Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е

Чем больше Dб , тем долговечней канат, но потребное передаточное отношение привода возрастает.

Канатоёмкость барабана должна быть такой , чтобы при крайнем положении груза на барабане оставались навитыми не менее 1,5 витков, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru

Длина нарезной части барабана:

1. Для одинарной подвески

Lн=[Нiп∕πDб +(1,5...2,0)t]

2. Для сдвоенной подвески (без реборд, т.к. отсутствует опасность сбега с них каната). L=2Lн+L1+(2...4)t

Н– высота подъёма груза,

L1– не нарезанная средняя часть барабана (назначается в зависимости от расстояния между крайними блоками крюковой подвески с учётом допускаемых углов схода каната с барабана tgγ≤tg α[1-((1+dк∕D)2∕(1+2к∕ D+dкsin α∕ D)2)]0,5).

L1min=B-2 Нmintgγ

Если расчётная длина барабана получается по условиям компоновки чрезмерной, тоследует увеличить D, добиваясь оптимального соотношения его размеров

LdD-2= 0,1…0,3.

При многослойной навивке длину барабана назначают конструктивно и определяют число слоёв навивки Z=[( Dб∕ 2dк)2+(lк∕0,9πL)]0,5- Dб∕ 2dк

lк – длина каната наматываемая на барабан,

0,9 – коэффициент, учитывающий неплотность навивки.

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru
4.3.1 Крепление каната к барабану

Расчёт 1-го и 2-го способа крепления каната к барабану

В результате трения, создаваемого между неприкосновенными витками на барабане, усилие Fmaxуменьшается до усилия F1 перед креплением

F1= Fmax∕e

f=0,1…0,15 коэффициент трения канат о барабан

α=3π угол обхвата

F=Fз f – сила трения каната о барабан

Fз– суммарное нажатие (затяжка) болтов.

2F> F1 - условие надёжного фиксирования каната в узле крепления

Прочность болтов рассчитывается по напряжениям сжатия и изгиба по формуле:

Суммарнные напряжения σсум=4ксFз∕πzd12+кf Fз l∕0,1zd13≤ [σраст]

k >1,5 – запас надёжности крепления каната к барабану

z – число болтов

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru

4.3.2 Фрикционные барабаны

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru На станционных путях и причалах для передвижения вагонов и судов часто применяют лебёдки с фрикционными барабанами. На этих барабанах канат не закрепляется, а, образовав несколько витков, сходит с него. Здесь канат сцепляется с барабаном силой трения нескольких витков и удерживается от проскальзывания небольшой силой, прикладываемой к сбегающей ветви.

Для удобства смены канатов барабаны часто размещают консольно горизонтально или вертикально. Это позволяет работать с канатом большой длины при малых размерах барабана.

Фрикционные барабаны могут быть:

1. цилиндрической формы

2. коноидальной (вогнутой) формы

Обычно барабаны шпилей делают переменного диаметра, с ми­нимальным значением в середине, чтобы обеспечить постоянное сбегание каната к центру барабана. Для того чтобы ка­нат перемещался вдоль оси ба­рабана необходимо, чтобы угол был φ больше угла трения

ρ= arctg f.

Lбар= (l∕πDбар+ n)t - Длина нарезанной части барабана

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru l - длина участка, на котором используется лебёдка.

n- число витков на барабане

t- шаг нарезки

Отсюда недостаток цилиндрического барабана – при большой длине l значительно возрастаетLбар, у коноидальныхLбар меньше, т.к. витки сбегают к центру барабана.

Соотношение F1 (набегающего, тянущего) и F2 (сбегающего, усилие рабочего) ветвей каната определяется формулой Эйлера:

F1=F2 e2π z f

Откуда необходимое число витков zдля создания заданной силы тяги

z=(ln F1∕F2) ∕2πfl= (lnF1-lnF2)∕2πfl

В расчётах принимают: f=0,15; F2=30…100Н

4.4 Подбор двигателя и редуктора

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru 4.4.1 Ручной привод

Усилие рабочего приложенное к рукоятке:

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru ;

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru

l- длина рукоятки

u - передаточное число всех передач

m- число рабочих

φ - коэфф., учитывающий неравномерность

приложения сил рабочих (при m =2, φ =0,8)

