием для классификации сложных конструкций.
Задание 9. Назовите основные дифференциальные признаки сложносочиненного предложения. На что опирается структурно-семантическая классификация сложносочиненных предложений? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 497).
Задание 10. Назовите структурно-семантические типы и подтипы сложносочиненных предложений. На чем базируется такая классификация? (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – С. 497-500). Свой ответ подкрепите примерами из газетных и художественных текстов.
Письменное задание
Упр. 1. Дайте полную характеристику данных ниже сложносочиненных предложений по предлагаемой схеме.