Реакция среды растворов солей

Ход и данные опыта

В данном опыте через исследуемые растворы пропускался электрический ток. По яркости свечения электрической лампочки определялось к каким соединениям по электропроводности (электролит/ неэлектролит); сильный электролит/ слабый электролит) относится данное соединение (таблица 1).

Таблица 1.

Исследуемый раствор Яркость свечения лампочки Неэлеткролит/ электролит (слабый/ сильный)
Дистиллированная вода    
1 М сахар    
1 М КОН    
1 М NaNO3    
1 М СН3СООН    
1 М NH4OH    
CH3COONH4 (CH3COOH + NH4OH → CH3COONH4 + H2O)    

Анализа результатов опыта

1.Отметьте по яркости свечения лампочки сильные и слабые электролиты. Чем измеряется сила электролита и как она зависит от количества ионов в растворе?

_____________________________

2. Запишите уравнения диссоциации исследуемых веществ, а для слабых электролитов также выражения и значения констант диссоциации (КД).

____________________________________________________________________________________________

3. Сделайте общий вывод о зависимости степени диссоциации от природы электролита.

_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Смещение равновесия диссоциации слабого электролита

2.1. Влияние разбавления раствора на степень электролитической диссоциации

Ход и данные опыта

Для проведения опыта электрический ток пропускали через растворы уксусной кислоты Реакция среды растворов солей - student2.ru различных концентраций: концентрированный, 1 М и 0,1 М. Наблюдали за яркостью свечения лампочки (таблица )2.

Таблица 2.

Исследуемый раствор Яркость свечения лампочки
Концентрированная CH3COOH  
1 М СН3СООН  
0,1 M CH3COOH  

Анализа результатов опыта

1. Чем объясняется усиление свечения лампочки при разбавлении раствора? В какую сторону сместилось равновесие диссоциации уксусной кислоты и почему?

________________________________________________________________________________________

2. Сделайте вывод о зависимости степени диссоциации слабого электролита от разбавления раствора. Запишите, исходя из закона разбавления Оствальда, выражение, связывающее степень диссоциации и концентрацию раствора.

__________________________________________________________________________

2.2. Влияние введения одноименных ионов на степень диссоциации слабых электролитов

Ход и данные опыта

а) В одну из пробирок с раствором гидроксида аммония NH4OH с раствором фенолфталеина добавляли небольшое количество хлорида аммония NH4Cl и сравнивали цвет полученного раствора с цветом раствора в контрольной пробирке.

Наблюдения:_______________________________________________________

Анализа результатов опыта

1. Запишите уравнения диссоциации NH4OH и NH4Cl.

__________________________________________________________________

2. Объясните изменение окраски фенолфталеина изменением концентрации ионов OH в растворе. Как это связано со смещением равновесия диссоциации NH4OH при добавлении к раствору хлорида аммония?

__________________________________________________________________________

3. Сделайте вывод о влиянии введения одноименных ионов на степень диссоциации гидроксида аммония. Повлияет ли и как на степень диссоциации гидроксида аммония добавление к раствору сильного основания?

____________________________________________________________________________________

Ход и данные опыта

В одну из пробирок с раствором уксусной кислоты Реакция среды растворов солей - student2.ru с раствором метилоранжа добавляли небольшое количество ацетата натрия Реакция среды растворов солей - student2.ru и сравнивали цвет полученного раствора с цветом раствора в контрольной пробирке.

Наблюдения:________________________________________________________

Анализа результатов опыта

1. Запишите уравнение диссоциации CH3COOH и CH3COONa.

_______________________________________________________

2. Объясните, как смещается равновесие диссоциации уксусной кислоты при добавлении к ней ацетат-ионов (CH3COO) из соли. Как меняются при этом концентрация ионов Н+ в растворе и степень диссоциации уксусной кислоты?

__________________________________________________________________________

3. Объясните, повлияет ли и как на степень диссоциации уксусной кислоты добавление к ней сильной кислоты.

______________________________________________________________________

3. Гидролиз солей. Образование кислых и основных солей при ступенчатом гидролизе

Реакция среды растворов солей

Ход и данные опыта

Втри пробирки с дистиллированной водой добавили несколько капель лакмуса. Одну из пробирок оставьте в качестве контрольной, а в остальные добавили небольшое количество солей NaCl и Al2(SO4)3. Наблюдения занесены в таблицу 3.

