Порядок проведения занятия. По заданным в табл. 11.1 параметрам d и l (рис

Задание 1

По заданным в табл. 11.1 параметрам d и l (рис. 11.1) вала выбрать стандартные размеры призматической шпонки.

Порядок проведения занятия. По заданным в табл. 11.1 параметрам d и l (рис - student2.ru

Рис. 11.1. Эскиз вала

Таблица 11.1

  Вариант
d
Порядок проведения занятия. По заданным в табл. 11.1 параметрам d и l (рис - student2.ru

Окончание табл. 11.1

  Вариант
d
Порядок проведения занятия. По заданным в табл. 11.1 параметрам d и l (рис - student2.ru

Задание 2

По заданным в табл. 11.2 параметрам определите характер шпоночного соединения. Дополните недостающие параметры шпоночного сопряжения.

Таблица 11.2

Варианты  
Диаметр вала d, мм
Ширина шпонки b, мм
Глубина шпоночного паза t1, мм 3,5 7,5
Высота шпонки h, мм
Поле допуска шпонки по ширине h9 h9 h9 h9 h9 h9 h9 h9 h9 h9
Поле допуска шпоночного паза D10 D10 Is9 Is9 D10 Is9 Is9 D10 Is9 D10

Окончание табл. 11.2

Варианты  
Диаметр вала d, мм
Ширина шпонки b, мм
Глубина шпоночного паза t1, мм 3,3 7,1 7,5
Высота шпонки h, мм
Поле допуска шпонки по ширине h9 h9 h9 h9 h9 h9 h9 h9 h9 h9
Поле допуска шпоночного паза D10 D10 D10 D10 D10 Is9 Is9 D10 Is9 Is9

Задание 3

Выполните эскиз поперечного сечения шпоночного соединения (сечение А-А, рис. 11.1) и проставьте размеры с посадками.

Задание 4

Выполните эскизы поперечного сечения вала и втулки со шпоночными пазами (сечение А-А, рис. 11.1) и проставьте все размеры с отклонениями.

Оформление отчета

Отчет должен содержать:

1. Название темы и цель работы.

2. Выполненные задания 1-2 и оформить по форме, приведенной в табл. 11.3

Таблица 11.3

Задания №1
Стандартные размеры призматической шпонки  
 
 
Задания №2
Характер шпоночного соединения  
Основные параметры шпоночного сопряжения  
 
 
Посадки шпоночного сопряжения  
 
 
Отклонения параметров шлицевого сопряжения  
 
 
 

3. Эскиз поперечного сечения шпоночного соединения с посадками.

4. Эскизы поперечного сечения вала и втулки со шпоночными пазами с отклонениями размеров.

Контрольные вопросы

1. Перечислите все параметры призматической шпонки.

2. Как определить номинальный размер длины шпонки?

3. Какой размер шпонки является посадочным?

4. Как назначается поле допуска на ширину призматической шпонки?

5. Какие поля допусков шпонки и шпоночного паза используются для свободного соединения?

6. Какие параметры указываются в условном обозначении шпонки?

7. Какая система посадок (отверстия или вала) принята для соединения призматических шпонок по размеру b с пазами вала и втулки?

Взаимозаменяемость шлицевых соединений

Цель занятия: Изучить основы нормирования параметры шлицевых соединений. Привить навыки в выборе способа центрирования и посадок для шлицевых сопряжений.

Основные положения.

Шлицевые соединения с прямобочным профилем зубьев применяются для подвижных и неподвижных соединений. К основным параметрам относятся: наружный диаметр; внутренний диаметр; ширина зуба.

Допуски и посадки шлицевых соединений с прямобочным профилем зуба определяются их назначением и принятой схемой центрирования. Применяют три способа относительного центрирования вала и втулки:

по наружному диаметру;

по внутреннему диаметру;

по боковой стороне зуба.

Выбирая вид центрирования шлицевых соединений, учитывают характер и условия работы узла, номинальные размеры соединений

Центрирование по внутреннему диаметру целесообразно, когда втулка имеет высокую твердость и ее нельзя обработать чистовой протяжкой (отверстие шлифуют на обычном внутришлифовальном станке) или когда могут возникнуть значительные искривления длинных валов после термической обработки. Способ обеспечивает точное центрирование и применяется обычно для подвижных соединений. Точные посадки выполняются по внутреннему диаметру и ширине.

Центрирование по наружному диаметру рекомендуется, когда втулку термически не обрабатывают или когда твердость ее материала после термической обработки допускает калибровку протяжкой, а вал - фрезерование до получения окончательных размеров зубьев. Такой способ прост и экономичен. Его применяют для неподвижных соединений, а также для подвижных, воспринимающих небольшие нагрузки. Точные посадки выполняются по наружному диаметру и ширине.

Центрирование по боковым сторонам зубьевцелесообразно при передаче знакопеременных нагрузок, больших крутящих моментов и при реверсивном движении. Этот метод способствует более равномерному распределению нагрузки между зубьями, но не обеспечивает высокой точности центрирования, поэтому редко применяется. Точные посадки выполняются только по ширине шлицев.

Наши рекомендации