Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ №4 и 5

СОВОКУПНЫЕ И СОВМЕСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений.

Инструмент, приборы и оборудование:омметр, термометр, емкость с регулируемым теплонагревателем, образцы сопротивлений.

Общие сведения

Совокупные и совместные измеренияпозволяют определить искомые значения величины x1, x2, …, xn, не поддающиеся непосредственному наблюдению, по результатам измерения значений других величин y1, y2, …, ym, которые являются их функциями:

yj = jj (x1, x2, …, xn),(4.1)

где i = 1, 2, ..., n– порядковый номер неизвестных величин X,

j= 1, 2, ..., m– порядковый номер прямых измерений величин Y.

После проведения прямых измерений значений величин Yj результаты этих измерений подставляются в систему уравнений 4.1, решение которой позволяет найти искомые значения одноименных (при совокупных) или неодноименных (при совместных) величин x1, x2, …, xn.

При совокупных измерениях непосредственно измеряют значения различных сочетаний одноименных величин, каждое из которых в отдельности измерить невозможно.

В совместных измерениях необходимо найти зависимость между несколькими неодноименными величинами.

Если в результатах прямых измерений величин Yjсодержатся случайные погрешности, то они имеются и в результатах совместных (совокупных) измерений величин Xi. Очевидно, что при m < n систему 4.1 вообще решить невозможно; при m = n такое решение алгебраически возможно, однако погрешности результатов измерений величин Xi будут, как и при прямых однократных измерениях, велики, и числовое значение этих погрешностей останется неизвестным. При m > n система становится алгебраически неразрешимой, так как эти уравнения несовместимы, поскольку правые части уравнений 4.1 вместо точных значений Yjсодержат результата их измерений

yj = Yj + DYj со случайными погрешностями DYj. Однако в последнем случае при нормальном законе распределения ошибок измерения величин yj (что обычно и бывает) можно найти такую совокупность значений xi, которая с наибольшей вероятностью удовлетворяла бы исходным зависимостям 4.1. Это может быть осуществлено с помощью способа наименьших квадратов (принцип Лежандра).

Такой способ обработки экспериментальных данных при совокупных (совместных) измерениях особенно удобно применять при линейном характере функции jj в противном случае обработка усложняется.

Рассмотрим случай, когда функции jj линейны:

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.2)

Эту же систему запишем компактно:

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru j=1, 2, …, m. (4.3)

Здесь индексы при коэффициентах a указываются в последовательности «строка-столбец» (j – i).

Уравнения 4.2 и 4.3 называются условными. Ввиду наличия погрешностей правые части условных уравнений в действительности не будут равны нулю, а некоторым vj (так называемым «невязкам», или остаточным погрешностям условных уравнений):

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru j=1, 2, …, m. (4.4)

В соответствии с принципом Лежандра наиболее вероятными значениями неизвестных величин Xi в этом случае будут такие, при которых сумма квадратов остаточных погрешностей vjминимальна:

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.5)

Необходимым условием такого минимума является равенство нулю производных

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru i=1, 2, …, n. (4.6)

Подставляя в выражение 4.6 значения vj из соотношения 4.4, получаем после преобразований систему нормальных уравнений:

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru h=1, 2, …, n. (4.7)

Запишем эту же систему в развернутом виде:

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.8)

Здесь индексы при коэффициентах b также указывается в последовательности «строка-столбец» (h – i).

Поскольку число нормальных уравнений всегда равно числу неизвестных, такая система алгебраически разрешима.

