Пример выполнения работы. Рассмотрим пример для множеств A и B из примера для предыдущей лабораторной работы:

Рассмотрим пример для множеств A и B из примера для предыдущей лабораторной работы:

A B
4 – плоскогубцы 10 – нож 12 – кисточка 13 – шпатель 17 – уровень 20 – ведро 22 – клещи 26 – валик 29 – стамеска 30 – рулетка 1 – молоток 3 – отвертка 4 – плоскогубцы 10 – нож 11 – гаечный ключ 20 – ведро 22 – клещи 24 – паяльник 25 – домкрат 28 – фонарик

Для того, чтобы задать соответствие <A, B, R>, необходимо определить его закон. Представим ситуацию, когда мастер пришел на ремонт некоего объекта, но забыл захватить свой ящик с инструментом. Он попросил инструмент у присутствующих на объекте людей, и они дали ему свой ящик, содержимое которого, разумеется, отличается от содержимого ящика мастера. Мастеру придется выкручиваться, используя вместо привычных ему инструментов (элементы множества B) те, что есть в данном ему наборе (элементы множества A). При этом вполне нормально, что некоторые инструменты будут использованы не по своему прямому назначению. Например, в наборе A не оказалось молотка, но забить гвоздь, при желании, можно большими плоскогубцами. Таким образом, плоскогубцы будут играть роль молотка, то есть соответствовать молотку. В словесном виде такой закон можно сформулировать следующим образом: R = «элемент aiÎA при необходимости может заменить (быть использован вместо) элемент biÎB».

Применим фантазию и изобразим подобное соответствие в графическом виде:

 
  Пример выполнения работы. Рассмотрим пример для множеств A и B из примера для предыдущей лабораторной работы: - student2.ru

Элементы множеств, участвующие в соответствии, выделены жирным шрифтом. Можно констатировать, что данное соответствие не является полным слева, сюръективным, функциональным, инъективным и биективным. Однако отсутствие данных признаков никак не уменьшает полезности соответствия для нашего мастера.

В табличном виде соответствие можно представить так:

 
           
             
                   
                   
                   
                 
             
                   
                   
                   


В виде множества пар наше соответствие выглядит следующим образом: <A, B, R> = {<плоскогубцы, молоток>, <плоскогубцы, плоскогубцы>, <плоскогубцы, гаечный ключ>, <плоскогубцы, клещи>, <нож, отвертка>, <нож, нож>, <нож, клещи>, <ведро, ведро>, <клещи, нож>, <клещи, гаечный ключ>, <клещи, клещи>}.

Учитывая выбранный нами закон соответствия, сочетание <ведро, ведро> является вполне нормальным, поскольку это разные ведра: первое ведро является элементом множества A (то ведро, которое дали мастеру), а второе – элементом множества B (то ведро, которое мастер забыл взять с собой).

Рассмотрим отдельно множество A и зададим на нем бинарное отношение aQb, обладающее свойством рефлексивности. Сформируем следующий закон отношения: Q = «рукоятка от элемента a может подойти элементу b». Понятно, что рукоятка от любого инструмента подходит для самого же себя (рефлексивность) и, возможно, подойдет и для ряда других инструментов. Графически данное отношение на множестве A показано на следующем рисунке. Если при защите лабораторной работы правильность составленного отношения вызывает у преподавателя сомнения, студент должен быть готов дать необходимые пояснения.

 
  Пример выполнения работы. Рассмотрим пример для множеств A и B из примера для предыдущей лабораторной работы: - student2.ru


A
4 – плоскогубцы 10 – нож 12 – кисточка 13 – шпатель 17 – уровень 20 – ведро 22 – клещи 26 – валик 29 – стамеска 30 – рулетка

Оформление отчета по лабораторной работе

Отчет по лабораторной работе оформляется от руки или набирается на компьютере. В любом случае должны использоваться листы формата A4, заполненные с одной стороны. Отчет должен содержать следующие обязательные элементы:

– титульный лист, оформленный по требованиям ДонНТУ;

– вариант задания (множества из лабораторной работы №1);

– результаты работы (по пунктам задания);

– выводы к лабораторной работе (2-3 строки в произвольной форме).

