Решения и критерии оценивания заданий части 2

Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ

Демонстрационный вариант

Контрольных измерительных материалов единого

Государственного экзамена 2012 года

По математике

Подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Пояснения к демонстрационному варианту

Контрольных измерительных материалов для ЕГЭ 2012 года по МАТЕМАТИКЕ

Демонстрационный вариант ЕГЭ по математике 2012 года разработан по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать представление о структуре будущих контрольных измерительных материалов, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Задания демонстрационного варианта не отражают всех вопросов содержания, которые могут быть включены в контрольные измерительные материалы в 2012 году. Структура работы приведена в спецификации, а полный перечень вопросов – в кодификаторах требований и элементов содержания по математике для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 года.

Правильное решение каждого из заданий В1–В14 части 1 экзаменационной работы оценивается 1 баллом. Правильное решение каждого из заданий С1 и С2 оценивается 2 баллами, С3 и С4 – 3 баллами, С5 и С6 – 4 баллами. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 32.

Верное выполнение не менее пяти заданий экзаменационной работы отвечает минимальному уровню подготовки, подтверждающему освоение выпускником основных общеобразовательных программ общего (полного) среднего образования.

К каждому заданию с развёрнутым ответом, включённому в демонстрационный вариант, даётся возможное решение. Приведённые критерии оценивания позволяют составить представление о требованиях к полноте и правильности решений. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов, система оценивания, спецификация и кодификаторы помогут выработать стратегию подготовки к ЕГЭ по математике.

Единый государственный экзамен по МАТЕМАТИКЕ

Демонстрационный вариант

Контрольных измерительных материалов 2012 года

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по математике даётся 4 часа (240 мин.). Работа состоит из двух частей и содержит 20 заданий.

Часть 1 содержит 14 заданий с кратким ответом (В1–В14) базового уровня по материалу курса математики. Ответом является целое число или конечная десятичная дробь.

Часть 2 содержит 6 более сложных заданий (С1–С6) по материалу курса математики. При их выполнении надо записать полное решение и ответ.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответом на задания В1–В14 должно быть целое число или конечная десятичная дробь. Ответ следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера выполняемого задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру, знак минус и запятую пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерений писать не нужно.
B1

Билет на автобус стоит 15 рублей. Какое максимальное число билетов можно будет купить на 100 рублей после повышения цены билета на 20%?

В2

На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха (в градусах Цельсия) в Ярославле по результатам многолетних наблюдений. Найдите по диаграмме количество месяцев, когда средняя температура в Ярославле была отрицательной.

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru

B3

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Найдите площадь четырёхугольника, изображённого на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см (см. рисунок). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.


B4

Строительная фирма планирует купить 70 Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru пеноблоков у одного из трёх поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько рублей нужно заплатить за самую дешёвую покупку с доставкой?

Постав­щик Стоимость пеноблоков (руб. за 1 м3 ) Стоимость доставки (руб.) Дополнительные условия доставки
А 2 600 10 000 Нет
Б 2 800 8 000 При заказе товара на сумму свыше 150 000 рублей доставка бесплатная
В 2 700 8 000 При заказе товара на сумму свыше 200 000 рублей доставка бесплатная
B5

Найдите корень уравнения Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

B6

Треугольник Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru вписан в окружность с центром Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Найдите угол Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , если угол Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru равен Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

B7

Найдите Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , если Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

B8

На рисунке изображён график дифференцируемой функции Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . На оси абсцисс отмечены девять точек: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Среди этих точек найдите все точки, в которых производная функции Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru отрицательна. В ответе укажите количество найденных точек.

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru


B9

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Диагональ Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru основания правильной четырёхугольной пирамиды Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru равна 6. Высота пирамиды Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru равна 4. Найдите длину бокового ребра Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

B10

В сборнике билетов по биологии всего 25 билетов, в двух из них встречается вопрос о грибах. На экзамене школьнику достаётся один случайно выбранный билет из этого сборника. Найдите вероятность того, что в этом билете не будет вопроса о грибах.

B11

Объём первого цилиндра равен 12 м³. У второго цилиндра высота в три раза больше, а радиус основания в два раза меньше, чем у первого. Найдите объём второго цилиндра (в м³).

