III. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Запись сложения столбиком».
IV. Работа над новым материалом.
– Рассмотрите записи и найдите в них ошибки:
Задание № 6(с. 47).
– Что обозначают выражения:
· «сумма чисел» (сложение);
· «уменьши на 10» (вычитание);
· «разность чисел» (вычитание);
· «увеличена на 42» (сложение).
Далее учащиеся читают задание и записывают выражения.
(43 + 15) – 10 | (50 – 20) + 42 |
(71 + 27) + 1 | (68 – 5) – 2 |
– Как выполнить действия в выражениях со скобками?
– Найдите значения этих выражений.
Задание № 7(с. 48).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Запишите кратко условие задачи.
Решение:
Ответ: 55 плащей, 59 курток.
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 15(с. 49).
Это задание учащиеся должны выполнять с опорой на свойство многоугольника: «В любом многоугольнике углов, сторон и вершин поровну».
Рассуждать дети могут примерно так:
1) в многоугольнике – 4 угла, следовательно, это четырехугольник;
2) в многоугольнике – 9 вершин, значит, в нем – 9 углов, следовательно, это девятиугольник;
3) в многоугольнике – 12 сторон, значит, в нем– 12 углов, следовательно, это двенадцатиугольник.
Задание № 16(с. 49).
Так как это одна из первых задач, где учащимся для решения предлагается воспользоваться способом составления выражения, то можно сначала решить эту задачу по действиям, а потом соотнести это решение с предлагаемой в учебнике схемой.
– Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей?
– Прочитайте только условие.
– Что неизвестно? Прочитайте вопрос.
– Запишите кратко условие задачи.
Запись: Приготовили – 50 с. и 40 с.
Проросло – 30 с.
Осталось – ? с.
Решение: 1) 50 + 40 = 90 (с.) – приготовили.
2) 90 – 30 = 60 (с.) – осталось.
О т в е т: 60 саженцев.
Выражение: (50 + 40) – 30 = 60.
2. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 70.
Решение этой задачи позволяет познакомить учащихся со способом нахождения суммы трех слагаемых в столбик.
– Прочитайте задание.
– Сколько денег у каждого?
При ответе на вопрос: «Сколько денег у Юли?» – решение можно записать так:
Обратите внимание детей на то, что для ответа на вопрос: «На сколько денег у Юли меньше, чем у Вити?» – нет необходимости выполнять вычисления. Так как у Вити те же монеты, что и у Юли, да еще 1 копейка, значит, у него на 1 копейку больше, чем у Юли. А у Юли, соответственно, на 1 копейку меньше.
О т в е т: У Юли 65 к.; у Вити 66 к.; на 1 к. меньше.
Задание № 74.
Для того чтобы заполнить пропуски, учащиеся должны уловить закономерность: во-первых, все числа – «круглые», а во-вторых, каждое следующее число на 10 меньше предыдущего. Получим ряд: 100, 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10. Особое внимание нужно уделить выполнению следующих двух заданий:
1)Сначала предлагается обвести два любых числа, которыеменьше 70.
Предложите детям выполнить это задание самостоятельно.
Вариантов решения может быть несколько, например: 60 и 50, 20 и 10, 40 и 20 и т. д.
Можно задать дополнительный вопрос: «А сколько вариантов решения имеет эта задача?» Сразу же предупредите учеников: «Чтобы не ошибиться в ответе, нужно придумать такой способ перебора вариантов, пользуясь которым мы не пропустим ни одного из решений».
Вот один из таких способов: «Берем ближайшее к 70 меньшее число (60) и для него по порядку подбираем возможные пары: 60 и 50, 60 и 40, 60 и 30, 60 и 20, 60 и 10 (5 вариантов). Далее берем следующее число – 50 и действуем так же: 50 и 40, 50 и 30, 50 и 20, 50 и 10 (4 варианта)».
И так далее:
40 и 30, 40 и 20, 40 и 10 (3 варианта).
30 и 20, 30 и 10 (2 варианта).
20 и 10 (1 вариант).
Всего 15 вариантов: 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 15.
2) Далее предлагается обвести все числа, которые больше 80. (Здесь единственное решение: 100 и 90.)
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как выполнить сложение трех чисел в столбик?
Домашнее задание: № 17 (учебник). (О т в е т: отрезок.); № 71 (рабочая тетрадь).
Урок 24
Запись вычитания столбиком
Цели урока:познакомить учащихся с записью вычитания двузначных чисел в столбик; совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений определять название многоугольника; развивать внимание и пространственное мышление.
Ход урока