Некоторые типовые примеры с решениями
Раздел 1.
Пример 1.1. Решить систему линейных уравнений, пользуясь формулами Крамера.
Определитель данной системы
Вычислим определитель , и :
.
.
.
Решение системы:
Для того чтобы убедиться в правильности решения, подставим эти значения в исходную систему
Раздел 2.
Пример 2.1. Найти угол φ между векторами и , если М1(1, -2, -3), М2(-3, 1, 1), М3(3, 2, 2).
Решение. Для нахождения cosφ используем формулу
,
где - скалярное произведение векторов и .
Определим координаты векторов и cosφ:
= {-3-1, 1+2, 1+3} ={-4, 3, 4}, = {3-1, 2+2, 2+3} = {2, 4, 5},
,
φ = 87045'54».
Пример 2.2. Даны координаты вершин пирамиды А1(1, -2, -3), А2(-3, 1, 1), А3(4, 3, -1), А4(3, 2, 2). Найти площадь грани А1 А2 А3 и объем пирамиды.
Решение.
1. Площадь треугольника А1А2А3 найдем, используя геометрический смысл векторного произведения векторов
,
где - векторное произведение векторов.
, .
Вначале находим
,
а затем
ед2.
2.Объем пирамиды найдем, используя геометрический смысл смешанного произведения векторов
,
следовательно, ед3.
Раздел 3.
Пример 3.1. Найти расстояние между точками М1(1, -2, -3) и М2(-3, 1, 1). Определить координаты точки С, делящей отрезок М1М2 в отношении 2:3.
Решение.
Используя формулу
М1М2 = ,
получим М1М2 = .
Координаты точки С определим по формуле вида
,
где .
Пример 3.2. Даны вершины треугольника А(-3,-3), В(2,7) и С(5,1). Требуется написать уравнения сторон треугольника, определить угол А треугольника, найти уравнение медианы АК и высоты АМ.
Рис. 1.
Решение. Чтобы написать уравнение стороны АВ треугольника, используем вид уравнения прямой, проходящей через две точки:
AВ: или у = 2х + 3.
Аналогично
АС: или у = 0,5х -1,5
СВ: или у = -2х +11.
Тогда тангенс угла А определяется по формуле:
, k1=2, k2 = 0,5. Следовательно
Ищем уравнение медианы АК. Для этого определяем координаты точки К, учитывая, что отрезок ВС в точке К делится пополам и, следовательно,
АК: или
Ищем уравнение высоты АМ, опущенного из вершины А на сторону ВС :
, где .
Следовательно, уравнение АМ: или у - 0,5х +1,5 =0.
Раздел 4.
Пример 4.1. Найти область определения функции D(f)
Решение. Если числовая функция задана аналитически (в виде формулы ) и область ее определения не указана, то считают, что эта область есть множество всех действительных значений аргумента, при которых выражение - действительное число. Для существования заданной функции необходимо, чтобы имело место неравенство . Для существования функции должно иметь место неравенство , откуда . Область определения исходной функции или .
Пример 4.2. Найти область определения функций:
Решение. Для приведенных выше функций области определения удовлетворяют условиям:
1.
2. 3.
3.
4.
5.
6. ;
Пример 4.3. Найти область определения функции
.
Решение. Для существования функции необходимо, чтобы . Для существования функции надо, чтобы , откуда . Для существования функции необходимо, чтобы , откуда и .
Таким образом, получены условия
.
Следовательно, .
Пример 4.4. Определить, являются ли функции
1. ;
2. ;
3. ;
4.
четными или нечетными.
Решение. Для определения свойств четности или нечетности функции следует проверить выполнение следующих положений:
1. Является ли область определение симметричной относительно начала координат, т.е. если , то и ;
2. Выполняются ли равенства или . При выполнении первого равенства функция окажется четной с графиком, симметричным относительно оси ординат, во втором – нечетной с графиком, симметричным относительно начала координат.
Для указанных в задаче функций:
1. ,
то функция - нечетная;
2. ,
то функция является четной;
3. ,
следовательно, функция нечетная;
4. ,
следовательно, функция не является ни четной, ни нечетной.
Пример 4.5. Найти период функции
.
Решение. При решении задач на нахождение периода функции следует использовать следующее.
Функция является периодической, если существует такое число Т¹0, что при любом x из области определения функции числа и также принадлежат этой области и выполняется равенство .
В этом случае Т есть период функции .
Так как , то период Т=1.
