Задания для дифференцированного зачета
Т.В.Каткова
Цели
1.1 В ходе выполнения работы студенты осваивают:
1.1.1 Общие компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
1.2.1 Осваивают умения:
- читать принципиальные, электрические схемы;
- собирать электрические схемы;
- пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
- рассчитывать параметры электрических цепей
Данные умения направлены на освоение умений Федерального государственного образовательного стандарта:
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
- рассчитывать параметры электрических и магнитных цепей;
- пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
- собирать электрические схемы.
1.2.2 Усваивают знания:
- принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических приборов;
- методы расчета и измерения основных параметров электрических цепей;
- основные законы электротехники.
Данные знания направлены на освоение знаний Федерального Государственного образовательного стандарта
- основные законы электротехники;
- методы расчета и измерения основных параметров электрических и магнитных цепей;
- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составление электрических и электронных цепей
Оборудование, дидактическое обеспечение
2.1 Стенд лабораторный портативный (зона 5)
2.2 E – источник ЭДС
2.3Измерительные приборы: mA – миллиамперметр, V – вольтметр
2.4 Методические рекомендации по выполнению работы
2.5 Формуляр отчета по лабораторной работе (Приложение А)
3 Форма организации – групповая, индивидуальная
Инструктаж
4.1Выполняя работу следует соблюдать правила по технике безопасности при работе с электрическими схемами.
4.2Подключение амперметра и вольтметра осуществляется проводниками со штекерами.
4.3 Работа у лабораторного стенда осуществляется малыми группами, обработка результатов выполняется индивидуально.
4.4 Время выполнения – 90 мин.
Порядок выполнения
5.1 Ознакомиться с оборудованием лабораторной работы.
5.2 Собрать схему, предъявить для проверки.
5.3 Определить цену деления приборов и диапазон измеряемых величин
5.4 Включить стенд (зона 5).
5.4 Подключить вольтметр к гнездам U, подключить миллиамперметр к гнездам I.
5.5 Подключить к гнездам I2 и I3 перемычки.
5.6 Измерить ток I и напряжение U.
5.7 Подключить вольтметр к гнездам U1, U2.
5.8 Измерить напряжение на резисторах R1 и R2.
5.9 Измеренные электрические параметры внести в таблицу А1
5.10 Внести в таблицу А1 измеренные электрические параметры.
5.11 Рассчитать I1, U1, U2, приняв R1=1,5 кОм, R2=750 Ом, U – равно измеренному значению. U16.3 Расчет сопротивлений потребителей выполняют для каждого опыта, используя следующие формулы:
Rэкв = U/I R1 =U1/I R2 = U2/I
5.12 Расчетные электрические параметры внести в таблицу А1.
5.13 Сравнить результаты расчетов с результатами измерений.
5.14 Проанализировать возможные причины отклонения результатов расчета от результатов измерений.
5.15 Сделать выводы по работе
5.16 Для дифференцированного зачета используется решение задач по вариантам
Методические рекомендации
6.1 Повторить тему «Основные уравнения постоянного тока. Неразветвленная и разветвленная цепи. Первый закон Кирхгофа». Теоретические сведения, электрические схемы и расчетные уравнения в приложении А.
6.2 Расчет параметров электрической цепи смешанного соединения потребителей выполнять с применением основных уравнений постоянного тока.
6.3 Для выполнения лабораторной работы необходимо знать графическое условное обозначение элементов электрической схемы и уметь читать схему. Схема в приложении А1.
6.4 Подключать вольтметр и амперметр для измерений напряжений и токов на участках цепи следует с помощью проводников со штекерами.
6.5 Расчет сопротивлений потребителей выполняют для каждого опыта, используя следующие формулы:
R1 = U/I R1 =U1/I1 R2 = U2/I2 R3 = U3/I3
6.6 Для дифференцированного зачета используется решение задач по вариантам
7 Форма отчета – формуляр отчета в приложении А
Контрольные вопросы
8.1 Назовите соединение потребителей, часто применяемое на практике.
8.2 Каковы преимущества параллельного соединения потребителей?
8.3 Каковы недостатки последовательного соединения потребителей?
8.4 Поясните алгоритм решения для определения параметров смешанного соединения потребителей
Задания для дифференцированного зачета
Для дифференцированного зачета используется решение задач
Задача 1
Определить эквивалентное сопротивление для схем соединения резисторов:
Схема 1 Схема 2 Схема 3
R1 R1
R3 R4 R1 R3 R2 R3
R2 R2
Таблица 1 – Варианты заданий
Номер схемы | Заданные параметры | Определяемый параметр | |||
R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R4, Ом | ||
Схема 1 | |||||
Схема 2 | - | ||||
Схема 3 | - |
Задача 2
Определить для схем соединения резисторов:
- эквивалентное сопротивление;
- токи, протекающие через участки цепи;
- общее напряжение смешанного соединения резисторов
Схема 1: Схема 2:
R1 R3 R1
R2 R5 R2 R4
R4 R3
Схема 4:
R1 R1 R3
R2 R4 R4
R3 R5 R2 R4
Схема 3: Схема 4:
Таблица 2 – Варианты заданий
Номер схемы | Заданные параметры | Определяемые параметры | |||||
R1, Ом | R2, Ом | R3, Ом | R4, Ом | R5, Ом | Ток или напряжение | ||
Схема 1 | , | ||||||
Схема 2 | - | , | |||||
Схема 3 | , | ||||||
Схема 4 | - | , |
Критерии оценок
10.1 «Отлично» - при условии выполнения всех заданий лабораторной работы, включая расчет схем по вариантам и ответов на контрольные вопросы.
10.2 «Хорошо» - при условии выполнения всех заданий лабораторной работы с наличием незначительных ошибок при выполнении алгоритма расчета участков электрической цепи по вариантам и ответов на контрольные вопросы.
10.3 «Удовлетворительно» - при условии выполнения всех заданий лабораторной работы с наличием грубых ошибок при выполнении алгоритма расчета участков электрической цепи по вариантам и ответов на контрольные вопросы.
10.3 «Неудовлетворительно» - грубые ошибки при выполнении всех заданий лабораторной работ включая расчет схем по вариантам и ответов на контрольные вопросы.
Приложение А
Отчет по лабораторной работе 1
Исследование неразветвлённой цепи постоянного тока
Студент _____________________________________ гр. ______________
(фамилия, имя)
Цели работы.
- приобретение навыков сборки и исследования электрической цепи по схеме;
- формирование умений использовать экспериментальные данные для расчета параметров электрической цепи соединения потребителей с применением законов Ома и закономерностей типов соединения потребителей
Выполнение работы
2.1 Сборка электрической цепи по схеме:
|
Рисунок А1 – Электрическая схема соединения потребителей
2.2 Измерение параметров электрической цепи и расчет сопротивлений потребителей
Таблица А1 – Измеренные и расчетные данные
Электрические параметры | Измеренные значения | Расчетные значения |
U (В) | ||
I (мА) | ||
U1 (В) | ||
U2 (В) |
Выводы по работе
4 Ответы на вопросы(пункт 8)
Дифференцированный зачет
5.1 Вариант в соответствии со списком группы___________.
5.2 Исходные данные (пункт 9)
5.3 Решение задачи
Подпись студента Подпись преподавателя
________________ ________