Согласно классическому определению вероятности 1 страница

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Студенты ВВиДО выполняют одну контрольную работу по курсу "Теория вероятностей и математическая статистика". Контрольная работа содержит 7 заданий.

Номер варианта следует выбрать по первой букве фамилии студента в соответствии с данной таблицей:

Первая буква фамилии студента Вариант контрольной работы
А, Б № 12
В, Г № 11
Д, Е, Ж № 10
З, И № 9
К № 8
Л, М № 7
Н, О № 6
П, Р № 5
С, Т № 4
У, Ф, Х № 3
Ц, Ч, Ш № 2
Щ, Э, Ю, Я № 1

Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, к зачету не принимается.

На титульном листе надо разборчиво написать свою фамилию и инициалы, название факультета, специальности и номер варианта.

Перед решением задачи необходимо указать ее номер и записать полностью ее условие.

Решение задачи следует излагать подробно с объяснением всех действий.

После получения отрецензированной работы студент должен исправить все отмеченные ошибки или недочеты в той же тетради и явиться на собеседование. Если есть задачи, выполненные неверно, студенту необходимо переделать их и прислать работу повторно.

Образец выполнения контрольной работы

Задание 1. В ящике 12 писем, из них 7 иногородних и 5 городских. Какова вероятность того, что среди вынутых наудачу 4 писем окажется:

а) только одно городское;

б) городских и иногородних поровну.

Литература: 1, гл. 1. С. 7-13.

2, гл. 1. С. 7-9.

Решение. а) Пусть событиеА - среди вынутых 4 писем только одно городское.

Согласно классическому определению вероятности

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ,

где N - число всех равновозможных, единственно возможных и несовместных исходов; MA - число исходов, благоприятствующих событию А.

В нашем случае Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru - число всевозможных сочетаний из 12 писем по 4 письма.

Найдем число исходов, благоприятствующих событию А. Так как среди вынутых четырех писем будет только одно городское, то остальные три будут иногородние. Число способов, которыми можно вынуть одно письмо из пяти городских, равно Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru . Три иногородних письма берут из имеющихся семи писем. Число сочетаний из семи по три равно Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru . При этом каждое городское письмо может появиться с любой тройкой иногородних, поэтому

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

Таким образом, Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

б) Пусть событие B - среди вынутых 4 писем городских и иногородних поровну. Вероятность событияВ

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ,

где Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru (см. пункт а); число исходов, благоприятствующих событиюВ, Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru , так как каждая пара городских писем может появиться с любой парой иногородних. При этом два письма из пяти городских можно выбрать Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru способами, а два письма из семи иногородних - Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

Тогда Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

Задание 2. Вероятности того, что нужная сборщику деталь находится в первом, втором и третьем ящике, равны 0,5; 0,8; 0,6, соответственно. Найти вероятность того, что нужная деталь содержится:

а) во всех трех ящиках;

б) только в одном ящике;

в) по крайней мере, в одном ящике.

Литература: 1, гл. 2. С. 14-23.

2, гл. 1. С. 12-18.

Решение. Введем обозначения:

событие Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru - нужная деталь содержится в первом ящике;

событие Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru - нужная деталь содержится во втором ящике;

событие Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru - нужная деталь содержится в третьем ящике.

По условию Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ; Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ; Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

а) Пусть событиеА - нужная деталь содержится во всех трех ящиках. Это событие является произведением событий Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru , и Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru , и Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru , то есть Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

Учитывая, что события Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru , Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru , Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru - независимые, по теореме умножения вероятностей для независимых событий будем иметь

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

б) Пусть событиеВ - нужная деталь содержится только в одном ящике. Это событие можно представить так:

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ,

где событие Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru означает, что нужная деталь содержится в первом ящике, а во втором и третьем ящиках нужной детали нет. Аналогично, событие Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru - нужная деталь есть во втором, а в первом и третьем ящиках ее нет. Событие Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru - нужной детали нет в первом и во втором ящиках, в третьем она есть.

