Динамические нагрузки от ударов в зазорах

В период неустановившегося движения машины в момент упругого замыкания зазоров в линиях приводов возникают большие динамические нагрузки. Рассмотрим двухмассовую систему (рис. 21), в упругом звене которой показан суммарный приведенный зазор линии привода Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru (рад.).

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru Рассмотрим случай, когда якорь двигателя начал поворачиваться, а ведомая масса I2 остается еще некоторое время неподвижной, пока не выбран зазор линии Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru .

Уравнение движения якоря двигателя

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (184)

При нулевых начальных условиях и постоянном пусковом моменте M1 решение имеет вид

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (185)

При равномерно ускоренном вращении якоря двигателя его скорость в конце выбора зазора равна

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (186)

После замыкания зазора система превращается в двухмассовую и дифференциальные уравнения имеют вид (133), в результате решения которых получаем

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru , (187)

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru , (188)

где

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru .

Начальные условия для пускового периода: Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru , Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru , Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru .

Тогда

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru , Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru .

Подставив значения A и B в (187) и (188), получим

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru , (189)

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (190)

Момент в упругом звене линии привода в период соударения масс равен

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (191)

Первая составляющая в формуле (191) не зависит от зазоров в системе, поэтому рассмотрим составляющую от упругого удара в зазорах

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (192)

Подставив значение скорости якоря двигателя w3(186) в (192), получим с учетом Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru :

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (193)

Амплитуда дополнительных динамических нагрузок от упругого удара в зазорах нарастает в зависимости от величины зазора Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru по параболической кривой.

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru На рис. 22 показан качественный характер изменения коэффициента динамичности от величины суммарного приведенного зазора Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru .

Колебания в приводных линиях

При импульсных нагрузках в линиях приводов могут возникнуть опасные колебания, которые при определенных условиях могут привести даже к разрушению механизма. Рассмотрим это явление конкретно.

Вал с одной массой

Вал, вращающийся со скоростью w, выведен из состояния равновесия возмущающей силой (импульсом силы).

При этом возникнут следующие деформации этого вала:

- Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru – упругий прогиб вала;

- Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru – деформация опор.

Кроме этого, следует учесть и наличие эксцентриситета вала ye. В результате центр тяжести массы m будет вращаться на расстоянии Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru от первоначального (идеального) положения оси вала 0-0 (рис. 23).

 
  Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru

Рис. 23. Вал с одной массой

На вал будут действовать две противонаправленные силы – центробежная сила и сила упругости.

Центробежная сила равна

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru , (194)

а сила упругости изогнутого вала

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (195)

В результате можно выделить три возможных ситуации:

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru – вал вернется в положение равновесия;

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru – критическое состояние;

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru – неуправляемый рост деформации вала до разрушения.

Рассмотрим ситуацию Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru , которой соответствует критическая скорость вращения Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru .

В результате преобразований из равенства уравнений (194) и (195) получим

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru , (196)

где Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru – собственная частота колебаний системы.

Если не учитывать эксцентриситет ( Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru ) и деформацию опор ( Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru ), то из (196) найдем

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (197)

Это явление называется резонансом системы.

В свою очередь Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru и Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru ,

где Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru – возмущающая сила,

c – жесткость вала,

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru – жесткость опор.

Тогда

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (198)

Рассмотрим частный случай, когда не учитывается деформация опор ( Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru ). Тогда из формулы (196) получим

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (199)

Характер деформации вала в зависимости от скорости его вращения показан на рис. 24. Видно, что согласно формуле (199), прогиб вала yУ по мере приближения w к wК растет и при Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru становится равным Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . В закритической области Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru наблюдается самоустановка вала с Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru .

Для перехода через критическую область Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru применяют демпфирующие устройства, позволяющие уменьшить wС за счет снижения жесткости системы c.

Вал с двумя массами

(рис. 25)

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru В рассматриваемом случае

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (200)

Введем обозначения:

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru – прогиб в сечении 1 от единичной силы в этом сечении;

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru (закон парности) – прогиб в сечении 1 от единичной силы в сечении 2 и то же в сечении 2 от единичной силы в сечении 1 соответственно;

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru – прогиб в сечении 2 от единичной силы в этом сечении.

Тогда

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru , (201)

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (202)

Подставляя (201) и (202) в систему (200), получим

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru , (203)

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (204)

Определив отношения Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru из уравнений (203) и (204) и приравняв их, запишем одно уравнение

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (205)

Решая уравнение (205), находим две критические скорости вращения вала с двумя массами

Динамические нагрузки от ударов в зазорах - student2.ru . (206)

Изложенная методика может быть использована при произвольном числе масс. Вал, несущий n масс (дисков), имеет такое же число критических скоростей вращения.

Наши рекомендации