Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности

Указание по мерам безопасности

При выполнении лабораторной работы

Внутри используемых в работе электроизмерительных приборов имеется переменное сетевое напряжение 220 В, 50 Гц, представляющее опасность для жизни.

Наиболее опасными местами являются сетевой выключатель, гнезда предохранителей, шнур сетевого питания приборов, соединительные провода, находящиеся под напряжением.

К выполнению лабораторных работ в учебной лаборатории допускаются обучающиеся прошедшие обучение по мерам безопасности при проведении лабораторных работ с обязательным оформлением в журнале протоколов проверки знаний по мерам безопасности при проведении лабораторных работ.

Перед выполнением лабораторной работы обучающимся
необходимо:

- усвоить методику выполнения лабораторной работы, правила ее безопасного выполнения;

- ознакомиться с экспериментальной установкой; знать безопасные методы и приемы обращения с приборами и оборудованием при выполнении данной лабораторной работы;

- проверить качество сетевых шнуров; убедиться, что все токоведущие части приборов закрыты и недоступны для прикосновения;

- проверить надежность соединения клемм на корпусе прибора с шиной заземления;

- в случае обнаружения неисправности немедленно доложить преподавателю или инженеру;

- получить у преподавателя допуск к ее выполнению, подтверждая этим усвоение теоретического материала. Обучающийся не получивший допуск к выполнению лабораторной работы не допускается.

Включение приборов производит преподаватель или инженер. Только после того, как он убедится в исправности приборов и правильности их сборки можно приступать к выполнению лабораторной работы.

При выполнении лабораторной работы обучающиеся должны:

- не оставлять без присмотра включенные приборы;

- не наклоняться к ним близко, не передавать через них какие-либо предметы и не опираться на них;

- при работе с грузиками надежно закреплять их крепежными винтами на осях.

замену любого элемента установки, присоединение или разъединение разъемных соединений производить только при отключенном электропитании под четким наблюдением преподавателя или инженера.

Обо всех недостатках, обнаруженных во время выполнения лабораторной работы, сообщить преподавателю или инженеру

По окончании работы отключение аппаратуры и приборов от электросети производит преподаватель или инженер.

Лабораторная работа №11

ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗАННЫХ КОЛЕБАНИЙ

Цель работы:

Изучить основные закономерности гармонических колебаний и сложение колебаний одного направления. Изучить колебания связанных маятников, синфазные и противофазные колебания, биения.

Теория

Введение.Движения, называемые колебаниями, широко распространены и играют большую роль в природе и технике. Характерной особенностью всех колебательных движений является их периодичность, т.е. регулярная повторяемость через равные промежутки времени Т. В качестве примеров колебательных движений можно указать: движение маятника, колебание тела на пружине, движения поршня в двигателе внутреннего сгорания, колебания атомов и молекул вблизи положения равновесия в твердых телах и т.д. Математически повторяемость движения означает выполнение следующих соотношений:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (1)

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Где x – координата колеблющейся точки, Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru и a – скорость и ускорение колеблющейся точки соответственно. Аналогичные соотношения могут быть записаны и для любых других параметров, описывающих движение колеблющейся точки. Отрезок времени Т, между двумя последовательными одинаковыми состояниями движения колеблющегося тела, называют периодом колебаний. Следует отметить, что повторяемость движения присуща также равномерному вращению. Однако, при вращательном движении все точки тела движутся по неизменным круговым траекториям все время в одну и ту же сторону, в то время как при колебательном движении одна и та же траектория проходится колеблющимся телом поочередно в противоположных направлениях.

К колебательным относят и такие движения, которые не являются строго периодическими в указанном выше смысле, но для которых характерно то, что движущееся тело проходит через равные промежутки времени через положение равновесия, двигаясь поочередно в противоположных направлениях, и достигая через такие же промежутки времени максимального отклонения от равновесия в том или ином направлении. Примером такого движения могут быть затухающие колебания маятника (колебания с постепенно убывающей амплитудой колебаний). Колебательное движение считается заданным, если известны координаты тела как функция времени.