События, являющиеся слагаемыми последней суммы, несовместны, поэтому по теореме сложения вероятностей для несовместных событий получим

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

Каждое слагаемое этой суммы можно найти, используя теорему умножения вероятностей для независимых событий

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ;

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ;

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

Учитывая, что

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ;

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ;

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ,

окончательно получим

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru

в) Пусть событиеС - нужная деталь содержится, по крайней мере, в одном ящике.

Рассмотрим противоположное событие Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru - нужной детали нет ни в одном ящике, то есть Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru . Тогда

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

Следовательно, Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

Задание 3. В сборочный цех завода поступили однотипные детали, изготовленные на трех автоматах. При этом с первого автомата поступило 600 деталей, со второго и третьего, соответственно, в 2 и 3 раза меньше. Известно, что первый автомат дает 3% брака, второй - 1%, а третий - 2% брака. а) Найти вероятность попадания на сборку годной детали, если деталь отбирается случайным образом. б) Наугад взятая деталь из сборочного цеха оказалась годной. Какова вероятность того, что она изготовлена на втором автомате?

Литература: 1, гл. 2. С. 23-26.

2, гл. 1. С. 26-28.

Решение. Пусть событиеВ - взятая наугад деталь оказалась годной. Это событие может произойти только вместе с одним из трех событий-гипотез:

событие Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru - деталь изготовлена на первом автомате;

событие Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru - деталь изготовлена на втором автомате;

событие Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru - деталь изготовлена на третьем автомате.

События Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru , Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru , Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru образуют полную группу событий. Из условия задачи ясно, что на первом автомате изготовлено 600 деталей, на втором -300, а на третьем - 200 деталей. Отсюда находим

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ;

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ;

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

В условии задачи даны условные вероятности события Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru (наугад взятая деталь бракованная), противоположного событиюВ, при гипотезах Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru , Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru и Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru :

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru

а) Вероятность событияВ найдем по формуле полной вероятности

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

б) Наугад взятая деталь оказалась годной, то есть событиеВ наступило. Вероятность того, что эта деталь изготовлена на втором автомате, вычисляем по формуле Байеса:

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

Задание 4. Станок-автомат производит валики, причем контролируется размер их диаметра Х. Считая, что Х - нормально распределенная случайная величина с математическим ожиданием, равным 10 мм, и дисперсией, равной 0,01 мм2; найти: а) вероятность того, что размер диаметра валика будет от 9,8 до 10,3 мм; б) интервал, в который с вероятностью 0,9973 попадает размер диаметра наугад взятого валика.

Литература: 1, гл. 5. С. 81-95.

2, гл. 2. С. 78-80.

Решение. Диаметр валика - случайная величина Х, имеющая нормальный закон распределения со следующими параметрами:

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ; Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

а) Для нахождения искомой вероятности воспользуемся формулой

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ,

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru

Здесь значения функции Лапласа Ф(3) и Ф(2) найдены по прил. 2.

б) Найдем искомый интервал с помощью формулы

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

Учитывая, что неравенство Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru равносильно неравенству Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru , получим Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

По условию эта вероятность равна 0,9973, следовательно:

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

По таблице значений функции Лапласа (прил. 2) находим Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru . Отсюда, Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru . Таким образом, Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru или Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru . Искомый интервал - (9,7; 10,3) мм.

Задание 5. На ферме по схеме случайного повторного отбора были отобраны 100 коров. Распределение их по дневному надою (Х, л) следующее:

Дневной надой, л
Число коров

Вычислить выборочные характеристики: средний надой, моду, медиану, размах вариации, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

Литература: 1, гл. 7. С. 125-130.

2, гл. 4. С. 110-114.

Решение. Признак Х - дневной надой коров. Для расчета выборочных характеристик данного распределения удобнее использовать таблицу:

Дневной надой (хi, л) Число коров (mi) хimi Н(хi) i- Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru )2mi хi2mi
63,48 54,08 18,72 58,80 80,92
Итого - 276,00

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru 11,6 (л) - средний дневной надой коров данной фермы.

