I. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии, проверка рабочего места
Подготовка учащихся к работе на занятии, проверка рабочего места.
II. Повторение изученного материала.
У каждого ученика на парте 9 пустых карточек размером 5 см на 5 см.
Учитель показывает классу большую карточку с цифрой 1.
Ученики рисуют столько же кружков на карточке и отвечают, какое число кружков они нарисовали.
Далее детям показываются подряд числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, а они рисуют соответствующее число кружков и вызванный ученик называет их число на каждой карточке. Карточки с нарисованными кружками выкладывают на парте одну за другой.
Каждую карточку с цифрой, которую показывает учитель, ученик крепит к доске.
Таким образом, в конце вышеописанной работы на доске и у детей на партах получается ряд чисел:
– В каком порядке расположены карточки с кружками? (В порядке увеличения числа кружков.)
– На сколько число кружков на каждой следующей карточке больше, чем на предыдущей?
Ученики отвечают и доказывают правильность ответов.
– Запишите числа в порядке увеличения.
Учитель крепит к доске карточки с натуральным рядом чисел: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
– Какое число вы поставили первым?
– На сколько каждое следующее число больше предыдущего? (На один.)
– Можно ли назвать ряд натуральным?
Учащиеся объясняют свой ответ.
– Давайте установим свойства натурального ряда чисел. Ряд начинается с какого числа? (С 1.)
– Как расположены числа? (Числа расположены в порядке увеличения на 1.)
– На сколько каждое предыдущее число меньше следующего? (На 1.)
– Что обозначает многоточие в конце? (Многоточие в конце записи обозначает, что натуральный ряд продолжается дальше, но числа не записаны.)
– А кто может назвать числа дальше?
Учащиеся называют и, если могут, записывают их в тетради.
Мы сейчас все дружно встали,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево, вверх и вниз
Наклонись и повернись!
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
III. Сообщение темы и целей урока. Работа над новым материалом.
Задание 190.
Выполняется коллективно.
Задание 191.
– Отгадайте загадку и ответьте на вопросы к ней.
Задание 192.
Коллективная работа с диаграммой.
IV. Закрепление пройденного материала.
Задание 193.
– Найдите натуральный ряд чисел из предложенных в учебнике. Объясните свой выбор. Чем другие ряды чисел отличаются от натурального ряда чисел?
Задание 194 (работа в парах).
V. Итог урока. Рефлексия.
– Какие цифры вы сегодня писали?
– Объясните смысл пословицы «Грамота черкнет – и памяти не надо, прочтешь – и спрашивать не надо».
Учащиеся объясняют смысл пословицы. Желательно выслушать всех и дать задание выучить пословицу наизусть.
Урок 40
Знакомство с числом 0
Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с числом 0, его местом в ряду целых неотрицательных чисел, правописанию цифры 0; создать условия для получения числа 0 из последующего числа, определения закономерностей.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятиях «натуральный ряд чисел», «число нуль»; умеют писать цифру 0, получать число 0 из последующего числа, определять место числа 0 в ряду целых неотрицательных чисел.
Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят простейшие модели математических понятий, отношений.
Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; воспринимают мнения других людей.
Сценарий урока