Свободные гармонические колебания. Колебания называются гармоническими, если их можно описать с помощью функций синуса или косинуса. Свободные колебания наблюдаются в системе, на которую не действуют внешние силы или их действие скомпенсировано, и при отсутствии в системе сил трения. В качестве примера гармонических колебаний рассмотрим свободные колебания математического маятника.

Математический маятник – материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити (рис. 1).

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru Вследствие того, что нить нерастяжима расстояние от материальной точки до точки подвеса О остается постоянным и траектория по которой движется материальная точка – окружность. Таким образом, материальная точка совершает вращательное движение, для описания движения материальной точки воспользуемся основным законом динамики вращательного движения:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (2)

Здесь I – момент инерции тела относительно оси вращения, a – угол отклонения маятника от положения равновесия, M – результирующий момент сил, действующих на тело. Для материальной точки момент инерции Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru .

На материальную точку действуют две силы – сила тяжести Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru и сила натяжения нити Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru . Однако, в уравнение входят не силы, действующие на материальную точку, а моменты сил относительно оси вращения О. Т.к. линия действия силы Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru проходит через точку О, то плечо этой силы (т.е. кратчайшее расстояние от оси вращения до линии действия силы) равно нулю и момент силы также равен нулю. Момент силы тяжести относительно оси О вычисляется по формуле mg l Sinα. Ограничимся рассмотрением малых углов α ≤ 7 – 8 °. При таких малых углах Sinα ≈ tgα ≈ α, если угол α выразитьв радианах. Кроме того, из физических соображений запишем момент силы тяжести со знаком «минус», учитывая тот факт, что момент силы тяжести действует в сторону, противоположную отклонению. С учетом всего сказанного, уравнение (2) можно представить в следующем виде

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (3)

преобразуем его, перенеся все члены в левую сторону и разделив уравнение на m и l:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (4)

 
  Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Введем обозначение , тогда уравнение примет вид:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (5)

Уравнение (5) называется уравнением свободных колебаний и играет важное значение в теории колебаний. Решением этого уравнения является гармоническая функция вида:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (6)

То, что (6) является решением уравнения (5), можно легко проверить прямой подстановкой (6) в (5), которая превращает уравнение (5) в тождество. Кроме того, в приложении 1 приведено строгое решение уравнения (5). Следует иметь ввиду, что решение (6) может быть представлено как с помощью функции синус, так и с помощью функции косинус, различными при этом окажутся лишь начальные фазы Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , значения которых можно найти, используя, например, начальные условия.

В уравнении (6) α – это угол отклонения маятника от положения равновесия в момент времени t, а –представляет собой максимальное отклонение тела от положения равновесия и называется амплитудой колебаний. Аргумент функции синус – Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru называется фазой колебания; Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru - круговая или циклическая частота колебаний, t – время, j - начальная фаза (значение фазы при t = 0). Легко установить связь между циклической частотой колебаний и периодом колебаний Т. Так как через промежуток времени Т колебания полностью повторяются, то, следовательно, должно повторяться и значение координатыα,т.к.функция Sin является периодической с периодом 2p , то должно выполняться соотношение:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (7)

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru ; где Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Величина Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru называется частотой и равна числу колебаний в единицу времени. Соответственно, Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru равно числу колебаний, совершаемых за Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru секунд.

Т.о., тело, уравнение движений которого имеет вид (5), действительно совершает гармонические колебания с круговой частотой Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru . Частота Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru называется собственной частотой системы, а колебания, которые совершает система, выведенная из состояния равновесия в отсутствие сил трения и других внешних воздействий, называются свободными колебаниями.