Пример 4. 6. Доказать, что
Решение. Зададим произвольное и покажем, что существует положительное такое, что из неравенства вытекает неравенство .
Действительно,
.
Значит, если положить , то выполнение неравенства влечет за собой выполнение неравенства . Таким образом, согласно определению, заключаем, что
Практически предел функции находят не на основании определения предела функции, а на основании теорем о пределе функции.
Теорема. Если при существуют пределы функций и , то:
;
;
, где ;
, где - постоянный множитель.
Пример 4.7. Вычислить
.
Решение. Так как
, а ,
то по теореме о пределе частного получаем, что
.
Но не всегда можно применять теоремы о пределах без предварительного преобразования функций, стоящих под знаком предела. При этом возможны следующие неопределенные ситуации: , , , , .
Приемом раскрытия неопределенности вида является деление числителя и знаменателя на наивысшую степень x.
При неопределенности вида требуется выполнить преобразование функции, выделив в числителе и знаменателе дроби множитель, стремящийся к нулю. Затем сократить дробь на этот общий множитель.
Неопределенности же вида и путем преобразований приводят к одному из рассмотренных случав или . Поясним сказанное на примерах.
Пример 4. 8. Вычислить
.
Решение. Наивысшая степень x - вторая, делим числитель и знаменатель на . Получим
, так как и .
Пример 4.9. Вычислить
.
Решение. Имеет место неопределенность вида . Разложим числитель и знаменатель дроби на множители. Получим
.
Пример 4. 10. Вычислить
.
Решение. Числитель и знаменатель дроби при стремятся к нулю. Преобразуем функцию, выделим общий множитель
.
Пример 4.11. Вычислить
.
Решение. Имеет место неопределенность вида . Преобразуем дробь, домножив числитель и знаменатель на выражение, сопряженное числителю
.
Пример 4.12. Вычислить
.
Решение. Имеет место неопределенность вида . Преобразуем функцию под знаком предела, домножив и поделив на сопряженное выражение.
.
Таким образом получили предел, в котором имеет место неопределенность вида . Наибольшая степень x - первая, поэтому поделим числитель и знаменатель на x, получим
.
Пример 4.13. Вычислить
.
Решение. Так как , а , то имеет место неопределенность вида .
Выполним преобразования
.
Пример 4.14. Найти точки разрыва функции. Построить чертеж.
если
Естественно, что на интервалах , и функция непрерывна. Проверке подлежат только точки и .
Для того чтобы убедиться, что функция непрерывна в точке, требуется проверить, равны ли между собой односторонние пределы и равны ли они значению функции в этой точке.
Рассмотрим точку .
.
Вычислим односторонние пределы
,
.
Так как односторонние пределы не совпадают, - точка разрыва функции.
Рассмотрим точку .
,
,
,
- точка непрерывности функции, выполнены все условия непрерывности.
Рис. 2
Пример 4.15. Исследовать поведение функции вблизи точки разрыва. Построить схематический чертеж.
.
Решение. Область определения функции
. Точка разрыва .
Найдем односторонние пределы
; .
Знак предела зависит от знаков числителя и знаменателя дроби. В обоих случаях числитель , но знаменатель в пределе слева остается отрицательным, приближаясь к нулю, а в пределе справа, приближаясь к нулю, знаменатель остается положительным. Схематичный чертеж представлен на рис. 3.
Рис. 3
Раздел 5.
Пример 5.1. Пользуясь формулами дифференцирования, найти производные следующих функций:
4.
Решение.
1.
2. есть сложная функция.
, где .
Производная сложной функции имеет вид
или .
Следовательно,
.
- сложная функция.
, где , а ,
.
5.
Функция от независимой переменной задана через посредство вспомогательной переменной (параметра t). Производная от по определяется формулой
.
Находим производные от и по параметру t:
,
,
.
Пример 5.2. Составить уравнение касательной и нормали к кривой в точке, где .
Решение. Уравнение касательной к кривой в точке
,
,
.
Для определения углового коэффициента касательной находим производную
,
.
Подставляя значения в уравнение, получим
или .
Уравнение нормали
,
или .
Пример 5.3. Точка совершает прямолинейное колебательное движение по закону . Определить скорость и ускорение движения в момент времени .
Решение. Найдем скорость и ускорение движения в любой момент времени t
;
.
При
,
.
Пример 5.4. Найти дифференциалы функций
1. ;
2. , вычислить .