B12

Камень брошен вертикально вверх. Пока камень не упал, высота, на которой он находится, описывается формулой Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , где Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru – высота в метрах, Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru – время в секундах, прошедшее с момента броска. Сколько секунд камень находился на высоте не менее 9 метров.

B13

Весной катер идёт против течения реки в Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru раза медленнее, чем по течению. Летом течение становится на 1 км/ч медленнее. Поэтому летом катер идёт против течения в Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru раза медленнее, чем по течению. Найдите скорость течения весной (в км/ч).

B14

Найдите наибольшее значение функции

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru на отрезке Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Часть 2

Для записи решений и ответов на задания С1–С6 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер выполняемого задания (С1, С2 и т. д.), а затем полное обоснованное решение и ответ.
C1

а) Решите уравнение Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

С2

Сторона основания правильной треугольной призмы Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru равна Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , а диагональ боковой грани равна Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Найдите угол между плоскостью Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и плоскостью основания призмы.

С3

Решите систему неравенств Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru

С4

На стороне BA угла Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , равного Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , взята такая точка D, что Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Найдите радиус окружности, проходящей через точки A, D и касающейся прямой BC.

C5

Найдите все значения Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , при каждом из которых наименьшее значение функции Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru больше 1.

C6

На доске написано более 40, но менее 48 целых чисел. Среднее арифметическое этих чисел равно Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , среднее арифметическое всех положительных из них равно 4, а среднее арифметическое всех отрицательных из них равно Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

а) Сколько чисел написано на доске?

б) Каких чисел написано больше: положительных или отрицательных?

в) Какое наибольшее количество положительных чисел может быть среди них?

Система оценивания демонстрационного варианта
контрольных измерительных материалов по МАТЕМАТИКЕ

Ответы к заданиям части 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом. Задания части 1 считаются выполненными верно, если экзаменуемый дал верный ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби.

Задание Ответ
В1
В2
В3
В4 192 000
В5
В6
В7 –0,8
В8
В9
В10 0,92
В11
В12 2,4
В13
В14

Ответы к заданиям части 2

Задание Ответ
С1 а) Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru б) Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru
С2 Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru
С3 Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru
С4 1 или 7
С5 Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru
С6 а) 44; б) отрицательных; в) 17

Решения и критерии оценивания заданий части 2

Количество баллов, выставляемых за выполнение заданий части 2 зависит от полноты решения и правильности ответа.

Общие требования к выполнению заданий с развёрнутым ответом: решение должно быть математически грамотным, полным, в частности, все возможные случаи должны быть рассмотрены. Методы решения, формы его записи и формы записи ответа могут быть разными. За решение, в котором обоснованно получен правильный ответ, выставляется максимальное число баллов. Правильный ответ при отсутствии текста решения оценивается в 0 баллов.

Эксперты проверяют только математическое содержание представленного решения, а особенности записи не учитывают.

В критериях оценивания конкретных заданий содержатся общие требования к выставлению баллов.

При выполнении задания можно использовать без доказательства и ссылок любые математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.


С1

а) Решите уравнение Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Решение.

а)Так как Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , то Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Корни уравнения:Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru, Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru

б) Корни уравнения Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru изображаются точками Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , а корни уравнения Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru — точками Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , промежуток Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru изображается жирной дугой (см. рис.). В указанном промежутке содержатся три корня уравнения: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Ответ:а) Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru

б) Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Другие решения пункта б).

б) Корни, принадлежащие промежутку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , отберем по графику Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Прямая Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru (ось Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru ) пересекает график в единственной точке Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , абсцисса которой принадлежит промежутку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Прямая Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru пересекает график ровно в двух точках, абсциссы которых принадлежат Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru (см. рис.). Так как период функции Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru равен Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , то эти абсциссы равны, соответственно,

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru

В промежутке Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru содержатся три корня: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

б) Пусть Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Подставляя Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , получаем Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Промежутку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru принадлежит только Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Пусть Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Подставляя Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , получаем: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Промежутку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru принадлежат только Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Промежутку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru принадлежат корни: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

