Тяговый расчет автомобиля

Задача тягового расчета состоит в определении характеристик и параметров двигателя и трансмиссии, обеспечивающих эксплуатационные свойства и технико-экономические показатели автомобиля в соответствии с требуемым техническим заданием на его проектирование.

В задание на проектирование обычно включается подъем, который должен преодолеть автомобиль на высшей передаче αmax, максимальная скорость автомобиля vmax на горизонтальной дороге, максимальный подъем, который должен преодолеть автомобиль на первой передаче α1max. Указанные показатели относятся к дороге с твердым покрытием (f0 = 0,015…0,02).

Исходными данными тягового расчета являются также массовые (весовые) параметры автомобиля, размеры шин, КПД трансмиссии, лобовая площадь автомобиля и коэффициент сопротивления воздуха. Ряд параметров и характеристик оцениваются с учетом данных технического задания и анализа данных автомобилей, близких по назначению к проектируемому.

Выбор двигателя

В качестве автомобильных двигателей выбирают бензиновый ДВС или дизель. Дизели в основном применяются на грузовых автомобилях и автобусах, а также на ряде легковых автомобилей. Это объясняется более высокой топливной экономичностью дизелей в сравнении с бензиновыми двигателями и более низкой стоимостью дизельного топлива.

Важнейший параметр двигателя – мощность. При повышении мощности двигателя улучшаются тягово-динамические качества автомобиля, увеличивается его средняя и максимальная скорость. Но при этом повышается масса и размеры двигателя, его стоимость, и, как правило, снижается экономичность. Эффективную мощность двигателя рассчитывают из условий достижения автомобилем максимальной скорости при установившемся движении по формуле:

Nе = Тяговый расчет автомобиля - student2.ru ,

или в развернутом виде:

Тяговый расчет автомобиля - student2.ru ,

где ψ = f +sinα и vmax – коэффициент дорожного сопротивления и максимальная скорость автомобиля соответственно;

G = mag - полный вес автомобиля (Н);

g = 9,81 м/с - ускорение свободного падения.

kwF – фактор обтекаемости, определяют по данным задания;

ηТР – механический КПД трансмиссии.

При проектировании грузовых автомобилей коэффициент дорожного сопротивления задают: ψ = 0,025…0,035. Для легковых автомобилей коэффициент дорожного сопротивления назначают равным величине коэффициента качения f при максималь­ной скорости, то есть, полагая при этом, что максимальная скорость развивается только на горизон­тальной дороге.

У дизеля его мощность при максимальной скорости автомобиля Nv совпадает с Nmax, а у бензинового или газового двигателя ωmах и ωN, как правило, не совпадают (рис. 3).

Максимальную мощность двигателя находят в зависимости от его типа по формуле:

Тяговый расчет автомобиля - student2.ru

где a, b и с - эмпирические коэффициенты, приведенные в табл. 2.2;

λ = ωmах / ωN.

Тяговый расчет автомобиля - student2.ru

Тяговый расчет автомобиля - student2.ru Тяговый расчет автомобиля - student2.ru Тяговый расчет автомобиля - student2.ru

Vmin Vmax V, м/с

Рис. 3. Внешняя скоростная характеристика двигателя:

а) без регуляторной ветви (бензиновый ДВС); 6) с регуляторной ветвью (дизель).

Для легковых автомобилей с бензиновым или газовым двигателем λ = 0,9…1,15; для грузовых автомобилей с бензиновым или газовым двигателем λ = 0,9…1,0: для всех автомобилей с дизельным двигателем λ =1,0.

Таблица 2.2

Значения коэффициентов для расчета внешней скоростной характеристики двигателя:

Тип двигателя а b с
Бензиновый ДВС
Дизельный четырехтактный 0,53 1,56 1,09

По полученному значению Nтах рассчитывают кривую изменения эффективной мощности Nе двигателя в зависимости от его скоростного режима по формуле:

Тяговый расчет автомобиля - student2.ru ,

где ωе – текущие, в пределах рабочей зоны, значения угловой скорости коленчатого вала двигателя (рад/с);

ωN – угловая скорость коленчатого вала двигателя на максимальной мощности (рад/с);

Для построения кривой эффективного момента Ме (Н·м) применяют формулу:

Тяговый расчет автомобиля - student2.ru .

Следует иметь в виду, что угловая скорость коленчатого вала ω е изменяется от некоторого значения ωmin, соответствующего минимально устойчивой частоте вращения по, до ωmах. Принимая для дизеля грузового автомобиля ωmin = 70…80 рад/с , для ДВС легкового автомобиля ωmin = 100 рад/с, и выбрав 5…8 значений в диапазоне ωmin…ωmах, рассчитывают зависимости Neе) и Мее).

Часто внешнюю скоростную характеристику строят в функции (ось абсцисс) частоты вращения (n, мин -1) вала двигателя, имея в виду, что:

Тяговый расчет автомобиля - student2.ru

Кривая удельного эффективного расхода топлива ge , г /(кВт . ч), может быть определена по следующим эмпирическим зависимостям:

для бензиновых двигателей:

Тяговый расчет автомобиля - student2.ru

для дизелей:

Тяговый расчет автомобиля - student2.ru

где gN – удельный эффективный расход топлива при максимальной мощности двигателя, г /(кВт . ч).

При отсутствии точных данных значения удельного расхода топлива для режима максимальной мощности можно принять:

для бензиновых двигателей gN = (250…320) г /(кВт· ч);

для дизелей gN = (210…250) г /(кВт· ч);

Часовой расход топлива определяют по формуле:

Gт = ge . Ne . 10-3 , кг/ч.

Полученные при выполнении расчетов данные для удобства построения кривых внешней скоростной характеристики двигателя предварительно заносятся в таблицу:

ω, с -1 (n, мин -1) Ne, кВт Мк, Н.м ge, г/кВт.ч Gт, кг/ч
ω1 (n1)        
ω2 (n2) и т.д.        

На рис. 3 отображен примерный вид внешней скоростной характеристики двигателя, где через ωМ обозначена угло­вая скорость коленчатого вала двигателя при максимальном значении мо­мента Мс = Мmах.

Наши рекомендации