ηпол;

ηбар=2ηбл∕(1+ ηбл);

ηпер – КПД полиспаста, барабана, передач

Fне должно превышать рекомендуемых значенеий:

Продолжительность работы Рукоятка Тяговое колесо
Усилие F Н Скорость мс-1 Усилие F Н Скорость мс-1
Длительная 80…100 0,9…1,2 120…160 0,6…0,8
Периодическая (6…8 ч с частыми перерывами) 150…160 0,7…0,8 180…200 0,5…0,6
Кратковременная (не более 5минут) 0,5…0,6 300…400 0,3…0,4

Плечи (радиус) вращения рукояток рекомендуют l=200…400 мм

Радиус тягового колеса R=100…500 мм

Для расчёта на прочность элементов ГПМ с ручным приводом исходят из усилия прикладываемого к приводной рукоятке F=800…1200 Н

Груз будет подниматься со скоростью: Vгр=VрDб /2luiп

Vр – скорость руки рабочего

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru Согласно Правилам Госгортехнадзора все ручные ГПМ должны быть снабжены так называемыми безопасными рукоятками, предотвращающими опасное произвольное вращение под действием веса груза.

Храповое колесо 1свободно сидит на тормозном шкиве 2радиуса R, а рукоятка 3прикреплена шарнирно к храповому колесу. Тормозной шкив 2насажен на вал на шпонке или на квадрат. Один конец тормозной ленты 8крепится к пальцу 7, укрепленному на диске храпового колеса. Второй конец ленты крепится к пальцу 5на плече рукоятки. Тормозная пружина 4, действуя на второе плечо рукоятки, замыкает ленточный тормоз, соединяя тормозной шкив с храповым колесом. Подвешенный груз стремится повернуть вал с тормозным шкивом и храповым колесом 1сторону опускания, но этому препятствует собачка 6. При вращении рукоятки в сторону подъема груза (на рис. по часовой стрелке) зубья храпового колеса не препятствуют вращению тормозного шкива вместе с храповым колесом. Для опускания груза рукоятку несколько отводят в направлении опускания, Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru преодолевая сопротивление тормозной пружины. Тормозной шкив освобождается, и вал получает возможность вращаться в сторону опускания под действием веса груза. Если рукоятку отпустить, то тормозная пружина замкнет тормоз и движение прекратится. Расчет такой безопасной рукоятки аналогичен расчету про­стого ленточного тормоза. При неуравновешен­ной рукоятке замыкающую пружину рассчитывают с учетом момента от веса рукоятки. Этот момент при горизонтальном поло­жении рукоятки направлен в сторону, обратную направлению действия момента, создаваемого пружиной.

При расположении ГПМ с ручным приводом на некоторой высоте (мостовой кран) взамен приводной рукоятки устанавливается тяговое колесо со сварной тяговой цепью приводимой в движение рабочим.

4.4.2 Электропривод

Преимущества:

- экономичность и удобство в эксплуатации

- возможность регулирования скорости подъёма груза (путём выбора электродвигателя по мощности и скорости)

- широкое применение автоматики.

В ГПМ применяются следующие электродвигатели:

-специальные крановые электродвигатели постоянного тока серии Д,

-общепромышленного типа серии 2П,

-крановые асинхронные переменного тока с фазным ротором серии МТF и МТН и с короткозамкнутым ротором серии МТКF и МТКН,

-в приводах малой мощности асинхронные электродвигатели единой серии 4А с короткозамкнутым ротором.

Электродвигатели подбираются по мощности установившегося движения с последующей проверкой на пусковую нагрузку: Pуст=QVгр ∕60ηобщ≤ [P] ПВ%

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru Q - грузоподъёмность в кН,

Vгр - скорость подъёма груза в м/мин

[P] ПВ%- мощность электродвигателя по каталогу при данном ПВ%.

В справочниках может быть приведена Рпри ПВ=25%. Допускаемая мощность электродвигателя при другом режиме можно установить:

PПВ%= P25%(25∕ПВ%)0,5

 
  Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru

У крановых механизмов и некоторых лебёдок механизм подъёма чаще всего выполняется по одной из указанных схем (основное отличие – наличие ограничителя высоты подъёма груза).

