Тема № 6 Парная линейная регрессия

С помощью регрессионного анализа строится и проверятся модель связи между одной зависимой (эндогенной) и одной или более независимыми (экзогенными) переменными.

Направление причинной связи между переменными определяется через предварительное обоснование и включается в модель как гипотеза. Регрессионный анализ проверяет статистическую состоятельность модели при данной гипотезе.

Кросс-секционная регрессия проверяет связь между переменными в определенный момент времени. При анализе регрессии во временных рядах данные по каждой из переменных собираются в течение следующих друг за другом периодов времени.

Для статистической проверки взаимосвязи между зависимой и независимой переменными необходимо найти значения параметров. Метод оценки должен быть таким, чтобы это были наилучшие, линейные, несмещенные оценки.

Метод, используемый чаще других для нахождения параметров уравнения регрессии и дающий наилучшие линейные несмещенные оценки – это метод наименьших квадратов.

Для обоснованного приложения МНК к данным и проверки взаимосвязи между переменными данные должны соответствовать допущениям, предполагаемым регрессионной моделью. К ним относятся:

1. случайный член не имеет систематических отклонений в каком – либо направлении;

2. дисперсия случайного члена постоянна для всех наблюдений;

3. случайные члены во всех наблюдениях должны быть независимы друг от друга;

4. случайный член должен быть распределен независимо от объясняющих переменных;

5. случайные члены нормально распределены.

Нарушение условий Гаусса- Маркова может привести к неэффективности оценок коэффициентов регрессии.

Статистическая значимость коэффициентов измеряется степенью вариации вокруг оценочного значения. Для определения степени значимости коэффициентов используются t-критерии. Чтобы их определить, надо знать: выборочное распределение данных коэффициентов; оценки их дисперсий.

Стандартные ошибки коэффициентов – это средние квадратические отклонения.

Тестирование гипотезы, критические значения, уровень значимости, P-значение, доверительные интервалы. Тестирование регрессионного уравнения, обсуждение R2 и t-, F-статистик. Оценки метода максимального правдоподобия.

Основная литература: [4, С.53-114], [11, С.55-94] [10], [14]

Дополнительная литература: [20],[22],[23],[25], [32]

Тема № 8 .Парная нелинейная регрессия

Рассмотрим наиболее простые случаи нелинейной регрессии: гиперболу, экспоненту и параболу. При нахождении коэффициентов гиперболы и экспоненты используют прием приведения нелинейной регрессионной зависимости к линейному виду.

Гипербола

При нахождении гиперболы Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru вводят новую переменную Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru , тогда уравнение гиперболы принимает линейный вид Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru . После этого используют формулы (9.3) для нахождений линейной функции, но вместо значений Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru используются значения Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru

Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru ; Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru .

При проведении вычислений во вспомогательную таблицу вносятся соответствующие колонки.

Экспонента

Для приведения к линейному виду экспоненты Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru проведем логарифмирование

Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru ;

Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru ;

Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru .

Введем переменные Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru и Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru , тогда Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru , откуда следует, что можно применять формулы (9.3), в которых вместо значений Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru надо использовать Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru

Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru .

При этом мы получим численные значения коэффициентов Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru и Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru , от которых надо перейти к Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru и Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru , используемых в модели экспоненты. Исходя из введенных обозначений и определения логарифма, получаем

Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru , Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru .

Парабола

Длянахождения коэффициентов параболы Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru необходимо решить линейную систему из трех уравнений

Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru

Оценка силы нелинейной регрессионной связи

Сила регрессионной связи для гиперболы и параболы определяется непосредственно по формуле (9.2). При вычислении коэффициента детерминации экспоненты все значения параметра Y (исходные, регрессионные, среднее) необходимо заменить на их логарифмы, например, Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru – на Тема № 6 Парная линейная регрессия - student2.ru и т.д.

Основная литература: [4, С.53-114], [11, С.55-94] [10], [14]

Дополнительная литература: [20],[22],[23],[25], [32]

Наши рекомендации