Подготовка подкаста/микса к публикации
Когда-то давно и точно звукоинженеры и продюссеры отметили для себя следующий факт - если рядовому слушателю дать прослушать две одинаковый записи он выберет ту, которая звучит громче. Поэтому записать хороший микс это пол дела, нужно еще произвести над ним ряд операций для улучшения и уплотнения звучания, о чем собственно и статья. Некоторые могут подумать, что это тонкости и.т.д., но с помощью таких тонкостей и делается то, что называется Good Stuff =)
Чтобы все было красиво и наглядно, для сравнения (картинки и превью):
Вы видите микс до обработки, сведенный в программе Ableton. Видно, что некоторые треки тише чем другие + имеет место значительное увеличение уровня сигнала в моменты сведения. Обратите внимание, что уровни треков при сведении специально занижены (на -3дБ), чтобы сигнал даже в самые громкие моменты не превышал 0дБ. Периодические участки с большей амплитудой это собственно и есть более громкие места, когда два трека сводятся, т.е. играют вместе.
Думаю абсолютно ясно, что это тот же микс спустя некоторое время =) прошедший Wavelab и плагины. Видно что теперь все треки громче, перепады громкости между треками и в моменты сведения отсутствуют. Это самый настоящий Radio Version, плотный и громкий.
Наверняка вы слышали, что цель мастеринга - подготовка трека к записи на носитель, в данном случае это запись в формате mp3/192kbps/stereo. Почему именно 192kbps? Нам кажется, что это битрейт имеет оптимальное соотношение размер/качество. Размер очень важен! Те кто качают и слушают миксы вряд ли определят разницу между 320kbps и 192kbps, а размер и следовательно время затраченное на скачивание будет существенно отличаться =)
Что происходит в 32bit Wave при конверте в mp3 c низкими битрейтами? Если ответить на этот вопрос сразу станет ясно, что нужно делать при мастеринге. Суть в том, что при сжатии с потерями (в mp3 формат) трек теряет часть высоких частот - становится тусклее (можно посмотреть на каком либо анализаторе спектра, например на анализаторе Wavelab). Т.е. понятно, что нужно компенсировать потерю высоких частот, для этого я с ходу могу предложить три варианта - EQ, Multiband, Exciter/Enhancer. Корректировка с помощью EQ понятно что не вариант, звучит такая обработка мягко говоря не естественно. Из оставшихся двух мы остановились на Multiband - т.е. на обработке с помощью многополосного компрессора.
Раньше мы использовали в цепочке материнга Linear Phase EQ (линейнофазовый эквалайзер) от Waves - LinEQ Lowband, чтобы начисто обрезать все инфранизы (от 25-30Гц). Но сейчас я сильно сомневаюсь в целесообразности этого действия. Не так давно Implex задал интересный вопрос про разницу между обычными и линейнофазовыми эквалайзерами, с налету детально изучить вопрос не удалось, получается довольно объемная статья, но кое-какие выводы мы уже сделали. Вот 2-е картинки которые показывают короткий импульс после обработки Waves LinEQ Lowband и FL EQ 2 :
Это Waves LinEQ Lowband
Это “фруктовый” parametric EQ 2
И что мы видим? Крутой вэйвсовый линейнофазовый эквалайзер дает осцилляции =) - синусоиды расположенные по бокам импульса, т.е. сигнал размывается, а на слух это вообще ужасно, напоминает флэнджер. Поэтому я думаю, что не стоит применять его для мастеринга миксов, хотя могу и ошибатся, пробуйте, слушайте.
Далее в цепочке мастера идет Waves C4 - многополосный компрессор. Ниже показанно как примерно должна выглядить его настройка, чтобы компенсировать потери высоких частот. Не стоит воспринимать это буквально и копировать по циферкам, я накрутил это просто чтобы показать в каком направлении работать.
После того как вы настроили многополосник, микс уже должен звучать намного лучше, чем при нажатой кнопке bypass (отключить все обработки). Перед компрессором можно воспользоваться эксайтером, например который есть в плагине Ozone (все остальное что там есть лучше отключить), но совсем немножко, чтобы было на грани ощущений. И еще момент, не повышайте громкость на этом этапе!
Крутые мастер инженеры так же советуют дополнительно прожать микс компрессором, с низким порогом и малым коэффициэнтом компрессии (фигурируют цифры до 1.15 - 1.25), чтобы выйграть лишний децибел. Для такой обработки отлично подойдет специализированный компрессор - Voxengo Polysquasher.
Вот например таким образом. Обратите внимание на крутилку Side HP - это фильтр обрезающий сигнал подающийся на канал управления, т.е. в данном случае компрессор будет реагировать только на сигнал начиная со 120 Гц, это сделанно чтобы избежать эффекта “накачивания”, особенно заметного при таких настройках, когда при ударе bass drum “проваливается” (идет компрессия) весь микс.
Осталось только вставить лимитер, и послушать микс до и после, изменения должны быть естественно в лучшую сторону. Главное не увлекаться слишком сильно, повторяю везде нужна умеренность, экстремальные настройки приборов при мастеринге вообще недопустимы.
Обратите внимание Out Ceiling на -0.2, это стандарт, рекомендован чтобы гарантировать отсутствие клипов после рендера (дело в том что вроде как подмешивается слабый шум дизеринга, который компенсирует шумы квантования при понижении разрядности, это дикая математика, подробнее как обычно тут). Затем не забудьте установить параметы модуля IDR : quantize - 16 бит, dither - type1, noise shaping - ultra. И осталось только подобрать порог (threshold) таким образом, чтобы RMS микса не опускался ниже -10 дБ (для микса это нормально). Теперь еще раз сравните то что было и то что получилось, результат должен вас поразить =)
P.S. Это относится только к подготовке именно микса к публикации, к мастерингу треков данная статья не имеет никакого отношения.