Редуктора подбирают из числа серийных по следующим параметрам:

1. по входной мощности,

2. по частоте вращения выходного вала nб=Vгр iп ∕πDб

3. по вращающему моменту на выходном вале Твых=FmaxDб ∕2ηб ηп

4. по потребному передаточному числу uред=nд ∕nб

uред подобранного редуктора не должно отличаться от

потребного более чем на 5%.

В противном случае, чтобы сохранить заданную скорость подъёма груза изменяют:

§ Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru диаметр барабана Dб=Vгр iпuред∕πnд

§ корректируют длину барабана

L=(H iп∕πDб+5)

Для улучшения компоновки и уменьшения габаритов применяют электротали типа ТЭ со встроенным в барабан электродвигателем. Здесь потребное передаточное число определяется соотношением uред=(nд±nб)∕nб .

Знак «+» берётся при совпадении направления вращения электродвигателя и барабана.

У автомобильных кранов, лебёдок, шпилей и электроталей редуктор подлежит расчёту и конструированию.

Выбранный электродвигатель должен быть проверен на пусковую нагрузку с определением времени разгона.

tп=[ТстVгр∕60g+ψJpωд]∕(Тпсрст) - фактическое время разгона (пуска),

Тст=QDб∕2iпuредηобщ - статический момент груза приведённый к валу двигателя

Средний пусковой момент двигателя:

Тпср=(1,5...1,6)Тдв - Для асинхронного с фазовым ротором

Тпср=(0,7...0,8)Тдв - Для асинхронного с короткозамкнутым ротором

Тпср=(1,7...2,0)Тдв - Для двигателя постоянного тока

Тдв=9550Рпотр∕nдв - Крутящий момент двигателя

ωд – угловая скорость двигателя,

Jр– момент инерции ротора электродвигателя,

ψ=1,25 – учитывает другие моменты инерции вращающихся деталей.

aп=Vгр∕60tп≤ [aп ] - Ускорение (при пуске) разгона.

Допускаемые ускорения при пуске

Тип крана Допускаемые ускорения [aп] мс-2
Монтажные краны и крана, работающие с жидким металом До 0,1
Для механосборочных цехов До 0,2
Крюковой, работающий при массовых перегрузочных работах До 0,6…0,8
Лифты До 2…3,5

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru 1. Если привод автомобильных и тракторных кранов и лебёдок осуществляется от электродвигателя, то его подбор производится аналогично электротали.

2. Если привод механизмов подъёма автомобильных и тракторных кранов и лебёдок осуществляется от ДВС через КОМ.

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru Здесь нет необходимости в подборе двигателя. Достаточно только установить потребную мощность, которая значительно меньше номинальной мощности ДВС. При определении общего передаточного числа механизма подъёма за расчётную частоту nд ДВС принимают:

nд=(0,6…0,7) nном у карбюраторных ДВС

nд=(0,8…1,0) nном у дизельных ДВС

nд= nвом=540об/мин у тракторных кранов,

nном – частота вращения ДВС при максимальной мощности

( у ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375

nном=3200об/мин)

Общее передаточное разбивают по элементам привода uобщ =uред uком

4.5 Расчёт тормозного устройства.

Условия работы ГПМ требуют наличия тормозных устройств, обеспечивающих остановку механизма, удержание груза в определенном положении, а также перемещение исполнительного органа механизма с определенной скоростью.

Различают:

Ø Тормоза – служат для регулирования скорости опускания груза (передвижения тележки), а также полной остановки и удержания в неподвижном состоянии.

Ø Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru Остановы – служат для удержания (стопорения) висящего груза на определённой высоте. Они дают возможность свободного вращения передач ГПМ в сторону подъёма и препятствуют их обратному вращению (только после отключения останова).

4.5.1 классификация тормозов

Тормоза классифицируют по следующим признакам:

А. По конструктивному исполнению рабочих элементов:

1. Колодочные (колодка взаимодействует с наружной или внутренней цилиндрической поверхностью тормозного барабана)

2. Ленточные (гибкая лента взаимодействует с наружной цилиндрической поверхностью тормозного барабана),

3. Дисковые,

4. Конусные,

5. Рельсовые (Элемент взаимодействует с плоскостью рельса).

