В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить

Пример 6

Решить систему линейных уравнений:
В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru

8) Правило Крамера

Рассмотрим частный случай системы линейных уравнений (15.1), когда В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru , то есть когда число уравнений совпадает с числом неизвестных. Именно такие системы при В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru или В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru рассматриваются в школе.

Если число уравнений равно числу неизвестных, то матрица В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru исходной системы -- квадратная, порядка В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru , В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru и В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru -- столбцы высоты В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . Предположим, что В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . Тогда по теореме 14.1существует обратная матрица. Умножив слева обе части равенства (15.2) на В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru , получим

В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru

Таким образом, система уравнений (15.1) имеет единственное решение и оно в матричной форме может быть записано в виде

В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru (15.3)

Это так называемый матричный способ решения системы линейных уравнений.

Введем следующие обозначения. Пусть В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru , В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru -- определитель матрицы, полученной из матрицы В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru заменой столбца с номером В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru на столбец В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru свободных членов, В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru :

В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru

Теорема 15.1 (Правило Крамера) Если в системе В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru линейных уравнений с В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru неизвестными В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru , то система имеет решение и притом единственное. Это решение задается формулами

В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru

Доказательство. По теореме 14.1 обратная матрица находится по формуле

В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru

где В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru -- алгебраические дополнения. Тогда из (15.3) следует, что

В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru

Заметим, что по формуле (14.13) разложение определителя В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru по первому столбцу в точности совпадает с первым элементом матрицы-столбца в правой части последнего равенства, разложение определителя В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru по второму столбцу дает второй элемент матрицы-столбца и т.д. Поэтому В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru , откуда и следует утверждение теоремы.

Пример 15.1 Решите систему уравнений В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru

Решение. Выписываем матрицу системы В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru и столбец свободных членов В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru .

Находим определитель системы: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . Определитель отличен от нуля, следовательно, можно применить правило Крамера. Находим дополнительные определители:

В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru

Итак,

В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru

Ответ: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru .

Замечание 15.1 При кажущейся простоте правила Крамера применяется оно для систем более, чем из трех уравнений, только в каких-то исключительных случаях. Дело в том, что вычисление определителей требует выполнения большого числа арифметических операций и существует способ, требующий меньшей вычислительной работы. Этот способ будет описан позже.

Замечание 15.2 При решении системы уравнений приходится выполнять довольно большой объем вычислений. Поэтому велика вероятность ошибки. Чтобы обнаружить эту ошибку, рекомендуется выполнить проверку ответа, то есть подставить полученные значения неизвестных в уравнения системы. Если все уравнения превратятся в верные равенства, то решение найдено верно. В противном случае при вычислениях где-то допущена ошибка.

9) Метод Гаусса (последовательного исключения неизвестных).
Примеры решений для чайников

Продолжаем рассматривать системы линейных уравнений. Этот урок является третьим по теме. Если Вы смутно представляете, что такое система линейных уравнений вообще, чувствуете себя чайником, то рекомендую начать с азов на странице Как решить систему линейных уравнений? Далее полезно изучить урок Правило Крамера. Матричный метод.

Метод Гаусса – это просто! Почему? Известный немецкий математик Иоганн Карл Фридрих Гаусс еще при жизни получил признание величайшего математика всех времен, гения и даже прозвище «короля математики». А всё гениальное, как известно – просто!Кстати, на деньги попадают не только лохи, но еще и гении – портрет Гаусса красовался на купюре в 10 дойчмарок (до введения евро), и до сих пор Гаусс загадочно улыбается немцам с обычных почтовых марок.

Метод Гаусса прост тем, что для его освоения ДОСТАТОЧНО ЗНАНИЙ ПЯТИКЛАССНИКА.Необходимо уметь складывать и умножать!Не случайно метод последовательного исключения неизвестных преподаватели часто рассматривают на школьных математических факультативах. Парадокс, но у студентов метод Гаусса вызывает наибольшие сложности. Ничего удивительного – всё дело в методике, и я постараюсь в доступной форме рассказать об алгоритме метода.

Сначала немного систематизируем знания о системах линейных уравнений. Система линейных уравнений может:

1) Иметь единственное решение.
2) Иметь бесконечно много решений.
3) Не иметь решений (быть несовместной).