Сложение колебаний. Рассмотрим сложение двух колебаний, происходящих в одном направлении вдоль оси х, при условии, что амплитуды этих колебаний одинаковы и равны а, а частоты отличаются незначительно. Покажем, что результирующее движение при этих условиях можно рассматривать как гармоническое колебание с пульсирующей амплитудой. Такое колебание с периодически изменяющейся (пульсирующей) амплитудой называется биениями.

Обозначим частоту одного из колебаний буквой Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , а частоту второго колебания через Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru . Будем предполагать, что Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru . Положим начальные фазы обоих колебаний равными нулю. Тогда уравнения колебаний будут иметь следующий вид:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

(8)

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Складывая эти выражения и применяя тригонометрическую формулу для суммы косинусов, получаем:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (9)

(во втором множителе мы приняли Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , т.е. пренебрегли членом Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , малым по сравнению с Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru ).

График функции (9) изображен на Рис. 2 (график построен для Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru ). Заключенный в скобки множитель в формуле (9) изменяется гораздо медленнее, чем второй множитель. Ввиду условия Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru за то время, за которое множитель Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru совершает несколько полных колебаний, множитель, стоящий в скобках, почти не изменится. Это позволяет рассматривать колебание (9) как гармоническое колебание с частотой Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , амплитуда которого изменяется по некоторому периодическому закону.

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Рис. 2.

По определению амплитуда всегда положительна, поэтому выражение (9) можно интерпретировать как:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (10)

где Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru - скачок фазы, изменяющийся на Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru при каждом прохождении амплитудой через нулевое значение, при таком подходе считают, что при прохождении амплитуды через нулевое значение фаза колебания скачком изменяется на π.

Связанные колебания. Под числом степеней свободы понимают число независимых координат, которые полностью задают положение системы в пространстве. Совокупность двух или нескольких маятников, каким-либо образом связанных между собой, представляет связанную систему. Связанными называются колебания, возникающие в такой системе, при условии взаимного влияния колебаний маятников друг на друга.

В механике простейшую систему с двумя степенями свободы образуют два одинаковых математических маятника массой m и длиной l, совершающие колебания в одной плоскости и связанные между собой невесомой пружинкой с коэффициентом жесткости k. Пружина находится на расстоянии d от точек подвеса. При движении маятников в одной вертикальной плоскости (см. рис.3) состояние системы полностью описывается двумя независимыми параметрами (координатами) - углами j1 и j2, задающими отклонения маятников от вертикали, т.е. данная система имеет две степени свободы.

Уравнения движения для каждого маятника можно получитьиз основного закона динамики вращательного движения:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (11)

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Рис.3.

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru где Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru - момент инерции i-го маятника относительно оси вращения; -сумма моментов сил, действующих на i-й маятник относительно этойже оси; ji - угол поворота, применительно к каждому маятнику. На каждый маятник действует момент силы тяжести (перед ним стоит знак минус, т.к. он направлен в сторону противоположную отклонению) и момент сил со стороны пружины. С учетом сказанного, уравнение (11) для малых колебаний каждого из маятников (Sinj » j) имеет вид:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

(12)

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

или после небольших преобразований:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

(13)

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

поскольку момент инерции J точечной массы m, находящейся на расстоянии l от оси вращения, равен ml2. Здесь учтено, что момент сил со стороны пружины, при малых j1 и j2 выражается через удлинение пружины, которое равно d(j1 -j2) и, следовательно, момент М упругой силы равен k×d(j1 -j2)×d, т.к. плечо этой силы равно d. Будем рассматривать случай, когда моменты сил трения, действующих на маятник, много меньше М и затуханием можно пренебречь.