Б. По назначению

1. Стопорные (для остановки и удержания груза на заданной высоте),

2. Спускные или остановочные (для остановки на заданном пути),

3. Регуляторы скорости.

В. По характеру действия приводного усилия:

1. Нормально – замкнутые или закрытые. (Замыкаются под действием внешнего усилия (вес груза, пружина) при выключенном приводе. Размыкаются при включениипривода),

2. Нормально – разомкнутые или открытые. (Замыкаются оператором при нажатии на тормозную педаль когда необходимо остановить механизм),

3. Комбинированные.

Г. По эффективности торможения при реверсировании:

1. Одностороннего действия – простые или дифференциальные (Развивают различный момент трения в зависимости от направления вращения тормозного барабана)

2. Двухстороннего действия (Эффективность торможения не зависит от направления вращения).

Наличие в приводе самотормозящих червячных передач не исключает необходимости тормозных устройств, т.к. из-за вибраций и по мере износа червячная пара теряет самотормозящие свойства.

В большинстве случаев тормоз размещают на одном из быстроходных валов привода, что обеспечивает его минимальные габариты.

Остановы

Остановы служат для удержания поднятого груза на весу. Используют:

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru 1. Храповые остановы 2. Фрикционные остановы

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru Зуб храпового колеса рассчитывают:

Ø на изгиб

m=1,75(Т/zψ[σи])1/3Храповые колёса с внешним зацеплением

m=1,10(Т/zψ[σи])1/3 Храповые колёса с внутренним зацеплением

Ø и проверяют на смятие по линейному удельному давлению: q=2Т/mψD≤[q]

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru z=10…24 число зубьев храпового колеса

D=mz диаметр колеса с внешним зацеплением

D=mz–2h диаметр колеса с внутренним зацеплением

h – высота зуба

ψ =b/m=1,5…3,0 коэффициент относительной ширины

b – ширина зуба

[q]=400 н/мм допускаемое линейное удельное давление для цементованных и закалённых сталей.

Собачка рассчитывается:

Ø на полное усилие F=2T/D , независимо от их числа в механизме.

Напряжение в опасном сечении: σ =6Т/bh3+ F/bh≤[σ]

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru ролики во фрикционном останове расчитываются на контактные напряжения под действием силы F=2T/zfD.

при условии самоторможения f>tg α/2,

z - число роликов, (обычно 4)

f=0,06 - коэффициент трения ролика по цементованной или закалённой поверхности корпуса и втулки,

d и D – диаметр ролика и внутренний диаметр корпуса

α=arccos(2a+d)/(D-d)

l=F/[q]=1,5 dдлина ролика.

Колодочные тормоза

Колодочные тормоза - наиболее часто применяемая в ГПМ конструкция тормозов.
а) Одноколодочный тормоз

Условие торможения: тормозной момент Tтр должен быть больше момента Tдв , развиваемого электродвигателем Tтр=0,5DFnf>Tдв

Fn- нормальная сила контактного давления, Fn=2Tтр/Df

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru f - коэффициент трения,

D - диаметр тормозного шкива.
Необходимая замыкающая сила G находится из условия равновесия рычага -Fna ± Fnfc+GL=0,

G=Fn(a±fc)/L, где знак "+" соответствует направлению вращения шкива, указанному на рисунке стрелкой, а знак "-" - противоположному. У одноколодочного тормоза тормозной момент зависит от направления вращения шкива. Такие тормоза называются тормозами одностороннего действия.
Если в выражении для замыкающей силы перед произведением fc стоит знак "+", то тормоз называется суммирующим, а если знак "-", то дифференциальным.
Если у дифференциального тормоза fc>a, то тормоз будет самозатягивающимся и непригодным к работе.
Если в одноколодочном тормозе конструктивно обеспечить с=0, то он становится тормозом двустороннего действия.
Основной недостаток одноколодочного тормоза состоит в создании на вал шкива изгибающего усилия.
б) Двухколодочный тормоз

Двухколодочные тормоза наиболее распространены благодаря высокой надежности и минимальному нагружению тормозного шкива. Замыкание в таких тормозах осуществляется предварительно сжатой пружиной, а размыкание – электромагнитомили гидротолкателем.
Замыкание тор­моза осуществляется основной замыкающей пружиной 5,

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru

предва­рительное сжатие которой для получения необходимой силы замы­кания производится гайкой 11и контргайкой 10.