Лабораторная работа №3

Системы счисления

Вариантом задания для выполнения лабораторной работы являются фамилия, имя и отчество студента, записанные на русском языке в именительном падеже. Заменим в фамилии, имени и отчестве согласные буквы единицами, гласные – нулями. В результате получим три числа A, B и C, записанных в двоичном коде. Например:

Иванов A2 = 0101012

Владимир B2 = 110101012

Дмитриевич C2 = 11011001012

Разместив биты в числах A, B и C в обратном порядке, получим еще три числа D, E и F, записанных в двоичном коде:

D2 = 1010102

E2 = 101010112

F2 = 10100110112

Полученные шесть чисел являются исходными данными для выполнения заданий в лабораторной работе. В ходе работы необходимо выполнить следующее.

1. Перевести числа A2, B2, C2, D2, E2, F2 в десятичную систему счисления, получив в результате числа A10, B10, C10, D10, E10, F10. Отобразить процесс перевода в отчете по лабораторной работе (не на черновике).

2. Перевести числа A10-F10 в троичную систему счисления, получив в результате числа A3-F3. Отобразить процесс перевода в отчете по лабораторной работе.

3. Перевести числа A10-F10 в систему счисления по основанию 7, получив в результате числа A7-F7. Отобразить процесс перевода в отчете по лабораторной работе.

4. Перевести числа A10-F10 в восьмеричную систему счисления, получив в результате числа A8-F8. Отобразить процесс перевода в отчете по лабораторной работе.

5. Перевести числа A10-F10 в восьмеричную систему счисления, получив в результате числа A16-F16. Отобразить процесс перевода в отчете по лабораторной работе.

6. Найти A2+F2, C2+D2, E2+B2, A2+E2, D2+F2.

7. Найти A3+F3, C3+D3, E3+B3, A3+E3, D3+F3.

8. Найти A7+F7, C7+D7, E7+B7, A7+E7, D7+F7.

9. Найти A8+F8, C8+D8, E8+B8, A8+E8, D8+F8.

10. Найти A16+F16, C16+D16, E16+B16, A16+E16, D16+F16.

11. Найти A2-F2, C2-D2, E2-B2, A2-E2, D2-F2.

12. Найти A3-F3, C3-D3, E3-B3, A3-E3, D3-F3.

13. Найти A7-F7, C7-D7, E7-B7, A7-E7, D7-F7.

14. Найти A8-F8, C8-D8, E8-B8, A8-E8, D8-F8.

15. Найти A16-F16, C16-D16, E16-B16, A16-E16, D16-F16.

16. Считая числа A2-F2 знаковыми числами в прямом коде, найти их десятичные значения AПК, ..., FПК.

17. Считая числа A2-F2 знаковыми числами в прямом коде, представить их в 16-разрядном формате, получив в результате числа AПК16, ..., FПК16.

18. Над числами AПК16-FПК16 выполнить следующие действия:

AПК16+BПК16, CПК16+FПК16, BПК16+EПК16, DПК16+AПК16, FПК16+EПК16.

Результат каждой операции перевести в шестнадцатеричную и десятичную системы счисления.

19. Считая числа A2-F2 знаковыми числами в дополнительном коде, найти их десятичные значения AДК, ..., FДК.

20. Считая числа A2-F2 знаковыми числами в дополнительном коде, представить их в 16-разрядном формате, получив в результате числа AДК16, ..., FДК16.

21. Над числами AДК16-FДК16 выполнить следующие действия:

AДК16+BДК16, CДК16+FДК16, BДК16+EДК16, DДК16+AДК16, FДК16+EДК16.

Результат каждой операции перевести в шестнадцатеричную и десятичную системы счисления.

22. Для чисел AПК-FПК найти противоположные по знаку числа -AПК, ..., -FПК и записать их в двоичной системе счисления в 16-разрядном формате.

23. Для чисел AДК-FДК найти противоположные по знаку числа -AДК, ..., -FДК и записать их в двоичной системе счисления в 16-разрядном формате.

24. Для чисел, полученных в п. 22, рассмотреть по отдельности старший и младший байты. Считая каждый байт числом, представленным в прямом коде, получить его десятичное значение.

25. Для чисел, полученных в п. 23, рассмотреть по отдельности старший и младший байты. Считая каждый байт числом, представленным в дополнительном коде, получить его десятичное значение.

Наши рекомендации