Анализ парадигматики слова
Структура лексического значения слова. Компонентный анализ.
Обе стороны слова имеют комбинированный характер: лексема состоит из морфем, семема - из семантических компонентов (Н. Крушевский: слово с внешней стороны состоит из частей. Со стороны внутренней оно тоже делимо.
Компоненты значений слов называют: сем признаки, сем множители, элементарными значимостями, ноэмами, семами.
Сема – минимальная, предельная единица плана содержания. Соотносится с признаками соответствующих понятий, а значит и явлений ОД. Т.о. семы по природе нелингвистичны.
Парадигматические отношения между словами основываются на том, что в значениях разных слов присутствуют одни и те же семы.
Семная структура слова отражена в толковых словарях далеко не полно.
Т.к. у статьи словаря другие цели – отразить систему слов языка, определить их значения друг через друга.
Ср.: Мешать (преподавателю читать лекцию) – делать выполнение У-а более трудным для Х-а.
Слов. Толков: создавать препятствие, служить помехой. (подчеркн слова не являются элементарными смыслами).
Ср.: Призывать (всех к молчанию) – обратившись к Х-у, пытаться каузировать Х-а сделать У.
Слов. Толков: Предложить вести себя так или иначе.
Семную структуру ЛЗопределяютметодом компонентного анализа.
Цель КА – разложить значение слова на элементарные, далее неразложимые единицы смысла (семы). Исчерпывающий набор элементарных семантических единиц не описан (семантический метаязык пока не создан). Но лингвисты (Апресян) считают эту задачу в принципе выполнимой, более того, они считают, что семантический метаязык, подобно периодической системе Менделеева, должен быть универсальным и пригодным для описания всех слов любого языка.
В зависимости от того, какого рода объекты и отношения обозначают слова, их принято делить на предикатные и непредикатные.
Предикатные слова – обозначают разного рода ситуации.
Непредикатные слова – предметы.
КА предикатной и непредикатной лексики строится по-разному.
Приемы анализа конкретной лексики:
ЦВЕТОК
- Найти родовое понятие – РАСТЕНИЕ.
- Найти слова, для которых данное слово будет родовым (РОМАШКА, ЛЮТИК, ВАСИЛЕК, ГЛАДИОЛУС, ГЕРАНЬ) – выращиваемые человеком – нет.
- Найти слова, входящие наряду с исследуемым в один род (ДЕРЕВО, КУСТАРНИК, ТРАВА).
- Итог: Низкорослое прямостоячее (- лиана) растение (= трава), состоящее из стебля и листьев, но имеющее на вершине стебля отросток, как правило, не зеленого цвета, имеющий лепестки, организованные в соцветия вокруг пестика и тычинок. Бывает дикорастущее и культивируемое человеком для декоративных целей.
!!!Анализируются изолированные слова с учетом их парадигматики, но без учета синтагматических связей. ЛЗ – упорядоченное перечисление компонентов.
Универсальный прием анализа,подходящий для любого типа лексики –Анализ ситуации(исчерпывающее перечисление свойств или действий ее участников) (Ю.Д. Апресян)
Костер – (слов. толкование) – горящая куча дров, сучьев.
1.1. солома, листья, собранные в кучу – тоже костер
1.2. в печке – не костер. Открытость пространства.
1.3. устройство для получения огня – тоже костер (костры уже сложены, осталось только зажечь)
Костер – устройство для получения огня – компактно уложенные не в специально огороженном пространстве куски твердого топлива или сам огонь этого устройства.
Приемы анализа предикатной лексики:
Московская семантическая школа (60е годы) – исходят из того, что в общем случае толкуемой единицей должно быть не отдельно взятое слово Р, а содержащее его выражение вида ХРУ, где X и У — переменные, сообщающие данному выражению форму предложения или словосочетания. Такое выражение называется сентенционной формой.
Описание значения слов в составе сентенционных форм образует тот необходимый мостик, по которому мы из области лексической семантики переходим в область семантики предложения. Ведь описание значения предикатного слова, выполненное таким способом, представляет собой каркас семантического представления предложения, содержащего данное слово.
Анализ парадигматики слова.
1) Красивый – привлекательный – очаровательный – приятный (человек) …
Выявить круг объектов, которые сочетаются с данными словами.
Красивое – женщина, ребенок, мальчик, дом, украшение, озеро.
???Мужчина, бабушка, дедушка
Привлекательный– мужчина, женщина, юноша, девушка
??? ребенок, мальчик, девочка, украшение, озеро, дом.
Очаровательный – девушка, женщина, ребенок, малыш, мальчик, девочка
? юноша, мужчина, дом, украшение, платье…
Цель – выявить аспекты, на которых основано их противопоставление.
Привлекательный – приятное впечатление, производимое человеком, обусловлено частично внешними данными, более всего манерой общения.
Красивый – сильное положительное впечатление, производимое внешностью.
Очаровательный - сильное положительное впечатление,
2) Помогать – способствовать, мешать – препятствовать.
Мешает (слушать музыку, работать) – посредством У-а А затрудняет для В выполнение Х-а, причем А и В действуют одновременно.
Помогает - посредством У-а А облегчает для В выполнение Х-а, причем А и В действуют одновременно.
Препятствует– посредством У-а А затрудняет для В выполнение таких действий, без которых невозможно достижение цели.
Способствует - посредством У-а А облегчает для В выполнение таких действий, выполнение которых необходимо для достижения цели.
Отметим, что у Помогать – мешать – более широкое значение, чем у синонимов, тк замена возможна только односторонняя (способствовать на помогать, препятствовать на мешать, но не наоборот).
2. Анализ отрицательного языкового материала.
Дополнительный прием при исследовании парадигматических особенностей.
Достать (кошелек из кармана) - ?
Ср.: Он достал руку из кармана, ножку стула из лужи, рукав рубахи из воды – либо аномальны, либо обозначают ситуацию, когда часть предмета отделена от целого.
Вынимать таких ограничений не имеет.
Доставать – вынимать А из В, или снимать А с В, причем А не является связанной частью какого-либо предмета…
Достать книгу со стола – если это представляет собою трудность, если стол удален от действующего субъекта.
… и не находится в непосредственной близости от субъекта.
Синтагматический анализ