Типовой пример выполнения семестровой работы

Задача

По территориям региона приводятся данные за 201Х год (табл.2). Требуется:

1. Построить поле корреляции.

2. Для характеристики зависимости у от х:

а) построить линейное уравнение парной регрессии у от х;

б) оценить тесноту связи с помощью показателей корреляции и коэффициента детерминации;

в) оценить качество линейного уравнения с помощью средней ошибки аппроксимации;

г) дать оценку силы связи с помощью среднего коэффициента эластичности и бета – коэффициента;

д) оценить статистическую надежность результатов регрессионного моделирования с помощью F – критерия Фишера;

е) оценить статистическую значимость параметров регрессии и корреляции.

3. Проверить результаты, полученные в п. 2 с помощью ППП Excel.

4. Рассчитать параметры показательной парной регрессии. Проверить результаты с помощью ППП Excel. Оценить статистическую надежность указанной модели с помощью F – критерия Фишера.

5. Обоснованно выбрать лучшую модель и рассчитать по ней прогнозное значение результата, если прогнозное значение фактора увеличится на 5% от среднего уровня. Определить доверительный интервал прогноза при уровне значимости g = 0,05.

Таблица 2

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

Решение

1. Построим поле корреляции, для чего отложим на плоскости в прямоугольной системе координат точки (хi, уi) (рис 1.)

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

Рисунок 1

2. Для расчета параметров линейной регрессии строим расчетную таблицу 3

Таблица 3

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

2 а) Построим линейное уравнение парной регрессии у по х. Используя данные таблицы 3, имеем

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ,

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Тогда линейное уравнение парной регрессии имеет вид

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Оно показывает, что с увеличением среднедушевого прожиточного минимума на 1 руб. средняя зарплата возрастает в среднем на 0,92 руб.

2 б) Учитывая:

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru , Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ,

оценим тесноту линейной связи с помощью линейного коэффициента парной корреляции:

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Найдем коэффициент детерминации

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Это означает, что почти 52% вариации заработной платы у объясняется вариацией фактора х – среднедушевого прожиточного минимума.

2 в) Для оценки качества полученной модели найдем среднюю ошибку аппроксимации

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

В среднем, расчетные значения отклоняются от фактических на 5,752%. Качество построенной модели оценивается как хорошее, т.к. значение Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru – менее 8 %.

2 г) Для оценки силы связи признаков у и х найдем средний коэффициент эластичности:

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Таким образом, в среднем на 0,5% по совокупности изменится среднедневная зарплата от своей средней величины при изменении среднедушевого прожиточного минимума в день одного трудоспособного на 1%.

Бета–коэффициент

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ,

показывает, что среднее квадратическое отклонение среднедневной зарплаты изменится в среднем на 72% от своего значения при изменении прожиточного минимума в день одного трудоспособного на величину его среднего квадратического отклонения.

2 д) Для оценки статистической надежности результатов используем F – критерий Фишера.

Выдвигаем нулевую гипотезу Но о статистической незначимости полученного линейного уравнения.

Рассчитаем фактическое значение F – критерия при заданном уровне значимости g = 0,05:

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Сравнивая табличное Fтабл=4,96 и фактическое Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru значения, отмечаем, что

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ,

что указывает на необходимость отвергнуть выдвинутую гипотезу Но.

2 е) Оценку статистической значимости параметров регрессии проведем с помощью t – статистики Стьюдента и путем расчета доверительного интервала для каждого из показателей.

Выдвигаем гипотезу H0 о статистически незначимом отличии показателей регрессии от нуля: a = b = rxy = 0.

Табличное значение t – статистики tтабл для числа степеней свободы

df = n – 2 = 12 – 2 = 10

при заданном уровне значимости g = 0,05 составляет 2,23.

Определим величину случайных ошибок

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ,

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ,

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Найдем соответствующие фактические значения t – критерия Стьюдента

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru , Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ,

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Фактические значения t – статистики превосходят табличное значение tтабл= 2,23

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru , Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru , Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ,

поэтому гипотеза H0 о статистически незначимом отличии показателей регрессии от нуля отклоняется, т.е. параметры a,b и rxy не случайно отличаются от нуля, а статистически значимы.

Для расчета доверительных интервалов для параметров a и b определим их предельные ошибки

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ,

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Доверительные интервалы

для параметра a: (23,029; 130,923),

для параметра b: (0,297; 1,5436).

С вероятностью

р = 1 – g = 1 – 0,05 = 0,95

можно утверждать, что параметры a и b, находясь в указанных границах, не принимают нулевых значений, т.е. не являются статистически незначимыми и существенно отличны от нуля.

3. Проверим результаты, полученные в п. 2 с помощью ППП Excel.