Легко убедиться, что в случае дискретного признака Х в ранжированном вариационном ряду xj=xi при Н(хi)+1£j£Н(хi+1). Для рассматриваемого примера:xj= 11 при 12£j£63.

Объем выборки n=100 - число четное. Пусть n=2j, тогда j=50. Поэтому медиана

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru 11 (л).

Частота достигает максимума: mi = mmax = 52 приxi= 11, поэтому мода

хмо= 11 (л).

Очевидно, хмoме¹ Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru . Таким образом, распределение признака Х асимметричное.

Размах вариации R = хmax - хmin= 15 - 7 = 8 (л).

Дисперсию можно вычислить двумя способами:

1) Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru

2) Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru = 137,32 - (11,6)2 = 2,76.

Среднее квадратическое отклонение Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru (л) (дневной надой каждой коровы данной фермы отклоняется от среднего дневного надоя коров в среднем на 1,67 л).

Коэффициент вариации Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru »14,32 %.

На практике считают, что если Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru <33%, то совокупность однородная. В данном случае исследуемая совокупность однородная.

Замечание. Если в условии задан интервальный ряд распределения признака Х, то сначала необходимо перейти к дискретному ряду, заменив интервалы их серединами.

Задание 6а. Установить при уровне значимости 0,05, случайно или значимо расхождение между эмпирическими и теоретическими частотами, которые вычислены, исходя из предположения, что некоторый признак Х распределен нормально:

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru
Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru

Литература:1,гл. 9. С. 148-160.

2,гл. 5. С. 135-145.

Решение. Выдвигаем нулевую гипотезу Н0 и ей конкурирующую Н1.

Н0: признак Х имеет нормальный закон распределения.

Н1: признак Химеет закон распределения, отличный от нормального.

В данном случае рассматривается правосторонняя критическая область. Проверим гипотезу с помощью случайной величины Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru , которая имеет распределение c2 с k=s-3=7-3=4 степенями свободы. Вычислим наблюдаемое значение критерия c2 по выборочным данным. Расчеты представим в таблице:

  Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru
  1,78 1,64 0,13 1,33 0,25 12,25 0,33
Итого 17,71

Итак, Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru »17,71. По прил. 3 находим критическое значение Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru (0,05; 4)=9,5. Сравниваем Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru и Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru (0,05;4).

Так как Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru > Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru (0,05; 4), то есть наблюдаемое значение критерия попало в критическую область, нулевая гипотеза отвергается, справедлива конкурирующая гипотеза, то есть признак Х имеет закон распределения, отличный от нормального, расхождение между эмпирическими и теоретическими частотами значимо.

Задание 6б. На предприятии разработаны два метода изготовления определенной продукции. Для проверки - одинаково ли материалоемки эти методы - собраны статистические данные о расходе сырья в расчете на единицу готовой продукции в процессе работы обоими методами. Получены следующие данные. При работе первым методом: количество наблюдений nx=9, среднее значение Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru в=3,8, исправленное среднее квадратическое отклонение Sx=0,6; при работе вторым методом: количество наблюдений ny=8, среднее значение
Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru в=2,7, исправленное среднее квадратическое отклонение Sy=0,5. Согласно имеющимся данным проверить гипотезу о том, что средний удельный расход сырья при работе обоими методами одинаков, считая, что выборки извлечены из нормально распределенных генеральных совокупностей. Уровень значимости a=0,05.

Литература: 1, гл. 9. С. 161-172.

2, гл. 5. С. 152-155, 158-163.

Решение. Даны совокупности Х и Y, имеющие нормальный закон распределения, где Х - расход сырья при работе первым методом, Y - расход сырья при работе вторым методом. Требуется проверить гипотезу: Н0:М(Х)=М(Y).