Таблица 3.

Соль Изменение окраски индикатора при добавлении соли
NaCl  
Al2(SO4)3  

Анализа результатов опыта

1. Объясните, почему не изменилась окраска раствора лакмуса при растворении соли NaCl.

___________________________________________________________________

2. Какие ионы обусловили изменение цвета лакмуса в растворе Al2(SO4)3 В результате какого процесса появились эти ионы? Дайте определение гидролиза.

________________________________________________________________________________

3. Возможен ли полный гидролиз этой соли? Почему сульфат алюминия подвергается ступенчатому гидролизу? Напишите ионно-молекулярное и молекулярное уравнения реакций гидролиза Al2(SO4)3 Подтверждается ли вывод о характере среды экспериментом?

_______________________________________________________________________________

4. Сделайте общий вывод, при гидролизе каких солей образуются основные соли.

_____________________________________________________________________________________________

5. Как избежать гидролиза соли Al2(SO4)3 при приготовлении водного раствора? Ответ поясните на основании принципа смещения равновесия.

_________________________________________________________________________

Гидролиз карбоната натрия

Ход и данные опыта

В пробирку с дистиллированной водой добавили несколько капель лакмуса и небольшое количество карбоната натрия Na2CO3.

Наблюдения:_____________________________________________________

Анализа результатов опыта

1. Объясните, какие ионы обусловили изменение цвета лакмуса. В результате какого процесса появились эти ионы? На что указывает отсутствие выделения диоксида углерода при растворении соли?

____________________________________________________________________________

2. Напишите ионно-молекулярное и молекулярное уравнения реакций гидролиза с учетом наблюдений в эксперименте. Поясните, почему карбонат натрия подвергается ступенчатому гидролизу? Подтверждается ли вывод о характере среды экспериментом?

________________________

3. Сделайте общий вывод, при гидролизе каких солей образуются кислые соли.

_________________

4. Как избежать гидролиза этой соли при приготовлении водного раствора? Ответ поясните на основании принципа смещения равновесия.

______________________________________________________________________________

4. Влияние температуры на степень гидролиза солей

Ход и данные опыта

В пробирку с дистиллированной водой добавили небольшое количество Реакция среды растворов солей - student2.ru и несколько капель фенолфталеина. Затем ½ полученного раствора нагревали.

Наблюдения:_______________________________________________________

Анализа результатов опыта

1. Какая среда должна быть в растворе этой соли? Напишите ионно-молекулярное и молекулярное уравнение реакции гидролиза. Подтверждается ли вывод о характере среды экспериментом?

____________________________________________________________________

2. На основании изменения окраски при нагревании сделайте вывод об изменении концентрации ионов OH в растворе. В каком направлении сместилось равновесие гидролиза и почему?

_______________________________________________________________________

3. Укажите причину увеличения степени гидролиза соли с повышением температуры.

_________________________________________________________________

Необратимый гидролиз

Ход и данные опыта

В пробирку поместили равные объёмы (1-2мл) растворов солей Al2(SO4)3 и Na2CO3.

Наблюдаем выпадение осадка и выделение пузырьков газа.

Анализ результатов опыта

1. Напишите ионно-молекулярное и молекулярное уравнение реакции гидролиза с учетом наблюдений в эксперименте.

2. Объясните необратимость процесса совместного гидролиза исследуемых солей.

Ответы на контрольные вопросы

1. Вычислите концентрацию цианид-ионов в О,1М растворе синильной кислоты HCN. Как изменится концентрация этих же ионов, если pH раствора HCN будет равен 3?

______________________________________________________________________________________________________

2. Одинаковы ли значения pH растворов КOH и NH4OH одинаковой концентрации, равной 0,01М? Ответ обосновать уравнениями диссоциации и расчетами.

____________________________________________________________________________________________________

3. Запишите в ионно-молекулярной и молекулярной формах уравнения ступенчатого гидролиза солей CuSO4 и Na3PO4. Как избежать гидролиза этих

солей при приготовлении их водных растворов? Ответ пояснить с позиций принципа смещения равновесия гидролиза.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Рассчитайте pH 0,5М раствора AlCl3, учитывая только первую ступень гидролиза. Запишите уравнения гидролиза в ионно-молекулярной и молекулярной формах.

Наши рекомендации