Параметры парной регрессии вида Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru определяет встроенная статистическая функция ЛИНЕЙН. Порядок вычисления следующий:

1) ведите исходные данные или откройте существующий файл, содержащий анализируемые данные;

2) выделите область пустых ячеек 5х2 (5 строк, 2 столбца) для вывода результатов регрессионной статистики;

3) активизируйте Мастер функций любым из способов:

а) в главном меню выберете Вставка/Функция;

б) на панели Стандартнаящелкните по кнопке Вставка функции(рис. 4)

(в результате появится диалоговое окно Мастер функций (рис. 2));

4) в окне Категория(рис. 2) выберите Статистические, в окне Функция – ЛИНЕЙН. Щелкните по кнопке ОК(в результате появится диалоговое окно ввода аргументов функции ЛИНЕЙН (рис. 3));

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

Рисунок 2. Диалоговое окно «Мастер функций»

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

Рисунок 3. Диалоговое окно ввода аргументов функции ЛИНЕЙН

5) заполните аргументы функции (рис. 3):

Известные значения у – диапазон, содержащий данные ре- зультативного признака;

Известные значения х – диапазон, содержащий данные факторов независимого признака;

Константа – логическое значение, которое указывает на наличие или на отсутствие свободного члена в уравнении; если Константа = 1, то свободный член рассчитывается свободным образом, если Константа = 0, то свободный член равен 0;

Статистика – логическое значение, которое указывает, выводить дополнительную информацию по регрессионному анализу или нет; если Статистика = 1, то дополнительная информация выводится, если Статистика = 0, то выводятся только оценки параметров уравнения

Щелкните кнопкой ОК;

6) в левой верхней ячейке выделенной области появится первый элемент итоговой таблицы. Чтобы раскрыть всю таблицу. Нажмите клавишу <F2>, а затем – на комбинацию клавиш <CTRL>+<SHIFT>+<ENTER>.

Дополнительная регрессионная статистика будет выводиться в порядке, указанном в следующей схеме (табл. 4)

Таблица 4

Значение коэффициента b Значение коэффициента a
Среднее квадратическое отклонение b Среднее квадратическое отклонение a
Коэффициент детерминации R2 Cреднеквадратическое отклонение у
F – статистика Число степеней свободы
Регрессионная сумма квадратов Остаточная сумма квадратов

Для данных рассматриваемого примера результат вычисления функции ЛИНЕЙН представлен на рис. 4

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru Мастер функции

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

Рисунок 4. Результат вычисления функции ЛИНЕЙН

Замечание

С помощью инструмента анализа данных Регрессия, помимо результатов регрессионной статистики, дисперсионного анализа и доверительных интервалов, можно получить остатки и графики подбора линии регрессии, остатков и нормальной вероятности. Порядок действий следующий:

1) проверьте доступ к пакету анализа. В главном меню последовательно выберите Сервис/Настройки. Установите флажок Пакет анализа(рис. 5);

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

Рисунок 5. Подключение надстройки Пакет анализа

2) в главном меню выберите Сервис/Анализ данных/Регрессия(рис. 6). Щелкните по кнопке ОК;

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

Рисунок 6. Диалоговое окно Анализ данных

3) заполните диалоговое окно ввода данных и параметров вывода (рис. 7):

Входной интервал Y – диапазон, содержащий данные результативного признака;

Входной интервал Х – диапазон, содержащий данные факторов независимого признака;

Метки – флажок, который указывает, содержит ли первая строка названия столбцов или нет;

Константа – нуль – флажок, указывающий на наличие или на отсутствие свободного члена в уравнении;

Входной интервал – достаточно указать левую верхнюю ячейку будущего диапазона;

Новый рабочий лист – можно задать произвольное имя нового листа.

Если необходимо получить информацию и графики остатков, установите соответствующие флажки в диалоговом окне. Щелкните кнопкой ОК.

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

Рисунок 7. Диалоговое окно ввода параметров инструментаРегрессия

Результаты регрессионного анализа для данных рассматриваемой задачи представлены на рис. 8

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

Рисунок 8. Результаты применения инструментаРегрессия

Сравнивая полученные вручную и с помощью ППП Excel данные, убеждаемся в правильности выполненных действий.

4. Построению показательной модели

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru (2)

предшествует процедура линеаризации переменных.

Прологарифмируем обе части уравнения (2), получим

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru . (3)

Введем обозначения

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru , Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru , Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Тогда уравнение (3) запишется в виде

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru . (4)

Параметры полученной линейной модели (4) рассчитываем аналогично тому, как это было сделано выше. Используем данные расчетной таблицы 5

Таблица 5

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

Построим линейное уравнение парной регрессии Y по х. Используя данные таблицы 5, имеем

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ,

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Получим линейное уравнение регрессии:

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru . (5)

Тесноту полученной линейной модели характеризует линейный коэффициент парной корреляции

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Коэффициент детерминации при этом равен

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Это означает, что почти 50% вариации фактора Y объясняется вариацией фактора х.

