Подготовка исходных данных для расчета

Введение

Выполнение курсовой работы является наиболее важным этапом в освоении дисциплины «Аэромеханика» студентом авиационной специальности, в процессе которого он использует знания, полученные в результате проработки учебников, а также лекций. Наглядно показывают зависимости между аэродинамическими параметрами, закономерности влияния аэродинамических параметров на эксплуатационные характеристики самолета.

Полярой называется кривая, описываемая радиусом-вектором коэффициента полной аэродинамической силы при изменении угла атаки.

При выполнении данной курсовой работы использованы, Microsoft Office Excel 2007, AutoCAD 2011.

Подготовка исходных данных для расчета

При определении геометрических размеров сначала вычисляют масштаб М, равный отношению какого-либо размера натурального объекта Н в метрах к соответствующему размеру отрезка на чертеже О в миллиметрах (например размах крыла).

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

Таблица 1 – исходные данные

Элемент самолета Параметр, размерность Обозначение, формула Числовое значение
    Крыло Размах, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 27,38
Площадь, м2 Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 126,20
  Хорда средняя, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   4,61
Хорда центральная, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 8,96
Хорда концевая, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 2,05
  Сужение   Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   4,37
  Относительная толщина профиля   Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   0,12
Относительная координата максимальной толщины Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   0,40
  Относительная кривизна профиля, %   Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru -1,33
  Угол атаки нулевой подъемной силы, град Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   1,2
  Относительная координата фокуса профиля Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   0,25
Стреловидность по линии максимальных толщин, град Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 310
Стреловидность по линии фокусов, град Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   340
Удлинение геометрическое Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   5,94
Площадь занятая фюзеляжем, м2 Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   27,76
  Относительная площадь, занятая фюзеляжем Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   0,22

Продолжение таблицы 1
  Относительная площадь не обтекаемая потоком, м2 Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   0,22
Удлинение эффективное Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   4,03
Производная коэффициента подъемной силы по углу атаки, 1/град Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   0,063
Относительная координата точки перехода ЛПС в ТПС Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru
  Коэффициент момента профиля при Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   0,021
Закрылок (двухщелевой) Относительная хорда Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   0,2
Размах закрылков, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 19,22
Площадь, обслуживаемая закрылками, м2 Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 90,1
Относительная площадь крыла, обслуживаемая закрылками Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 0,714
Угол отклонения при взлете, град Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 250
Угол отклонения при посадке, град Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 400
Угол стреловидности по оси шарниров, град Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 260
Хорда средняя крыла с выпущенным закрылком, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   6,05
Расстояние от крыла до земли, м h 2,15
Расстояние от края закрылки до земли при взлете, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 1,71
Расстояние от края закрылки до земли при посадке, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   1,49
Пред-крылок Относительная площадь крыла, обслуживаемая предкрылком Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   0,7
Горизон-тальное оперение Хорда, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 2,96
Относительная толщина Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 0,10
Размах, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 10,75

Продолжение таблицы 1
  Площадь, м2 Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 31,79
Удлинение Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 3,64
Стреловидность по линии фокусов, град. Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 320
Относительная координата точки перехода ЛПС в ТПС Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru
Хорда руля высоты, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 0,32
Площадь руля высоты, м2 Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru
Вертикальное оперение Средняя хорда, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 4,01
Размах, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 4,74
Площадь, м2 Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru
Относительная толщина Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 0,11
Относительная координата точки перехода ЛПС в ТПС Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru
Пилон Средняя хорда, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 4,95
Площадь, м2 Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 0,75
Относительная толщина Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 0,07
Относительная координата точки перехода ЛПС в ТПС Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru
Фюзеляж Длина, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 31,12
Диаметр миделя, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 3,44
Площадь миделя, м2 Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 9,32
Удлинение Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 9,03
«Смоченная» поверхность, м2 Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 268,01
Длина носовой части, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 3,78
    Удлинение носовой части Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 1,10
Относительная координата точки перехода ЛПС в ТПС Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru  
Продолжение таблицы 1
Гондола двигателя Длина Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 5,02
Диаметр миделя, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 1,45
    Удлинение Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   3,46
  «Смоченная» поверхность, м2   Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 18,20
Длина носовой части, м Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 1,98
Диаметр воздухозаборника по передней кромке   Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   1,21
Удлинение носовой части работающего турбореактивного двигателя Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru   2,48
Относительная координата точки перехода ЛПС в ТПС Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru  
Общие данные Взлетный вес самолета, кГ Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru
Расчетная скорость полета, км/ч V 258,33
Тип и количество двигателей n 3хДТРД
Статическая тяга одного двигателя на нулевой высоте, кГ P0  
Расчетная высота полета, м H
Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru при λ=∞ а0 5,98

2. Расчёт и построение кривых Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

2.1 Расчёт и построение кривой зависимости Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

Критическим числом Маха называют такое число Маха, при котором в полете в какой-либо точке вблизи поверхности крыла или другой выпуклой части самолета местная скорость потока становиться равной местной скорости звука. Соответствующая данному случаю скорость полета самолета называется критической Vкр.

Наличие кривой зависимости Подготовка исходных данных для расчета - student2.ruпозволяет определить степень влияния сжимаемости воздуха на аэродинамические характеристики самолета при полете на разных скоростях и углах атаки. В тех случаях, когда режимы полета самолета соответствуют точкам, лежащим на графике выше кривой Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru(или около кривой), полет считается трансзвуковым и волновые потери необходимо учитывать: если соответствующие точки лежат намного ниже (полет дозвуковой), то волновое сопротивление отсутствует.

