Обеспечение вместимости судна

Виды вместимости

Вместимость – важное эксплуатационное качество судна.

Для размещения на судне груза, судовых запасов и судового оборудования (энергетической установки, вспомогательного оборудования и тому подобного) необходимо придать корпусу судна и его надстройкам соответствующие размеры.

Если проектируется транспортное судно, то основные помещения, определяющие вместимость, располагаются в корпусе. Следовательно, для обеспечения требуемой вместимости необходимо выбрать соответствующие длину L, ширину B и высоту борта судна H.

Вместе с тем, часть главных размерений – длина L, ширина B и осадка Т -определяют водоизмещение судна V. Поэтому при заданном водоизмещении V вместимость основного корпуса W будет определяться высотой борта H (рисунок 6):

L
W1<W2
T
H1
V = δLBT

H2
V = δLBT
L
T

Рис. 6. Зависимость вместимости судна от высоты борта.

Различают следующие виды вместимости для грузовых помещений сухогрузных судов и для цистерн наливных и сухогрузных судов.

Вместимость для грузовых помещений сухогрузных судов:

- теоретическая – Wт;

- по сыпучему грузу -Wc;

- по штучному грузу –Wшт.

Теоретическая вместимость Wт помещений судна измеряется между теоретическими линиями поверхностей, ограничивающих помещение со всех сторон (рисунок 7).

Обеспечение вместимости судна - student2.ru

Рис. 7. Теоретическая вместимость помещения.

Вместимость по сыпучему грузу Wc равна теоретической вместимостиWт за вычетом (уменьшением)объёма набора и различных конструкций, расположенных в пределах грузовых помещений (трапы, вентиляционные трубы, деревянные зашивки и тому подобное) ΔW1(рисунок 8):

Wc = Wт– ΔW1,

где ΔW1 для грузовых помещений универсальных сухогрузных судов составляет ΔW1 = (2 ÷3)% Wт

Обеспечение вместимости судна - student2.ru

Рис.8. Вместимость помещения по сыпучему грузу.

Вместимость по штучному грузуWшт рассчитывается как объём помещения, который может быть заполнен достаточно крупными грузовыми единицами – ящиками, бочками, и т.п. При перевозке такого груза остаются незаполненными пространства между шпангоутами, бимсами, стойками переборок. В результате вместимость по штучному грузу Wшт меньше вместимости по сыпучему грузу Wc на величину ΔW2 (рисунок 9):

Wшт = Wc – ΔW2,

где ΔW2 для грузовых помещений универсальных сухогрузных судов составляет ΔW2 = (9 ÷ 10)% Wс

Обеспечение вместимости судна - student2.ru
Рис. 9. Вместимость помещения по штучному грузу

Расчет фактической вместимости судовых цистерн (для жидких грузов) выполняется путем суммарного учета следующих«вычетов» (уменьшений объёмов) ΔWц, не позволяющих использовать теоретическую вместимость полностью:

- вычета на телесность набора, который учитывает объём, занимаемый расположенным внутри цистерны набором корпуса судна;

- вычета на неудаляемые остатки жидкости в цистерне («мертвые остатки»), которые нельзя удалить с помощью расходных трубопроводов;

- вычета на недолив, учитывающий возможность образования воздушных подушек в верхней части цистерны при ее заполнении;

- вычета на запас на тепловое расширение, исключающий выброс жидкости через воздушную трубу при тепловом расширении жидкости (учитывается только при расчетах вместимости цистерн топлива, смазочного масла и различных грузов, имеющих большие коэффициенты объёмного теплового расширения).

Фактическая вместимость судовых цистерн определяется как разность между теоретической вместимостью Wт и суммарными вычетами ΔWц, перечисленными выше:

Wц = Wт-ΔWц

Значения вычетов ΔWц в процентах от теоретического объема Wт колеблются в следующих пределах:

- для топливных и масляных цистерн -(6 ÷ 9) % Wт;

- для водяных цистерн -(3 ÷6) % Wт:

- для грузовых танков наливных судов -(5 ÷ 6) % Wт.

Наши рекомендации