Тема урока. Деление трехзначного числа на двузначное.
Цели урока:1)отрабатывать алгоритм деления трехзначного числа на двузначное;
2)решать задачи с геометрическим содержанием.
3) развивать навык устных и письменных вычислений;
4) снижать уровень тревожности на уроке;
5 )воспитывать интерес к урокам математики
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Устный счёт
4.Работа по учебнику
(У) Задания 3, 4, 9, 6, 5*.
Задание 4. 290 : 24 = 12 (ост. 2). Космонавты были в полете 12 суток и 2 часа.
Задание 5*.
1) 110 - 97 = 13 (л.) — возраст сына;
2) 110 - 51 = 59 (л.) — возраст деда;
3) 97 - 59 = 38 (л.) — возраст отца;
4) 59 - 38 = 21 (г.) — на столько дед старше отца;
5) 38 - 13 = 25 (л.) — на столько отец старше сына.
Задача имеет и другие способы решения.
Задание 6. Р = 2 (а + b); Р = 70 см = 7 дм;
S = а • b; S = 300 см2 = 3(дм2).
5.Работа в тетрадях
(П) Задания7, 2, 1, 8.
Задание 1.При объяснении обращается внимание на то, что для более удобного и точного подбора цифры частного можно использовать приемы: заменить делитель круглым числом или закрыть в делителе и делимом по одной цифре справа.
Задание2.
1) 486 - 432 = 54 (листа);
2) 54 : 9 = 6 (листов) — на одну раму;
3) (486 + 432): 6 = 153(рамы),
или 486 : 6 + 432 : 6 = 153 (рамы).
Физкультминутка
Задание 8. Учитель напоминает ученикам, как построить в тетради систему координат, как найти
точки по их координатам, как правильно назвать координаты точек А, В, С: первым называется число, расположенное на горизонтальном луче (оси х), а второе — на вертикальном (оси у). После обсуждения этих вопросов ученики перерисовывают рисунок в тетради. Потом разговор продолжается: «Как расположена новая точка А1 относительно точки А? Как пройти от точки А до точки А1?» (Две клетки вправо и две клетки вниз.) Таким же образом строят новые точки В1 и C1.: B1 (4, 4), С1 (6, 1). Соединим три новые точки и получим новый треугольник A1B1С1.
Д) Задания10, 11.
Задание10.
Разница в продолжительности жизни сосны и
березы составляет 3 части: 150 • 3 = 450(лет).
7. Подведение итогов урока
8.Рефлексия
Урок 116
Тема урока. Деление многозначного числа на двузначное некруглое с трехзначным частным.
Цели урока:1)переносить на многозначные числа алгоритм деления в столбик трехзначного числа на двузначное;
2) решать уравнения.
3) развивать навык устных и письменных вычислений;
4) снижать уровень тревожности на уроке;
5 )воспитывать интерес к урокам математики
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Устный счёт
4.Работа по учебнику
(У) Задания3, 7, 6*.
Задание 3.
а - 4 м = 40 дм; в=1 м 5 дм = 15 дм; S — ?
S = 40 • 15 = 600 (дм2) = 6 (м2).
Задание6*.1 кг = 1000 г.
Чему равна масса одной груши?
(200 г; 1000:5 = 200.)
Сравни массу одной груши и массу яблока. Как изменится общая масса на весах, если одну грушу заменить яблоком? (Увеличится на 50 г; 250 - 200 = 50.) Какой стала масса всех фруктов?
(1050 г=1 кг 50 г.)
Задание 7.
5 кг 7 г; 12 кг 120 г; 2003 кг 50 г; 2700 кг 18 г.
5.Работа в тетрадях
(П) Задания2, 1, 4, 5, 8.
Задание1.Уже известный алгоритм деления трехзначного числа на двузначное применяется для случая, когда делимое — многозначное число. Учитель должен следить за правильностью выполнения и проговаривания основных этапов алгоритма: определение количества цифр в частном (в частном ставится столько точек, сколько должно быть цифр); подбор цифр частного (можно округлить делитель или закрыть одну цифру справа в делителе и делимом).
Ответы: 756; 645; 924; 9781; 1506; 15 979.
Задание2.
1) 3 ∙ 17 = 51 (м) — пошло на 17 женских платьев;
2) 93 - 51 = 42 (м) — пошло на детские платья;
3) 42 : 21 = 2 (м) — на одно детское платье.
Физкультминутка
Задание 4. 359; 88 109.
Задание 5.
10 • 2052 + 1503 = 22 023; 12 • 147 - 999 = 765.
Задание 8.
Прежде чем поставить точку С на отрезке АВ,
нужно определить либо длину отрезка АС, либо
длину отрезка СВ.
1) Предположим, что отрезки АС и СВ одинаковы — такие, как отрезок АС. Тогда общая их длина уменьшится на 3 см и станет 4 см. (7-3 = 4.)
2) 4 : 2 = 2 (см) — длина АС.
Теперь уже можно на отрезке АВ поставить точку С. Можно определить длину СВ.
3) 2 + 3 = 5 (см).
Д) Задания9, 10.
Задание 9.
I школа
II школа
Ответ: 35 классов.
Задание 10.7286; 14 853; 64; 589; 632; 216.
7. Подведение итогов урока
8.Рефлексия
Урок 117