Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62

Статистика

Рекомендовано

Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 «Торговое дело» вузов региона.

Хабаровск 2013

ББК У 051

Б 87

Бреднева Л. Б. Статистика : учеб.-практ. пособие для бакалаврантов, обучающихся по направлению 100700.62 «Торговое дело». – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2013. – 108 c.

ISBN 978-5-7823-0611-3

Рецензенты: В.В. Кузьминова, замруководителя Хабаровскстата;

А.В. Пивень, кандидат экономических наук,

доцент кафедры менеджмента ДВГГУ

Рассмотрены основные темы курса «Статистика» программы бакалавриата: абсолютные и относительные величины, средние величины, показатели вариации, выборочное наблюдение, индексы, корреляционно-регрессионный анализ. По каждой теме приводятся методические указания, решение типовых задач, задачи для самостоятельного решения, тесты для самоконтроля.

Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки 100700.62 – «Торговое дело» и может быть использовано для студентов как очной, так и заочной форм обучения.

ISBN 978-5-7823-0611-3

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Тема 1. Абсолютные и относительные величины
1.1. Методические указания
1.2. Решение типовых задач 1.3. Задачи для самостоятельного решения
Тема 2. Средние величины
2.1. Методические указания
2.2. Решение типовых задач 2.3. Задачи для самостоятельного решения
Тема 3. Показатели вариации
3.1. Методические указания
3.2. Решение типовых задач 3.3. Задачи для самостоятельного решения
Тема 4. Выборочное наблюдение
4.1. Методические указания
4.2. Решение типовых задач 4.3. Задачи для самостоятельного решения
Тема 5. Индексы
5.1. Методические указания
5.2. Решение типовых задач 5.3. Задачи для самостоятельного решения
Тема 6. Ряды динамики и прогнозирование
6.1. Методические указания
6.2. Решение типовых задач 6.3. Задачи для самостоятельного решения
Тема 7. Корреляционно-регрессионный анализ
7.1. Методические указания
7.2. Решение типовых задач 7.3. Задачи для самостоятельного решения
Тесты
Библиографический список
Приложение

Введение

Переход к рыночной экономике предъявляет повышенные требования к уровню статистической подготовки. Овладение статистической методологией – обязательное условие изучения конъюнктуры рынка, тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях торговой деятельности.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, по направлению подготовки 100700.62 – «Торговое дело».

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов, изучающих статистику, и работы на практических занятиях. Оно может быть использовано как при очной, так и при заочной формах обучения.

В учебном пособие представлены следующие темы: абсолютные и относительные величины; средние величины; показатели вариации; выборочное наблюдение; индексы; ряды динамики; корреляционно-регрессионный анализ.

Каждая тема учебного пособия содержит методические указания по определению соответствующих показателей, основные формулы и схемы расчётов, решение типовых задач, задачи для самостоятельного решения. В заключение приведены тесты для самоконтроля усвоения материала.

Тема 1. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

Методические указания

Абсолютные величины

Абсолютная величина – это суммарный обобщающий показатель, характеризующий размеры (уровни, объёмы) общественных явлений в конкретных условиях места и времени. Они широко используются в практике торговли. На их основе составляют хозяйственные договоры, оценивают объём спроса на конкретные товары и др.

Различают два вида абсолютных величин:

1) индивидуальные – характеризуют размер признака у отдельных единиц совокупности (размер заработной платы продавца, выручка и т.п.). Они получаются непосредственно в процессе статистического наблюдения и фиксируются в первичных учётных документах;

2) суммарные – характеризуют итоговое значение признака по определённой совокупности объектов, охваченных статистическим наблюдением. Они являются суммой количества единиц изучаемой совокупности (численность магазинов, работников) или суммой значений варьирующего признака всех единиц совокупности (объём товарооборота, размер основных фондов).

Абсолютные величины могут быть выражены в натуральных единицах измерения, условно-натуральных, стоимостных и трудовых.

Относительные величины

Относительная величина – это обобщающий показатель, который представляет собой частное от деления одного абсолютного показателя на другой и даёт числовую меру соотношения между ними.

Величина, с которой производится сравнение (знаменатель дроби), обычно называется базой сравнения или основанием.