Предположим, что в результате совместных (совокупных) измерений получена такая система условных уравнений:

при n = 2

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.9)

при n = 3

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.10)

Система нормальных уравнений имеет вид:

при n = 2

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.11)

при n = 3

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.12)

Коэффициенты bhiможно вычислить по формулам:

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.13)

Значения chопределяется следующим образом:

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.14)

Для решения системы 4.10 составляем и вычисляем главный определитель данной системы уравнений:

для n = 2

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.15)

для n = 3

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.16)

Составляем и вычисляем частные определители D1 и D2, заменив в системе 4.10 коэффициенты bhi при соответствующих неизвестных на свободные члены ch:

для n = 2

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.17)

для n = 3

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.18)

Вычисляем наиболее вероятные значения неизвестных:

для n = 2

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.19)

для n = 3

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.20)

Подставив вычисленные наиболее вероятные значения Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru неизвестных в условные уравнения 4.4, можно найти vj, и сумму квадратов остаточных погрешностей Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru .

Среднеквадратичное отклонение результатов совокупных (совместных) измерений

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.21)

где m – число условных уравнений;

n – число неизвестных;

Ahi – адъюнкты элементов bhiглавной диагонали определителя D(при h=i), полученные вычеркиванием строки h и столбца i, соответствующих данному элементу bhi, и последующим умножением на (-1)h+i.

Для n = 2 адъюнкты равны

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.22)

для n = 3

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.23)

Задавшись доверительной вероятностью g, из приложения Ж находим соответствующее значение коэффициента доверия tγ. В этом случае число степеней свободы равно

k = m – n. (4.24)

Тогда можно найти доверительные границы случайной составляющей погрешности результата совокупных (совместных) измерений

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (4.25)

после чего определить доверительные границы общей погрешности результата измерения. Если доверительные границы неисключенных остатков систематической составляющей погрешности результата измерения близка к нулю, можно принять

Δ Ai » εi.

Результаты измерений представляем в виде

xi = Ai ± Δ Ai; γ = 0,95,

где Аi – наиболее вероятное значение результата i-го измерения (Ai » Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru );

ΔAi – доверительная граница погрешности измерения. Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru

Методика выполнения работы

При измерении электрического сопротивления заземления (лабораторная работа №4 - совокупные измерения) попарно измеряют сопротивления трех заземлений – одного основного (рабочего) Rx и двух вспомогательных Ry и Rz. Для выполнения первой части работы необходимо:

1. Подготовить средства измерений к работе: осмотреть средства измерений, очистить от загрязнения, проверить (установить) нулевое положение приборов.

2. Определить сопротивления R1=Rx+Ry, R2=Rx+Rz, R3=Rz+Ry по 3 раза каждое. Результаты записать в табл. 4.1 Журнала.

3. Выполнить статистическую обработку результатов совокупных измерений.Определить Rx, Ry, Rz и погрешности измерений. Результаты занести в табл. 4.2 Журнала.

4. По выполненной лабораторной работе №4 сделать выводы.

При исследовании зависимости сопротивления R резистора от температуры t (лабораторная работа №5 - совместные измерения), связь между которыми приближенно описывается формулой

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (5.1)

где R0 – сопротивление резистора при 0оС,

a- температурный коэффициент сопротивления,

для нахождения значений R0и a следует при двух каких-либо значениях температуры t1и t2 измерить электрическое сопротивление резистора (соответственно R1и R2), а затем решить систему уравнений:

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru (5.2)

Для выполнения этой части работы необходимо:

1. Залить в емкость воду. Включить нагреватель установки. При температурах в диапазоне от 25 до 80 оС снять показания омметра (не менее пяти).

2. Результаты записать в табл. 5.1 Журнала.

3. Выполнить преобразование формулы 5.2, получим выражение

aj1*x1 + aj2*x2 = yi (5.3)

где aj1 = 1, aj2 = t, x1 = R0, x2 = a*R0, yi = R.

4. Записываем систему линейных алгебраических уравнений в виде 4.9.

5. Определяем результаты совместных измерений Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru а затеми a, учитывая, что Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru Доверительные границы для a можно вычислить по формуле 3.10, полагая, что a = b = 1:

Методика выполнения работы. Цель работы:изучение методики выполнения совокупных и совместных измерений. - student2.ru , (5.4)

6. Результаты расчета занести в табл. 5.2 Журнала.

8. По выполненной лабораторной работе №5 сделать выводы.

Наши рекомендации