б) Отберем корни, принадлежащие промежутку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Пусть Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Тогда Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Корень, принадлежащий промежутку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru : Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Пусть Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Тогда Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Корень, принадлежащий промежутку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru : Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Пусть Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Тогда Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Корень, принадлежащий промежутку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru : Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Промежутку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru принадлежат корни: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Содержание критерия Баллы
Обоснованно получены верные ответы в п. а) и в п. б)
Обоснованно получен верный ответ в п. а), но обоснование отбора корней в п. б) не приведено или задача в п. а) обоснованно сведена к исследованию простейших тригонометрических уравнений без предъявления верного ответа, а в п. б) приведен обоснованный отбор корней
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше
Максимальный балл
С2

Сторона основания правильной треугольной призмы Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru равна Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , а диагональ боковой грани равна Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Найдите угол между плоскостью Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и плоскостью основания призмы.

Решение.

Обозначим Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru середину ребра Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru (см. рисунок). Так как треугольник Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru равносторонний, а треугольник Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru – равнобедренный, отрезки Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru перпендикулярны Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Следовательно, Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru – линейный угол двугранного угла с гранями Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Из треугольника Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru найдём: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Из треугольника Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru найдём: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Из треугольника Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru найдём: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Искомый угол равен Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Ответ: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Возможны другие формы записи ответа. Например:

А) Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru ;

Б) Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru рад.

В) Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и т.п.

Возможны другие решения.Например, с использованием векторов или метода координат.

Содержание критерия Баллы
Обоснованно получен верный ответ
Решение содержит обоснованный переход к планиметрической задаче, но получен неверный ответ, или решение не закончено, или при правильном ответе решение недостаточно обосновано
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше
Максимальный балл
С3

Решите систему неравенств Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru

Решение.

1. Неравенство Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru запишем в виде Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Относительно Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru неравенство имеет вид: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , откуда получаем: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Значит, Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

2. Второе неравенство системы определено при Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru
то есть при Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

При допустимых значениях переменной получаем: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

С учётом области допустимых значений переменной получаем решение второго неравенства системы: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

3. Сравним Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Так как Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , то

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , следовательно, Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Решение системы неравенств: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Ответ: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Содержание критерия Баллы
Обоснованно получен верный ответ
Для обоих неравенств системы обоснованно получены верные ответы, но не проведено обоснованного сравнения значений конечных точек найденных промежутков
Для одного из двух неравенств системы обоснованно получен верный ответ
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше
Максимальный балл

Комментарий.Если обоснованно получены оба ответа: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , после чего лишь сказано, но никак не обосновано, что Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , то такое решение оценивается в 2 балла.

С4

На стороне BA угла Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , равного Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , взята такая точка D, что Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Найдите радиус окружности, проходящей через точки A, D и касающейся прямой BC.

Решение.

Центр O искомой окружности принадлежит серединному перпендикуляру к отрезку AD. Обозначим P середину отрезка AD, Q – основание перпендикуляра, опущенного из точки O на прямую BC, E – точку пересечения серединного перпендикуляра с прямой BC (см. рисунок а). Из условия касания окружности и прямой BC следует, что отрезки OA, OD и OQ равны радиусу R окружности.

Заметим, что точка Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru не может лежать по ту же сторону от прямой AB, что и точка E, так как в этом случае расстояние от точки O до прямой BC меньше, чем расстояние от неё до точки A.

Из прямоугольного треугольника BPE с катетом BP = 2 и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru находим, что PE = Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Так как OA = R и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , получаем: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , следовательно, Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Из прямоугольного треугольника OQE, в котором Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , находим:

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

В результате получаем уравнение:

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Возведём в квадрат обе части этого уравнения и приведём подобные члены. Получим уравнение R2 – 8R + 7 = 0, решая которое находим два корня: R1 = 1, R2 = 7. Если радиус равен 1, то центром окружности является точка Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru (см. рисунок б).

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru

Ответ: 1 или 7.

Другое решение.

Пусть точка Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru касания окружности с прямой Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru лежит на луче Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru (см. рисунок а). По теореме о касательной и секущей

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru ,

откуда Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Пусть Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru – точка пересечения луча Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и перпендикуляра к Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , проведённого через точку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Из прямоугольного треугольника Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru находим:

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , тогда Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Таким образом, точка Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru удалена от точек Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru на одно и то же расстояние, равное 1. Следовательно, Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru – центр искомой окружности, а её радиус равен 1.