Относительные величины могут выражаться: в коэффициентах, если база сравнения принимается за 1; в процентах (%); если база сравнения принимается за 100; промилле (%), если база сравнения принимается за 1 000; продецимилле (‰), если база сравнения принимается за 10 000; в именованных числах, если сравниваются разноименные показатели (м2 торговой площади на 10 000 человек населения, руб. товарооборота на 1 м2 торговой площади).

Виды относительных статистических величин:

1. Относительная величина динамики рассчитывается как отношение уровня признака в определённый период или момент времени Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 - student2.ru к уровню этого же признака в предшествующий период или момент времени Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 - student2.ru .

Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 - student2.ru

2. Относительная величина планового задания – отношение уровня, запланированного на предстоящий период ( Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 - student2.ru , к уровню, фактически сложившемуся в базисном периоде Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 - student2.ru :

Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 - student2.ru

3. Относительная величина выполнения плана – отношение фактически достигнутого в данном периоде уровня к запланированному уровню:

Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 - student2.ru

Относительные величины динамики, планового задания и выполнения плана связаны между собой соотношением:

Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 - student2.ru

4. Относительными величинами структуры называются показатели, характеризующие долю отдельных частей изучаемой совокупности во всём её объёме. Они рассчитываются делением числа единиц (или объёма явления) в отдельных частях совокупности на общее число единиц совокупности (или объёма явления). Например, доля отдельных товаров в товарообороте.

5. Относительными величинами интенсивности называются показатели, характеризующие степень распространения или уровень развития того или иного явления в определённой среде. Они вычисляются путём сравнения разноименных величин, находящихся в определённой связи между собой. Число магазинов на 10 000 человек населения.

6. Относительными величинами координации называются показатели, характеризующие соотношение отдельных частей целого между собой. Расчёт этого вида показателей производится путём деления одной части целого на другую часть целого. В зависимости от поставленной задачи тот или иной признак может быть принят за базу сравнения, а значит, для одной и той же совокупности может быть вычислено несколько относительных показателей координации.

7. Относительными величинами сравнения называются показатели, представляющие собой частное от деления одноименных абсолютных статистических величин, характеризующих разные объекты (предприятия, территории, страны и т.д.) и относящиеся к одному и тому же периоду (или моменту) времени. Например, соотношение между уровнями цен определённого вида продукции, в двух регионах.

Решение типовых задач

Пример 1.1.Объём товарооборота магазина в прошлом году составил 3,0 млн руб.; на следующий год было запланировано реализовать товаров на 3,2 млн руб.; фактический объём продаж составил 3,5 млн руб. Определим процент выполнения планового задания, а также рост объёма товарооборота по плану и фактически по сравнению с прошлым годом.

Решение

1. Относительная величина планового задания – это отношения уровня, запланированного на предстоящий период, к уровню, фактически сложившемуся в базисном периоде:

Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 - student2.ru , или 106,7%, т.е. прирост объёма товарооборота был запланирован на 6,7%.

2. Относительная величина выполнения планового задания – отношение фактически достигнутого в отчётном периоде уровня к запланированному:

Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 - student2.ru или 109,4%, т.е фактически плановое задание было перевыполнено на 9,4%.

3. Относительная величина динамики – отношение фактически достигнутого в отчётном периоде уровня признака к фактическому уровню этого же признака в периоде, принятом за базу сравнения:

Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 - student2.ru , или 116,7%, т.е. фактический прирост объёма товарооборота в отчётном периоде по сравнению с базисным составил 16,7%.

Относительные величины динамики, планового задания и выполнения плана связаны между собой:

Задачи для самостоятельного решения. Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного пособия для студентов направления подготовки бакалавров 100700.62 - student2.ru

Проверка: 1,067 ∙ 1,094 = 1,167.

Задачи для самостоятельного решения

1.1. По приведённым данным рассчитайте относительные величины интенсивности, координации и сравнения:

Показатель Регион А Регион Б
Товарооборот млн руб.
в том числе: городской
Сельский
Торговая площадь, м2
Число предприятий торговли

1.2. В консервной промышленности ёмкость банки, равная 353,4 см3, принята за условную. Завод выпустил 200 тыс. банок ёмкостью 858,0 см3. Определить объём производства в пересчёте на условную банку.

