III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите чертеж на доске.
– Сравните фигуры слева и справа. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Сегодня продолжим знакомство с геометрической фигурой – углом.
IV. Работа по теме урока.
– Зеленый угол – острый. Если его наложить на прямой угол так, чтобы одна его сторона совпала со стороной прямого угла, то другая его сторона пройдет внутри прямого.
Синий угол – тупой. Если его наложить на прямой угол так, чтобы одна его сторона совпала со стороной прямого угла, то другая его сторона пройдет вне прямого угла. Рассмотрим рисунок. Каким цветом закрашен прямой угол?
– Рассмотрите фигуры, представленные на доске.
– Сколько углов у каждой фигуры? Какие из углов острые, тупые? Проверьте это с помощью угольника.
Задание № 3 (с. 77).
– Определите на глаз, сколько прямых углов на чертеже.
– Проверьте свой ответ, используя чертежный угольник. (3 прямых угла.)
– Назовите вершины прямых углов. (В, Д, К.)
Задание № 4 (с. 77).
– Какое общее название можно дать всем фигурам? (Угол.)
– Определите на глаз, сколько прямых углов.
– Проверьте свой ответ, используя угольник. (Угол под номером 2 является прямым.)
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 8 (с. 78).
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Составьте схему-«машину» и решите задачу.
Решение:
1) Сколько яблок в шестой части?
48 : 6 = 8 (кг).
2) Сколько сушеных яблок получится?
8 · 2 = 16 (кг).
Ответ: 16 кг.
Задание № 9 (с. 78).
В каждом задании этого упражнения есть несколько вариантов ответа, поэтому напомните учащимся, что прежде всего надо придумать такое правило перебора вариантов, при котором они не пропустят ни один из возможных ответов.
Во всех случаях удобно перебирать по порядку цифры в разряде единиц и, исходя из условия, находить соответствующую цифру в разряде десятков.
Получим следующие числа:
1) 30, 41, 52, 63, 74, 85, 96;
2) 21, 42, 63, 84;
3) 60, 51, 42, 33, 24, 15.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 147.
Направление задается лучом, поэтому правильно выполнить задание смогут только те учащиеся, которые выделят синим цветом именно луч, а не просто линию, соответствующую средней дорожке.
3. Практическая работа по карточкам.
Задание № 1.
Постройте острый угол с вершиной в точке В так, чтобы точка А была внутри угла.
Задание № 2.
Постройте тупой угол так, чтобы его вершиной была точка А, а одна сторона угла проходила через точку В.
Задание № 3.
С помощью угольника постройте два прямых угла со стороной ОА. Закрасьте их разным цветом.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как выполнить модель прямого угла?
Домашнее задание:№ 11 (учебник);№ 148 (рабочая тетрадь).
Урок 110
Угол. прямой угол
Цели: продолжить формирование умений строить прямой угол и практическим способом определять прямой угол; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать составные задачи; развивать практические умения работы с чертежными инструментами и глазомер.
Ход урока