Метод Гаусса – наиболее мощный и универсальный инструмент для нахождения решениялюбой системы линейных уравнений. Как мы помним, правило Крамера и матричный метод непригодны в тех случаях, когда система имеет бесконечно много решений или несовместна. А метод последовательного исключения неизвестных в любом случаеприведет нас к ответу! На данном уроке мы опять рассмотрим метод Гаусса для случая №1 (единственное решение системы), под ситуации пунктов №№2-3 отведена статьяНесовместные системы и системы с общим решением. Замечу, что сам алгоритм метода во всех трёх случаях работает одинаково.

Вернемся к простейшей системе с урока Как решить систему линейных уравнений?
В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru и решим ее методом Гаусса.

На первом этапе нужно записать расширенную матрицу системы:
В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . По какому принципу записаны коэффициенты, думаю, всем видно. Вертикальная черта внутри матрицы не несёт никакого математического смысла – это просто отчеркивание для удобства оформления.

Справка: рекомендую запомнить термины линейной алгебры. Матрица системы – это матрица, составленная только из коэффициентов при неизвестных, в данном примере матрица системы: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . Расширенная матрица системы – это та же матрица системы плюс столбец свободных членов, в данном случае: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . Любую из матриц можно для краткости называть просто матрицей.

После того, как расширенная матрица система записана, с ней необходимо выполнить некоторые действия, которые также называются элементарными преобразованиями.

Существуют следующие элементарные преобразования:

1) Строки матрицы можно переставлять местами. Например, в рассматриваемой матрице можно безболезненно переставить первую и вторую строки: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru

2) Если в матрице есть (или появились) пропорциональные (как частный случай – одинаковые) строки, то следует удалить из матрицы все эти строки кроме одной. Рассмотрим, например матрицу В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . В данной матрице последние три строки пропорциональны, поэтому достаточно оставить только одну из них: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru .

3) Если в матрице в ходе преобразований появилась нулевая строка, то ее также следуетудалить. Рисовать не буду, понятно, нулевая строка – это строка, в которой одни нули.

4) Строку матрицы можно умножить (разделить) на любое число, отличное от нуля. Рассмотрим, например, матрицу В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . Здесь целесообразно первую строку разделить на –3, а вторую строку – умножить на 2: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . Данное действие очень полезно, поскольку упрощает дальнейшие преобразования матрицы.

5) Это преобразование вызывает наибольшие затруднения, но на самом деле ничего сложного тоже нет. К строке матрицы можно прибавить другую строку, умноженную на число, отличное от нуля. Рассмотрим нашу матрицу из практического примера: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . Сначала я распишу преобразование очень подробно. Умножаем первую строку на –2: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru , и ко второй строке прибавляем первую строку умноженную на –2: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . Теперь первую строку можно разделить «обратно» на –2: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . Как видите, строка, которую ПРИБАВЛЯЛИ – не изменилась. Всегда меняется строка, К КОТОРОЙ ПРИБАВЛЯЮТ.

На практике так подробно, конечно, не расписывают, а пишут короче:
В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru
Еще раз: ко второй строке прибавили первую строку, умноженную на –2. Умножают строку обычно устно или на черновике, при этом мысленный ход расчётов примерно такой:

«Переписываю матрицу и переписываю первую строку: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru »

«Сначала первый столбец. Внизу мне нужно получить ноль. Поэтому единицу вверху умножаю на –2: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru , и ко второй строке прибавляю первую: 2 + (–2) = 0. Записываю результат во вторую строку: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru »

«Теперь второй столбец. Вверху –1 умножаю на –2: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . Ко второй строке прибавляю первую: 1 + 2 = 3. Записываю результат во вторую строку: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru »

«И третий столбец. Вверху –5 умножаю на –2: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru . Ко второй строке прибавляю первую: –7 + 10 = 3. Записываю результат во вторую строку: В высшей математике всегда стремимся складывать и умножать, а не вычитать и делить - student2.ru »

Пожалуйста, тщательно осмыслите этот пример и разберитесь в последовательном алгоритме вычислений, если вы это поняли, то метод Гаусса практически «в кармане». Но, конечно, над этим преобразованием мы еще поработаем.

Наши рекомендации