Система уравнений (13) путем почленного сложенияи вычитания уравнений может быть преобразована к виду:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

(14)

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Введя новые переменные Q1 и Q2: Q1 = j1+ j2 ; Q2 = j1 - j2 , мы получим следующую систему уравнений:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

(15)

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Т.о. система уравнений (13) в результате преобразований распалась на два независимых уравнения (15), каждое из которых представляет собой уравнение свободных колебаний вида (5), с собственными частотами (они называются нормальными), соответственно:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru ; Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (16)

Общие решения уравнений (15) будут иметь вид:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

(17)

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Здесь для удобства амплитуды обозначены 2А и 2В, а начальные фазы — a1 и a2. Обратный переход к углам отклонения маятников j1 и j2 дает:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

(18)

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Таким образом, в общем случае колебания каждого маятника складываются из двух независимых колебаний с нормальными частотами Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , и Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , которые определяются выражениями (16).

Как видно из (18), возможны случаи, когда оба маятники одновременно колеблются лишь с одной из нормальных частот (т.е. при В = 0 или А = 0), Каждая из возможностей осуществляется в зависимости от способа возбуждения колебаний в системе, т.е. от начальных условий. Поскольку начальные отклонения и скорости маятников в общем случае имеют вид:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

(19)

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

отсюда легко видеть, что случай В = 0 означает, что в начальный момент оба маятника были отклонены на один и тот же угол Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru и имели одинаковые скорости Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru .

Этот случай соответствует так называемым синфазным колебаниям, оба маятника колеблются с меньшей из нормальных частот Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru .

Случай А = 0 означает, что в начальный момент маятники были отклонены на одинаковые углы в противоположные стороны j10 = - j20 = В Cos a2 и имели противоположные угловые скорости Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru . При таком способе возбуждения оба маятника осуществляют противофазные колебания с большей из нормальных частот.

В общем случае, при произвольном возбуждении колебаний (например, качнуть один из маятников) каждый из маятников осуществляет сложное колебание, являющееся результатом сложения двух колебаний, происходящих в одном направлении. Если собственные частоты обоих маятников близки, то в результате должны возникнуть биения, которые удобно наблюдать при слабой связи между маятниками, т.е. при выполнении условия Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (это имеет место при малом расстоянии d). При указанных условиях расстройка Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru - мала по сравнению с нормальными частотами Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru и Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru . Действительно, если рассмотреть случай когда А = В, то уравнение движения 1-го маятника примет вид (уравнение движения второго маятника рассматривается аналогично):

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru ; (20)

преобразовав, получим:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (21)

Полученное выражение полностью аналогично результату (9) и начальная часть полученного выражения:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (22)

будет представлять собой медленно изменяющуюся со временем амплитуду. График такого колебания представлен на рис. 2.

Рис. 3.
Промежуток времени между двумя соседними по времени минимальными или максимальными значениями амплитуды колебаний называют периодом биений (см. рис. 2). Т.к. под амплитудой следует понимать не само выражение (22), а его абсолютную величину т.е.

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , (23)

то, очевидно, что значения амплитуды будут повторяться при изменении аргумента косинуса в (23) на p, т.е. период биений можно определить из условия:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , (24)

учитывая, что Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

получим

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (25)

Т.о. видно, что в том случае, когда Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru разность Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru будет малой величиной, а Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru большой и, следовательно, эффект легко наблюдать экспериментально.

Методика выполнения работы

1) Т.к. теория связанных колебаний рассмотрена нами для математических маятников, то в начале измерений необходимо убедиться, что физические маятники, используемые в лабораторной установке, близки по своим свойствам к математическим. Для этого нужно измерить время Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , за которое происходит 10-20 свободных колебаний маятника, и, разделив это время на число колебаний, определить период колебаний. Повторить эту процедуру 3-4 раза. Найти среднее значение периода колебаний Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru . Период колебаний математического маятника, рассчитанный по формуле:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (26)

сравнить со средним значением периода Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , измеренным экспериментально и рассчитать относительное отклонение экспериментального результата от расчетного значения по формуле:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (27)

Убедиться, что это отклонение не превышает 3-4% и теория математических маятников может, в пределах указанной точности, применяться для используемой экспериментальной установки. Результаты занести в таблицу:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru
         
   
   
   

2) Измерить периоды синфазных Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru и противофазных Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru колебаний. Для этого измерить время 10-20 колебаний и, разделив на количество колебаний, найти период. Процедуру повторить 3-4 раза и рассчитать среднее значение периодов Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru и Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru .

3) Рассчитать период биений по формуле (25), подставив в нее значения периодов Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru и Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , определенные в пункте 2. После этого измерить экспериментально период биений. Для этого измерить 5-6 раз время между двумя последующими остановками маятника и рассчитать среднее значение. Сравнить результат расчета по формуле (25) и результат прямого измерения периода биений.

4) Рассчитать коэффициент жесткости пружинной связи между маятниками. Из формул (16) для определения нормальных частот следует:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru .

Вычитая из второго уравнения первое, можно после несложных преобразований получить:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (28)

Величина m обозначена на грузе маятника. Величины l и d можно легко измерить с помощью линейки, а периоды синфазных и противофазных колебаний были определены ранее. Воспользовавшись формулой (28), рассчитать коэффициент жесткости пружины и погрешность, с которой он определен.

Проделать такие измерения дважды при различных положениях пружины, сравнить полученные значения коэффициента жесткости.

Контрольные вопросы:

1) Какие движения называются колебательными?

2) Какие колебания называются гармоническими? Как записывается уравнение гармонических колебаний?

3) Дайте определения и поясните физический смысл параметров гармонических колебаний: амплитуды, периода, частоты, фазы?

4) Что такое связанные колебания? При каких условиях они возникают?

5) Что такое синфазные и противофазные колебания? Как их возбудить?

6) Что такое биения и при каких условиях они возникают?

7) Что называется периодом биений и по какой формуле его можно рассчитать?

Литература:

1) Общий физический практикум. Под ред. А.Н. Матвеева и Д.Ф. Киселева., Изд. МГУ, Москва, 1991, 272 с.

2) Физический практикум. Механика и молекулярная физика. Под ред. В.И. Ивероновой. Изд. Наука, Главная ред. Физ.-мат. лит., Москва, 1967, 352 с.

Приложение 1.

Решим уравнение свободных колебаний (5) и покажем, что решением этого уравнения действительно является гармоническая функция. Решение (5) будем искать в виде el t (стандартный прием в теории дифференциальных уравнений), где l - некоторая неизвестная пока величина. Тогда

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (29)

Подставив (29) в (5), получим:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (30)

или

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (31)

Уравнение (31) называется характеристическим уравнением. Из (31) следует:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (32)

где Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru - мнимая единица. Т.е. мы выяснили, что l представляет собой мнимое число. Следовательно, частные решения уравнения (4, 5) будут иметь вид:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (33)

Из теории дифференциальных уравнений известно, что полное решение однородного дифференциального уравнения представляет собой линейную комбинацию частных решений этого уравнения, поэтому полное решение уравнения (5) будет иметь вид:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (34)

где С1, и С2 - некоторые постоянные коэффициенты. Воспользуемся формулами Эйлера, согласно которым

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (35)

Тогда выражение (34) может быть преобразовано к виду:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (36)

Сделаем замену, перейдя от неизвестных коэффициентов С1, С2 к двум другим величинам a и j, определяемым из соотношений:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (37)

Тогда, воспользовавшись тригонометрической формулой для синуса сумм двух углов, получим:

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru (38)

Т.о. из полученного результата следует, что координата тела будет изменяться со временем гармонически (т.е. зависимость от времени описываться функциями Sin или Cos):

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

или

Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru

Функции Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru и Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru легко переходят друг в друга при изменении начальной фазы на Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru , поэтому для определения начальной фазы Методика выполнения работы. Указание по мерам безопасности - student2.ru следует использовать дополнительные данные, например, начальные или граничные условия.

Наши рекомендации