Так как о генеральных дисперсиях ничего неизвестно, то с помощью случайной величины Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru , которая имеет распределение Фишера - Снедекора с k1 =nх-1=8 и k2 =ny-1=7 степенями свободы (n1=nх, так как Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru = (0,6)2 = 0,36, больше чем Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru = (0,5)2 = 0,25) предварительно проверим вспомогательную нулевую гипотезу:

Н0:D(Х)=D(Y) при Н1:D(Х)>D(Y).

Находим Fнабл= Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru =1,44. По прил. 5 определим критическое значение Fкрит(a, k1, k2)=Fкрит(0,05; 8; 7)=3,73.

Сравниваем Fнабл и Fкрит(0,05; 8; 7). Так как Fнабл<Fкрит(0,05; 8; 7), то есть Fнабл попало в область принятия гипотезы, нет оснований отвергать нулевую гипотезу, по данным наблюдения D(Х)=D(Y), расхождение между исправленными выборочными дисперсиями ( Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru и Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru ) случайное. Следовательно, можно проверить основную гипотезу.

Предварительно выбираем конкурирующую гипотезу. В данном случае их может быть две: 1) Н1:М(Х)¹М(Y) (двусторонняя критическая область); 2) Н1:М(Х)>М(Y), так как Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru в> Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru в (правосторонняя критическая область).

Проверяем гипотезу Н0в первом случае:

Н0: М(Х)=М(Y), Н1: М(Х)¹М(Y).

Для проверки используется случайная величина

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru

которая имеет распределение Стьюдента с k=nx+ny-2=9+8-2=15 степенями свободы.

Вычислим Тнабл Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru » 4,075.

По таблице критических точек распределения Стьюдента (прил. 4) находим tкрит.дв(0,05;15)=2,13 (при двусторонней критической области). Сравниваем Тнабл и tкрит.дв(0,05;15). Так как ½Тнабл½>tкрит.дв(0,05;15), то есть Тнабл попало в критическую область, нулевая гипотеза отвергается, справедлива конкурирующая: М(Х)¹М(Y), следовательно, расхождение между выборочными средними значимо. Таким образом, средний удельный расход сырья при работе обоими методами различен.

Проверим гипотезу Н0 во втором случае:

Н0: М(Х)=М(Y), Н1: М(Х)>М(Y).

Так как Тнабл»4,075, tкрит.пр(0,05;15)=1,75 (при односторонней (правосторонней) критической области), то Тнабл>tкрит.пр(0,05;15), то есть Тнабл попало в критическую область, вывод аналогичен предыдущему.

Замечание. В контрольную работу входит либо задание 6а, либо задание 6б (см. свой вариант).

Задание 7. В результате исследования зависимости выпуска валовой продукции (Y,тыс.руб.) от основных фондов (Х, тыс.руб.) однотипных предприятий получены следующие данные:

Х
Y

Полагая, что между Х и Y имеет место линейная зависимость, определить выборочный коэффициент корреляции, объяснить его смысл, проверить значимость коэффициента корреляции при уровне значимости 0,05. Построить уравнение регрессии и объяснить его. Вычислить предполагаемый выпуск валовой продукции, если основные фонды составят 80 тыс. руб.

Литература: 1, гл. 10. С. 182-196.

2, гл. 6. С. 177-182.

Решение. Признак Х-основные фонды, тыс.руб. (факторный признак). Признак Y-выпуск валовой продукции, тыс. руб. (результативный признак). Предполагаем, что признаки имеют нормальный закон распределения. Признаки находятся в статистической зависимости, так как выпуск валовой продукции зависит не только от основных фондов, но и от многих других факторов, которые в данном случае не учитываются. Определим форму связи. Построим точки с координатами (хi, yi) и по их расположению определим форму связи (см. рисунок).

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru

Рис.

Итак, форма связи линейная.

Проведем корреляционный анализ. Вычислим выборочный линейный коэффициент корреляции:

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru .

Расчеты представим в таблице:

  хi yi хi×yi Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru
 
 
 
 
 
Итого

Согласно классическому определению вероятности 1 страница - student2.ru

Наши рекомендации