Пусть теперь точка Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru касания окружности с прямой Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru лежит на продолжении Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru за точку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru (см. рисунок б), а прямая, проходящая через точку Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru перпендикулярно Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , пересекает прямую Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru в точке Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , а окружность вторично – в точке Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Тогда

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru

Если Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru – радиус окружности, то Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . По теореме о двух секущих Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , то есть Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , откуда находим, что Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru

Ответ: 1 или 7.

Возможны другие формы записи ответа. Например:

А) 1, 7;

Б) радиус окружности равен 7 или 1.

Содержание критерия Баллы
Обоснованно получен верный ответ
Рассмотрена хотя бы одна возможная геометрическая конфигурация, для которой получено правильное значение искомой величины, или рассмотрены обе конфигурации, для которых получены значения искомой величины, неправильные из-за арифметических ошибок
Рассмотрена хотя бы одна возможная геометрическая конфигурация, для которой получено значение искомой величины, неправильное из-за арифметической ошибки
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше
Максимальный балл
С5

Найдите все значения Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , при каждом из которых наименьшее значение функции Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru больше 1.

Решение.

1. Функция Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru имеет вид:

a) при Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru : Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , а её график есть две части параболы с ветвями, направленными вверх, и осью симметрии Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru ;

б) при Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru : Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , а её график есть часть параболы с ветвями, направленными вниз.

Все возможные виды графика функции Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru показаны на рисунках:

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Рис. 1   Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Рис. 3 Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Рис. 2   Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Рис. 4

2. Наименьшее значение функция Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru может принять только в точках Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru или Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , а если Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru – то в точке Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

3. Наименьшее значение функции Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru больше 1 тогда и только тогда, когда

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru

Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

Ответ: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru


Содержание критерия Баллы
Обоснованно получен правильный ответ
Получен верный ответ. Решение в целом верное, но либо имеет пробелы (например, не описаны необходимые свойства функции), либо содержит вычислительные ошибки
Верно рассмотрены все случаи раскрытия модулей. При составлении или решении условий на параметр допущены ошибки, в результате которых в ответе либо приобретены посторонние значения, либо часть верных значений потеряна
Хотя бы в одном из случаев раскрытия модуля составлено верное условие на параметр либо построен верный эскиз графика функции в целом
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше
Максимальный балл
С6

На доске написано более 40, но менее 48 целых чисел. Среднее арифметическое этих чисел равно Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , среднее арифметическое всех положительных из них равно 4, а среднее арифметическое всех отрицательных из них равно Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

а) Сколько чисел написано на доске?

б) Каких чисел написано больше: положительных или отрицательных?

в) Какое наибольшее количество положительных чисел может быть среди них?

Решение.

Пусть среди написанных чисел Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru положительных, Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru отрицательных и Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru нулей. Сумма набора чисел равна количеству чисел в этом наборе, умноженному на его среднее арифметическое, поэтому Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru .

а) Заметим, что в левой части приведённого выше равенства каждое слагаемое делится на 4, поэтому Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru — количество целых чисел — делится на 4. По условию Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , поэтому Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Таким образом, написано 44 числа.

б) Приведём равенство Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru к виду Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Так как Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , получаем, что Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , откуда Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Следовательно, отрицательных чисел больше, чем положительных.

воценка) Подставим Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru в правую часть равенства Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru : Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , откуда Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru . Так как Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , получаем: Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru то есть положительных чисел не более 17.

впример) Приведём пример, когда положительных чисел ровно 17. Пусть на доске 17 раз написано число 4, 25 раз написано число Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru и два раза написан 0. Тогда Решения и критерии оценивания заданий части 2 - student2.ru , указанный набор удовлетворяет всем условиям задачи.

Ответ:а) 44; б) отрицательных; в) 17.

Содержание критерия Баллы
Верно выполнены: а), б), впример), воценка)
Верно выполнены три пункта из четырёх: а), б), впример), воценка)
Верно выполнены два пункта из четырёх: а), б), впример), воценка)
Верно выполнен один пункт из четырёх: а), б), впример), воценка)
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше
Максимальный балл

Наши рекомендации