Решение. Находим производную данной функции и, умножив ее на дифференциал независимой переменной, получим искомый дифференциал данной функции:
1. ;
2.
Полагая и , получим .
Пример 5.5. Вычислить приближенное значение:
1. ;
2. .
Решение. Если требуется вычислить и если проще вычислить и , то при достаточно малой по абсолютному значению разности можно заменить приращение функции ее дифференциалом и отсюда приближенное значение искомой величины по формуле
.
1. Будем рассматривать как частное значение функции при . Пусть , тогда
,
,
.
Подставляя в формулу, получим
.
,
, .
Получим
.
Пример 5.6. Найти пределы используя правило Лопиталя
1. ;
2. ;
3. ;
4. .
Решение. Убедившись, что имеет место неопределенность или , применяем затем правило Лопиталя.
1. ;
2.
;
здесь правило Лопиталя применено дважды.
3.
;
4. .
Раздел 6.
Пример 6.1. Исследовать функцию и построить её график.
1. Функция определена и непрерывна в интервалах .
2. Функция общего вида, так как
.
3. График функции не пересекается с осью OХ, а с осью OY пересекается при x = 0, y= -2, т.е. в точке В(0; -2).
4. Исследуем функцию на наличие асимптот.
а) Уравнение вертикальной асимптоты: . Вычислим пределы функции при слева и справа.
.
.
б) Уравнение наклонной асимптоты имеет вид y = kx + b, где
.
Таким образом, уравнение наклонной асимптоты .
5. Исследуем функцию на экстремум.
- точки, подозрительные на экстремум.
Исследуем знак производной в интервалах, окружающих подозрительные точки.
Рис. 4.
Получили, что в точке х=-1 возрастание функции сменяется убыванием, следовательно, это точка максимума. В точке х=2 убывание сменяется возрастанием, следовательно, это точка минимума (рис. 4).
; .
6. Исследуем график функции на выпуклость и вогнутость.
Точек перегиба нет, так как .
Исследуем знак второй производной в интервалах, где функция определена, (смотрите пункт 1. этого примера) (рис. 5а).
Рис. 5а.
Основываясь на полученных результатах исследования, строим график функции.
Рис. 5б
ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДНЫХ
№ | № | ||||
1* | |||||
2* | |||||
3* | |||||
4* | |||||
5* | |||||
6* | |||||
7* | |||||
8* | |||||
9* | |||||
10* | |||||
11* | |||||
12* | |||||
13* | |||||
14* | |||||
15* | |||||
16* | |||||
17* |
Правила дифференцирования
Контрольная работа 1
В задачах 1.01 – 1.20 система трёх линейных уравнений с тремя неизвестными х1, х2, х3 задана своей расширенной матрицей.
Требуется:
1. записать систему в канонической форме (в виде системы уравнений),
2. решить её методом полного исключения,
3. решить систему по формулам Крамера, причём определители вычислять, используя их свойства.
1.1. | . | 1.11. | . |
1.2 | . | 1.12. | . |
1.3. | . | 1.13. | . |
1.4. | . | 1.14. | . |
1.5. | . | 1.15. | . |
1.6. | . | 1.16. | . |
1.7. | . | 1.17. | . |
1.8. | . | 1.18. | . |
19. | . | 1.19. | . |
1.10. | . | 1.20. | . |
3.Даны координаты вершин пирамиды , причём точка А4 - вершина.
Средствами векторной алгебры найти:
1. длину ребра ;
2. длину медианы основания пирамиды, проведённой из точки А3,
3. точку пересечения медиан основания,
4. угол между ребрами и ,
5. площадь основания пирамиды.
3.01 | , | , | , | . |
3.02 | , | , | , | . |
3.03 | , | , | , | . |
3.04 | , | , | , | . |
3.05 | , | , | , | . |
3.06 | , | , | , | . |
3.07 | , | , | , | . |
3.08 | , | , | , | . |
3.09 | , | , | , | . |
3.10 | , | , | , | . |
3.11 | , | , | , | . |
3.12 | , | , | , | . |
3.13 | , | , | , | . |
3.14 | , | , | , | . |
3.15 | , | , | , | . |
3.16 | , | , | , | . |
3.17 | , | , | , | . |
3.18 | , | , | , | . |
3.19 | , | , | , | . |
3.20 | , | , | , | . |
3. Треугольник АВС задан координатами своих вершин.
Сделать чертёж и найти: 1) уравнение стороны АВ,
2) уравнение стороны АС,
3) угол между этими сторонами,