1.3. Имеются данныеоб объёме продаж в трёх секциях магазина:

Номер секции Объём продаж, тыс.руб. Выполнение плана, %
по плану фактически
5 600,2 6 071,1
8 400,0 98,2
7 800,6 103,4
Всего

Заполните таблицу недостающими показателями.

1.4. Представлены следующие данные по трём предприятиям торговой сети:

Номер предприятия Объём реализации продукции, млн руб
2011 г. 2012 г.
по плану фактически
4,90 5,30
3,90 3,85
5,40 5,50 5,70
Итого

Заполните таблицу недостающими показателями, если известно, что фактический объём реализации продукции в целом в 2012 г. был ниже плана на 0,5% и выше объёма 2011 г. на 3,5%. Определите относительные величин планового задания, выполнение плана и динамики, покажите их взаимосвязь.

1.5. Имеются данные по предприятию торговли о реализации продукции:

Вид продукции Относительная величина, %
плана на 2012 г.   выполнения плана в 2012 г. динамики реализации (2012 г. к 2011г.)
Столы 104,2 102,5
Стулья 98,3 99,5
Шкафы 99,2 104,3

Заполните таблицу недостающими показателями.

1.6. Товарооборот универмага в году, предшествующем отчётному, составила 8 400 тыс.руб., планом предусматривалось увеличить товарооборот на 2,0 %, план был выполнен на 104,4 %.

Определите товарооборот отчётного периода.

1.7. По плану на 2011 год бригада рабочих склада должна была произвести 130,0 тыс. м2 штукатурных работ. Фактически было произведено 140,0 тыс. м2. Планом на 2012 год предусматривалось увеличить объём штукатурных работ на 2,0 %, а фактически в 2012 году было произведено 152,0 тыс. м2.

Определите процент выполнения плана бригадой по производству штукатурных работ в 2011 и 2012 гг.

1.8.На предприятии план по реализации продукции перевыполнен на 2,6%. По сравнению с прошлым годом производство продукции возросло на 6,1%. Определите относительную величину плана по реализации продукции.

1.9. Планом предусмотрено снизить уровень издержек обращения на 2,6%, фактически он возрос на 1,2%. Определите, как выполнен план по снижению уровня издержек обращения.

1.10. Реализация продукции по плану должен был увеличиться по сравнению с прошлым годом на 5,1%, план выполнен на 98,3%. Определите фактическое изменение реализации продукции по сравнению с прошлым годом.

1.11.Имеются следующие данные о реализации продукции на предприятии. По продукции А на 2012 год запланировано увеличение реализации на 6,8%; по продукции Б – в 1,043 раза; по продукции В – снижение на 1,8%. Фактически по сравнению с 2011 годом реализация продукции А составил 103,8%, продукции Б – возросла в 1,051 раза, продукции В – возросла на 1,1%. Определите по каждому виду продукции выполнение плана реализации в 2012 году.

1.12. Имеются данные о реализации 5 видов товаров за два месяца:

Товар Реализовано в августе
млн руб. в % к июлю
а б в г д 92,5 108,1 … 102,4 100,0
Итого 103,5

Определите: 1) товарооборот в июле; 2) структуру товарооборота за каждый месяц в %; 3) относительные величины динамики товарооборота по каждому виду продукции и по итогу в %. Результаты расчётов представьте в таблице.

1.13. Данные о товарообороте магазинов торговой сети за два полугодия:

Магазин Товарооборот магазинов объединения в I полугодии, млн руб. Изменение уд. веса магазинов в общем объёме товарооборота во II полугодии по сравнению с I, процентные пункты Относительная величина динамики товарооборота, %
без изменений - 2,0 + 4,0 + 5,0 … … … … … …
Итого 2 200 - 105,0

Рассчитайте: 1) товарооборот магазинов во II полугодии; 2) структуру товарооборота торговой сети в каждом периоде; 3) относительные величины динамики. Заполните таблицу.

Тема 2. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Методические указания

Понятие средней величины

Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень явления в конкретных условиях места и времени, отражающий величину варьирующего признака в расчёте на единицу качественно однородной совокупности.

Средние величины широко используются в анализе торговой деятельности. Средними величинами характеризуются товарные запасы, издержки обращения, рентабельность и др.

Наши рекомендации