Размыкается тор­моз электромагнитом 7, укрепленном на тормозном рычаге 6. Якорь электромагнита надавливает на шток тормоза и разводит оба рычага, освобождая тормозной шкив. Между скобой основной пру­жины и рычагом 3 установлена вспомогательная пружина 4. Эта пружина служит для разведения рычагов тормоза при его размыка­нии. Для размыкания тормоза при обесточенном электромагните, например с целью замены изношенных фрикционных накладок на колодках, используется гайка 9, отводимая по штоку 1 до упора в рычаг 6. Фиксация колодок относительно тормозного рычага, ис­ключающая трение колодок о шкив при разомкнутом тормозе, осу­ществляется штыревыми пружинными фиксаторами 12, заложенны­ми в тело рычагов 3 и 6. Равномерность отхода обеих колодок от шкива достигается установкой винта 8. Восстановление нормально­го зазора между шкивом и колодкой по мере износа фрикционного материала производится гайкой 2. Конструкции отдельных узлов тормоза показаны на разрезах и сечениях рисунка.

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru Из уравнений моментов относительно

точек О1 и О2 имеем: Fn1= FпрL/(a+fc)

Fn2= FпрL/(a -fc)

Отсюда следует, что Fn1≠Fn2 и износ тормозных накладок будет различен.
Тормозной момент, создаваемый силами трения Tтр= 0,5Fn1fD+0,5Fn2 fD.

Подставляя в выражение для тормозного момента соотношение между контактными усилиями, получаем Fn1=Tтр(a-fc)/fDa

Fn2=Tтр(a+fc)/fDa

Недостаток, связанный с различием Fn1 и Fn2 , можно исключить конструктивно, обеспечив с=0. Тогда Fn1=Fn2=Fn, Tтр= Fn fD.
Для повышения стабильности работы тормоза конструктивно обеспечивают усилие замыкающей пружины на 10...15% больше его расчетной величины.
Найдем минимальный диаметр шкива из следующего условия: давление на фрикционных накладках не должно превышать заданного уровня р= Fn∕bl ≤[p]

b и l - ширина и длина тормозной колодки соответственно.

Материал тормозной накладки Допустимое давление на колодку [p] МПа
Стальная вальцованная лента 0,6...0,8
Ферродо 0,2...0,3
Ретинакс 0,4...0,6

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru Формула проверочного расчета двухколодочного тормоза cоответствует случаю наибольшего значения нормального давления (на правой колодке). р=Tтр (a+fc)/fDbl≤[p]

В проектном расчете задаются:

Ø относительной длиной колодки

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru ψ1=l/D=0,5…0,8, что соответствует рекомендуемому по условию охлаждения

углу обхвата колодкой шкива 2α = 60...110 градусов.

Ø конструктивным соотношением ψ2=b/l=0,5…0,65
Тогда формула проектного расчета двухколодочного тормоза имеет вид D=(Tтр(1+fc∕a)/([p]fψ12ψ2))1/3
Двухколодочный тормоз является тормозом двустороннего действия. При этом он практически не нагружает опоры тормозного шкива.

Ленточные тормоза

В них торможение осуществляется трением стальной ленты о стальной шкив.
Преимущества (по сравнению с колодочными):

- простота конструкции

- тормозной момент значительно больший при одинаковых D и Р

Dб может быть назначен конструктивно (ориетируясь на габариты редуктора и электродвигателя) с последующей проверкой по коэффициенту е - student2.ru Недостатки:

- Создаёт значительное усилие, изгибающее тормозной вал

- Тормозной момент отличается неустойчивостью,

- Неравномерный износ фрикционного материала.

Ленточные тормоза обычно устанавливают на быстроходных валах.
Угол обхвата - α =200...270 град.
Основные нагрузочные соотношения ленточного тормоза Tтр=0,5(F1-F2)D

F1= F2еα f

Решая эти уравнения совместно, находим натяжение ветвей F1=2Tтреα f/D(еα f-1)

F2=2Tтр/D(еα f-1)

Можно показать, что давление на ленте равно р=2F∕bD≤[p]

Наши рекомендации