Расчет кривой Подготовка исходных данных для расчета - student2.ruможно произвести по формуле:

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru , (1)

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru – удлинение эффективное (табл.1, стр.5);

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru – относительная толщина профиля (табл.1, стр.4);

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru – стреловидность по линии фокусов (табл.1, стр.4).

Полученные результаты расчётов занесены в таблицу 2.

Таблица 2. Кривая зависимости Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7
Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru 0,764 0,762 0,754 0,740 0,722 0,698 0,669 0,634

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru По данным таблицы 2 построен график Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru (рис.2).

Чтобы охарактеризовать самолет по числу Маха, надо определить число Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru полета, соответствующее расчетной полетной скорости Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru и высоте Н, а также значение Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru полета. Для этого воспользуемся формулами

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru , (2)

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru , (3)

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru , (4)

где Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru – скорость звука на расчетной высоте, м/с (приложение 1);

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru – весовая плотность воздуха на расчетной высоте, кГ/м3 (приложение 1);

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru – полетный вес самолета, кГ;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru – взлетный вес самолета, кГ (табл. 1, стр.7);

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru – полный запас топлива, кГ (табл. 1, стр.9);

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru – расчетная скорость полета, м/с (табл. 1, стр.7);

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru – площадь крыла, м2 (табл. 1, стр.4);

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru – ускорение свободного падения, м/с;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru ,

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

Так как точка А с вычисленными выше координатами ( Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru ) располагается около кривой Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru(рис.2, стр.8), то самолет считают трансзвуковым.

2.2 Расчёт и построение вспомогательной кривой Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

Для построения вспомогательной кривой Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru (шасси и средства механизации крыла убраны, полёт происходит на нулевой высоте Н=0, влияние экрана земли отсутствует, скорость полёта минимальная) достаточно иметь пять точек (рис.3, стр.42).

Для построения линейного участка кривой, который характеризует безотрывное обтекание крыла, нужны две точки. Первая точка линейного участка кривой имеет

координаты Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru ; Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru , а вторая точка может быть определена с помощью уравнения прямой

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru , (5)

где Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru угол атаки, который может быть задан произвольно;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru угол нулевой подъемной силы (табл.1, стр.4);

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru производная коэффициента подъёмной силы по углу атаки.

(6)

где Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru – максимальный коэффициент подъемной силы профиля, который для каждого типа профиля зависит от числа Рейнольдса Re и относительной толщины Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru и может быть приближенно определен по графику (рис.11, [1]);

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru коэффициент, учитывающий сужение крыла (рис.10, [1]);

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru стреловидность по линии фокусов (табл. 1, стр.4).

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru (7)

где Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru средняя хорда крыла (табл. 1, стр.4);

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru коэффициент кинематической вязкости воздуха на высоте Н = 0;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru минимальная скорость горизонтального полета, определяемая по формуле

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru (8)

где Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru полетный вес самолета;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru площадь крыла (табл. 1, стр.4).

Данные для расчета:

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru = 1,20;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru = 100;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru =0,063;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru = 0,916;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru = 4,61 м;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru = 2,9044 ∙ 10-5 м2/с;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru = Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru ;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru = 126,2 м2;

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru ,

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru ,

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru .

Величина числа Re выходит за пределы графика [1, рис.11], следовательно, значение Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru определяем по концу соответствующей кривой ( Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru ), а значит Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru .

Тогда

Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

Координаты точки 3 определяются как Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru . Точка 3 соответствует началу развития срывных явлений на крыле, вызывающих появление низкочастотной тряски самолета в полете.

Остальные две точки необходимы для построения криволинейного участка кривой. Отложим вправо от точки пересечения Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru с лучом исходящим из точки 1 (точка 4)

отрезок, равный Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru получаем точку 5, соответствующую Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

Вспомогательная кривая приведена на рисунке 3 (стр.42). По данной кривой определяем критический угол атаки Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

2.3 Расчёт и построение взлётных кривых Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru

При расчёте и построении кривых Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru длявзлёта с использованием выбранных средств механизации крыла без учёта и с учётом влияния экрана земли следует иметь в виду следующее:

а) при выпуске механизации задней кромки крыла:

Ø Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru увеличивается;

Ø Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru уменьшается, т.е. увеличивается по модулю вследствие увеличения кривизны профиля, в связи с чем кривая Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru смещается влево относительно вспомогательной кривой;

Ø Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru на всем диапазоне углов атаки возрастает на величину Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru ;

Ø Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru не изменяется.

б) экранное воздействие близости земли сказывается следующим образом:

Ø Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru увеличивается вследствие уменьшения интенсивности концевых вихрей на крыле, которые разрушаются экраном, т.е. концы крыла как бы раздвигаются, уменьшая относительную площадь крыла, на которую ощутимо влияют концевые вихри, индуцирующие вертикальную составляющую скорости Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru (скорость скоса потока);

Ø Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru увеличивается, вследствие чего кривая Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru вблизи экрана земли будет идти круче, чем вдали от него;

Ø Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru увеличивается в летном диапазоне углов атаки;

Ø Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru и Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru уменьшаются, так как вблизи экрана происходит увеличение местного угла атаки вблизи носика профиля вследствие создания зоны повышенного давления под крылом, т.е. образования, так называемой, воздушной подушки. Кроме того, происходит смещение пика разрежения над крылом к носику профиля, что вызывает более ранний отрыв пограничного слоя;

Ø Подготовка исходных данных для расчета - student2.ru практически не изменяется.

Наши рекомендации