ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ

Вопрос 1. Линейные дифференциальные уравнения старших порядков.

Вопрос 30.2. Системы линейных дифференциальных уравнений первого порядка.

Список литературы ……………………………………………………….157

ЛЕКЦИЯ № 1. НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ.

Вопрос 1.1. Первообразная и неопределенный интеграл.

Определение 1.1.1. Функция ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru называется первообразной для функции ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru на интервале ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , если ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru для всех x из интервала ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Конец определения.

Очевидно, что если ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru первообразная для функции ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , то и ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru тоже первообразная для ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru . Справедливо и обратное утверждение.

Теорема 1.1.1. Если ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru и ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru две первообразные для функции ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , то они отличаются на константу.

Доказательство. Так как выполняются равенства ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , то, вычитая из первого равенства второе, получим

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Из равенства нулю производной, заключаем, что разность функций принимает постоянное значение, откуда и следует доказываемое утверждение

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Конец доказательства.

Определение 1.1.2. Неопределенным интегралом от функции ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru на интервале ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru называется множество всех ее первообразных, которое обозначается символом

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Конец определения.

Свойства неопределенного интеграла:

1) ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru ,

2) ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Доказательство. Доказательство следует из равенства:

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Конец доказательства.

3) ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Доказательство. Пусть ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru и ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru есть первообразные для функций ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru и ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru соответственно. Тогда сумма ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru есть первообразная для функции ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , и, следовательно, справедливо равенство

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Поскольку равенство неопределенных интегралов понимается с точностью до константы, то отсюда следует доказываемое соотношение.

Конец доказательства.

4) ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Доказывается аналогично 3-ему свойству.

5) ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Доказательство. Пусть ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru есть первообразная для функции ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , тогда функция ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru есть первообразная для функции ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , отсюда получаем

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru ,

где учтено, что ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru . Отсюда, по тем же причинам, что и в доказательстве свойства 3 следует справедливость свойства 4.

Конец доказательства.

6) ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Доказательство. Пусть ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru есть первообразная для функции ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , тогда функция ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru есть первообразная для функции ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Отсюда получаем

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Конец доказательства.

Вопрос 1.2. Таблица интегралов.

Таблица интегралов играет в высшей математике такую же важную роль, что и таблица производных. Она состоит из наиболее часто встречающихся интегралов от элементарных функций. Эти интегралы получаются с помощью таблицы производных из определения неопределенного интеграла.

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

1. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

2. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

3. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

4. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

5. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

6. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru

7. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

8. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

9. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

10. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

11. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

12. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

13. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

14. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru

15. ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Докажем например формулу 2. Вычислим производную от ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru . Если ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , то ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , тогда ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru . Если ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , то ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru , тогда ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru . Поэтому ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru .

Замечание 1.1. Некоторые интегралы могут быть выражены через другие функции.

Например:

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru ,

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru ,

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru ,

ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru

где ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru ‑ аркгиперболический синус (функция ‑ обратная к гиперболическому синусу) и ЛЕКЦИЯ № 30. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ - student2.ru ‑ аркгиперболический тангенс (функция ‑ обратная к гиперболическому тангенсу)

Наши рекомендации