Окислительно-восстановительные реакции

Лабораторная работа № 6.

Цель работы: Изучить окислительно-восстановительных свойств веществ. Познакомиться с наиболее распространенными окислителями и восстановителями, с продуктами их взаимодействия между собой и научиться составлять окислительно-восстановительные реакции.

Теория: Окислительно-восстановительные процессы. Важнейшие окислители и восстановители. Составление уравнений реакций методом электронного баланса. Направление окислительно-восстановительных реакций.

Оборудование и реактивы

Мерные стаканы 25 мл, пипетки на 1 мл, пробирки, пробиркодержатель, спиртовка, спички, стеклянные палочки, штатив, фильтровальная бумага.

Бромид калия KBr (к), иодид калия KI (к), дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 (к), сульфит натрия Na2SO3 (к), цинк (гранулы), дистиллированная вода;

Растворы: азотная кислота HNO3 (1 М и конц.), соляная кислота HCl (конц.), серная кислота H2­SO4 (2 М и конц.), гидроксид калия KOH (конц.), гидроксид натрия NaOH (0,1 М), аммиак NH3 (2 М), нитрат серебра AgNO3 (0,1 М), сульфат меди CuSO4 (0,1 М), пероксид водорода H2O2 (0,1 М), дихромат калия K2Cr2O7 (0,05 М), иодид калия KI (0,1 М), перманганат калия KMnO4 (0,05 М), сульфит натрия Na2SO3 (0,1 М), хлорид железа (III) FeCl3 (1 М).

Эксперимент: выполните задания, составьте уравнения реакций, назовите вещества, запишите наблюдения и вывод.

Опыт 1.Окислительные свойства перманганата калия

В три пробирки с разб. раствором КМnО4 (1–2 мл) отдельно прилейте по 3–4 капли соответственно разб. H2SO4, воду, конц. раствор КОН. Отметьте окраску растворов. Затем в каждую из пробирок прилейте по 1 мл раствора сульфита натрия Na2SO3.

Рассчитайте э.д.с. реакций и поясните окислительную способность КМnО4 в разных средах.

Опыт 2.Окислительные свойства дихромата калия

К 1 мл раствора К2Сr2О7 добавьте 1 мл разб. H2SO4 и 1 мл раствора сульфита натрия Na2SO3.

Опыт 3.Восстановительные свойства галогенидов

Сравните восстановительную способность ионов Вr и I по значениям стандартных окислительно-восстановительных потенциалов.

В две пробирки (тяга!) поместите по несколько кристаллов КВr и KI, добавьте несколько капель конц. H2SO4. Наблюдайте изменения окраски растворов и запах выделяющихся газов (сернистого газа и сероводорода).

Опыт 4.Окислительные свойства ионов железа (III)

К 1–2 мл раствора KI, подкисленного разб. H2SO4 добавьте 3–4 капли раствора FeCl3.

Опыт 5.Окислительные свойства азотной кислоты

5.1. В пробирку внесите гранулу цинка и налейте 1–2 мл разб. HNO3. В течение нескольких минут взбалтывайте содержимое пробирки, затем слейте жидкость в другую пробирку и докажите наличие ионов аммония NH4+ раствором щелочи при нагревании.

5.2. Приготовьте «царскую водку» (тяга!), для этого налейте в пробирку 3–4 капли конц. HNO3 и добавьте тройной объем конц. HCl. Смесь слегка нагрейте. К отверстию пробирки поднесите полоску фильтровальной бумаги, смоченной раствором KI.

Опыт 6.Восстановительные свойства пероксида водорода

К 1–2 мл раствора H2O2, подкисленного разб. H2SO4 прилейте 1 мл раствора KMnO4. Объясните образования газа ______ и изменение окраски раствора.

Опыт 7.Реакция диспропорционирования

В две пробирки поместите около 0,5 г Na2SO3. Одну пробирку оставьте в качестве контрольной, а вторую закрепите наклонно в штативе и нагревайте 5–6 мин. Когда пробирка остынет, содержимое обеих пробирок растворите в воде и добавьте к каждому раствору по 2–3 капли раствора СuSO4. Объясните образование черного осадка CuS. Какое еще вещество, кроме сульфида натрия, образовалось при разложении Na2SO3 и как его обнаружить?

Опыт 8.Термическое разложение дихромата (VI) аммония

В сухую пробирку (тяга!) насыпьте немного кристаллов (NH4)2Cr2O7. Пробирку закрепите на штативе наклонно. Нагрейте осторожно верхний слой соли до начала реакции и затем прекратите нагревание. Объясните «вулканообразное» протекание реакции.

Контрольные вопросы к допуску на лабораторную работу:

  1. Что такое степень окисления (устно и письменно)?
  2. Дайте определение окислительно-восстановительным реакциям (устно и письменно).
  3. Что такое окислитель и восстановитель (устно и письменно)?
  4. Что такое процесс окисления и восстановления (устно и письменно)?
  5. Какие существуют методы для составления окислительно-восстановительных реакций (устно и письменно)?
  6. В чем суть метода электронного баланса (устно и письменно)?
  7. Перечислите типичные окислители и восстановители (устно и письменно).
  8. Уметь составлять окислительно-восстановительные уравнения методом электронного баланса (устно и письменно).

Контрольные задания к защите лабораторной работы:

Пример. Расставить коэффициенты в уравнении: KMnO4 + HCl → Cl2 + КCl + MnCl2 + H2O

Решение

а) K+1Mn+7O4–2 + H+1Cl–1 → Cl20 + К+1Cl–1 + Mn+2Cl2–1 + H2+1O–2

б) Mn+7 + 5ē → Mn+2 | 5 | 2 (окислитель / восстановление)

2Cl–1 – 2ē → Cl20 | 2 | 5 (восстановитель / окисление)

в) 2KMnO4 + HCl → 5Cl2 + КCl + 2MnCl2 + H2O

г) 2KMnO4 + 16HCl → 5Cl2 + 2КCl + 2MnCl2 + 8H2O

1. Определить окислитель и восстановитель, расставить коэффициенты методом электронного баланса:

а) С + О2 → СО2 б) Fe + O2 → FeO

в) FeO + CO → Fe + CO2 г) Fe2O3 + C → FeO + CO2

2. (см. задание № 1):

а) NaNO3→ NaNO2 + O2 б) AgNO3→ Ag + NO2 + O2

в) KMnO4→ K2MnO4 + MnO2 + O2

Ответы на контрольные задания и вопросы:

Отчет по экспериментальной части лабораторный работы №6

номер и название опыта реагенты (формулы) ход работы (результаты наблюдений, гипотеза) уравнения реакции (расчеты,рисунки,проверка гипотезы) выводы (алгоритм протекания реакции)
номер и название опыта реагенты (формулы) ход работы (результаты наблюдений, гипотеза) уравнения реакции (расчеты,рисунки,проверка гипотезы) выводы (алгоритм протекания реакции)

Наши рекомендации