Средняя ошибка линейной аппроксимации составляет

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Проведя потенцирование уравнения (5), получим искомую нелинейную (показательную) модель

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru . (6)

Результаты вычисления параметров показательной кривой (2) можно проверить с помощью ППП Excel, для чего используем встроенную статистическую функцию ЛГРФПРИБЛ. Порядок вычисления аналогичен применению функции ЛИНЕЙН.

В результате применения функции ЛГРФПРИБЛ дополнительная регрессионная статистика будет выводиться в порядке, указанном выше (табл. 4), причем в первой строке таблицы (рис. 9) функция ЛГРФПРИБЛ возвращает коэффициенты показательной модели (2), остальные параметры соответствуют линейной модели (4) (рис. 9).

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

Рисунок 9. Результат вычисления функции ЛГРФПРИБЛ

Для расчета индекса корреляции Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru нелинейной регрессии воспользуемся вспомогательной таблицей 6.

Таблица 6

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Найдем коэффициент детерминации

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Это означает, что 52% вариации заработной платы у объясняется вариацией фактора х – среднедушевого прожиточного минимума.

Рассчитаем фактическое значение F – критерия при заданном уровне значимости g = 0,05

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Сравнивая табличное Fтабл=4,96 и фактическое Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru значения, отмечаем, что

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ,

что указывает на необходимость отвергнуть гипотезу Но о статистически незначимых параметрах уравнения (6).

5. Так как коэффициенты детерминации, соответствующие линейной и показательной моделям практически равны (около 52% вариации заработной платы у объясняется вариацией фактора х – среднедушевого прожиточного минимума в обеих моделях), то нет весомых оснований отдать предпочтение какой либо модели. Тем не менее, прогнозное значение результата рассчитаем по показательной модели ( Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru < Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ).

По условию задачи прогнозное значение фактора выше его среднего уровня Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru на 5%, тогда оно составляет

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru ,

и прогнозное значение зарплаты при этом составит

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru руб.

Найдем ошибку прогноза

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru

и доверительный интервал прогноза при уровне значимости g = 0,05.

Предельная ошибка прогноза, которая в 95% случаев не будет превышена, составит

Типовой пример выполнения семестровой работы - student2.ru .

Доверительный интервал прогноза

(129,4589; 187,9211).

Варианты заданий по первой части курсовой работы

В таблице 7 приведены данные по территориям региона за 201Х год. Число k рассчитывается по формуле

k = 100 + 10×i + j,

где i, j – две последние цифры зачетной книжки соответственно.

Требуется:

1. Построить поле корреляции.

2. Для характеристики зависимости у от х:

а) построить линейное уравнение парной регрессии у от х;

б) оценить тесноту связи с помощью показателей корреляции и коэффициента детерминации;

в) оценить качество линейного уравнения с помощью средней ошибки аппроксимации;

г) дать оценку силы связи с помощью среднего коэффициента эластичности и бета – коэффициента;

д) оценить статистическую надежность результатов регрессионного моделирования с помощью F – критерия Фишера.

е) оценить статистическую значимость параметров регрессии и корреляции.

3. Проверить результаты, полученные в п. 2 с помощью ППП Excel.

4. Рассчитать параметры показательной парной регрессии. Проверить результаты с помощью ППП Excel. Оценить статистическую надежность указанной модели с помощью F – критерия Фишера.

5. Обоснованно выбрать лучшую модель и рассчитать по ней прогнозное значение результата, если прогнозное значение фактора увеличится на 5% от среднего уровня. Определить доверительный интервал прогноза при уровне значимости g = 0,05.

Таблица 7

№ региона Среднедушевой прожиточный минимум в день, руб. х Среднедневная зарплата, руб. у
k +2×i
k – 4×j
k + j
k – 3×i
k + i
k – 5×i
k – j
k + 2×j
k – i
k + 4×i
k – 3×j
k

Литература

1. Доугерти К. Введение в эконометрику.– М.: Финансы и статистика, 1999.

2. Магнус Я. Р., Катышев П. К., Пересецкий А. А. Эконометрика: Начальный курс.– М.: Дело, 2001.

3. Эконометрика. Под ред. И. И. Елисеевой.– М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Афанасьев В. Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование.– М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Экономико–математические методы и прикладные модели. Под ред. В. В. Федосеева.– М.: ЮНИТИ, 2001.

5. Экономико–математические методы и модели. Под ред. А. В. Кузнецова.– Минск: БГЭУ, 2000.

4. Кулинич Е. И. Эконометрика.– М.: Финансы и статистика, 2001.

Приложения

1. Критические значения t – критерия Стьюдента

Наши рекомендации