Цель учебно-методического пособия

АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ

Учебно-методическое пособие

Ижевск 2012

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Институт гражданской защиты

Кафедра общеинженерных дисциплин

АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ

Учебно-методическое пособие

Ижевск 2012

УДК 658.512:514.1(075)

ББК 30.111я 7

В 673

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом УдГУ

Рецензент профессор кафедры дизайна промышленных изделий УдГу, к.т.н, доцент К.С. Ившин

Волжанова О.А.

В673 Аксонометрические проекции:учеб.- метод. пособие / Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. 48 с.

В пособии рассматривается раздел «Инженерной графики» - аксонометрические проекции. Даны основные теоретические сведения и правила выполнения аксонометрических проекций. Приведены примеры графического выполнения чертежей, а также варианты заданий для самостоятельной работы.

Пособие дает возможность студентам приобрести навыки в построении аксонометрических проекций, которые широко используются в инженерной графике.

Предназначено для студентов 1 курса инженерных направлений высших учебных заведений. Данное учебно-методическое пособие будет полезным студентам, осваивающим дисциплины "Механика", "Детали машин", "Метрология" на старших курсах, а также при выполнении курсовых работ, выпускной квалификационной работы.

УДК 658.512:514.1(075)

ББК 30.111я 7

© Волжанова О.А., 2012

© ФГБОУ ВПО «Удмуртский

государственный университет», 2012

Содержание

Предисловие…………………………………………………………………………………………4

Введение……………………………………………………………………………………………..6

Цель методических указаний……………………………………………….…………………..….6

Сущность аксонометрических проекций…………………………………….………………..…..7

Виды аксонометрических проекций………………………………………...………………..........8

Изометрия………………………………………………………………...…….……..…………..…8

Диметрия……………………………………………………………………………..……………..9

Прямоугольные аксонометрические проекции…………………………………...……………...13

Косоугольные аксонометрические проекции………………………………………………..…...20

Выбор вида аксонометрической проекции………………………………………………….……21

Последовательность и приемы построения аксонометрических проекций…………………....23

Некоторые характеристики построения в аксонометрии……………………………………... .25

Изображения в аксонометрии правильных и неправильных геометрических тел……..……..28

Примеры выполнения различных деталей в аксонометрии…………………………………….33

Приложение 1 Примеры выполнения графических заданий..………………………………... 36

Приложение 2 Построить третью проекцию детали по двум заданным …………..……….....39

Приложение 3 Выполнить аксонометрические проекции деталей…………………..……. ….43

Приложение 4 Построить третью проекцию детали, выполнить полезные разрезы, изобразить деталь в изометрии с вырезом четвертой части…………………….……………....46

Список рекомендуемой литературы……………………………………………………………...48

ПРЕДИСЛОВИЕ

Подготовка студентов бакалавров любого инженерного направления предусматривает изучение дисциплины "Инженерная компьютерная графика". Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов первого курса инженерных направлений УдГУ. Важной составляющей профессиональной компетентности инженера является умение воспринимать, понимать, читать графические документы разного назначения.

Необходимость создания данного пособия вызвана большими трудностями, связанными с тем, что в школах в настоящее время не ведется предмет черчение и студенты совершенно не подготовлены к пространственному восприятию предметов, объектов, форм. Кроме того, студенты первого курса обладают слабыми графическими навыками.

В данном учебно-методическом пособии рассматриваются аксонометрические проекции. Использование специфики такой конструкторской документации позволяет более полно разобраться в изображаемом объекте и представить его в объеме. Компьютерная графика является элементарным введением в компьютерную инженерную графику.

Учебно-методическое пособие направлено на формирование у учащихся, обучающихся по инженерным направлениям таких компетенций как:

-владеть культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей (ОК-6);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОК-7);

- способность работать самостоятельно (ОК-8);

- способность к познавательной деятельности (ОК-10);

- способность разрабатывать и использовать графическую документацию (ПК-2);

- способность принимать участие в инженерный разработках среднего уровня сложности в составе коллектива (ПК-3).

- обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять поиск и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности (ПК-6);

- готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно- технических конференциях (ПК-7).

- уметь работать с научно-технической информацией, уметь использовать отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности, систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов производства (ПК-6);

- участвовать в разработке технологических проектов в составе авторского коллектива (ПК-10);

- использовать современные системы автоматизированного проектирования (ПК-11);

- применять полученные знания, умения и навыки для реализации и управления биотехнологическими процессами (ПК-16).

В учебно-методическом пособии представлена терминология, даны основные определении, представлен материал по выполнению аксонометрических проекций, что важно для изучения данной дисциплины студентам первого курса. Системно изложен подход к изучению темы. Материал дан последовательно, в соответствии с Государственными стандартами ЕСКД. В пособие включена необходимая информация для выполнения индивидуальных заданий, варианты которых представлены в приложении. Приведены примеры их оформления и выполнения.

Использование данного пособия помогает студентам в приобретении навыков по выполнению графических работ и умение ориентироваться в учебниках и другой научной литературе, которые написаны сложным языком и не всегда понятны.

В работе над учебно-методическим пособием принимали участие студенты первого курса ФЭФ Богатырева Юлия и Байкова Анна. Благодарим студентов за участие в создании и редактировании данного учебно-методического пособия.

Введение

Мысленное воспроизведение формы и размеров сложной детали, изделия, сборочной единицы не всегда достигается по проекционному чертежу. В этом случае на помощь проекционному чертежу приходят аксонометрические проекции, т.е. изображения, на которых деталь, изделие, сборочная единица воспринимаются наглядно, объемно. Известно, что предметы окружающего нас мира являются трехмерными, имея некоторые размеры по высоте, длине, ширине. При построении ортогонального проекционного изображения одно из измерений всегда вырождается, поскольку направление проецирования совпадает с одним из направлений мерности. Поэтому ортогональный проекционный чертеж позволяет судить о двух измерениях. Кроме того, плоские контуры, изображаемых в проекционном чертеже геометрических образов, часто выглядят отрезками прямых, что также затрудняет мысленное воспроизведение формы. Аксонометрические проекции лишены этого недостатка, ибо геометрический образ проецируется на плоскость так, что ни одно из измерений не вырождается в точку и изображение дает все три измерения (высоту, длину, ширину), что приводит к объемному восприятию.

Объемное изображение в большей степени передает информацию о форме и пропорциях детали, изделия, сборочной единицы, нежели проекционный чертеж.

Аксонометрические проекции не заменяют проекционного чертежа, а только его дополняют. Аксонометрия – не самоцель, ибо ее построение весьма трудоемко и она требуется лишь тогда, когда по проекционному чертежу весьма трудно представить форму изображенного геометрического образа.

В условиях учебной практики при выполнении рабочих чертежей деталей, вопрос о необходимости выполнения той или иной детали в аксонометрии решается ведущим преподавателем. При конструировании же новых деталей машин и механизмов аксонометрические проекции используются обязательно.

Вполне очевидно, что умение правильно выбрать вид аксонометрии, знать различные приемы построения в аксонометрии и, наконец, обладать навыками построения деталей машин и механизмов в аксонометрии совершенно необходимы будущему инженеру.

Цель учебно-методического пособия

1. Изучить основные правила и нормы оформления и выполнения чертежей в аксонометрических проекциях.

2. Освоить технику выполнения чертежей.

3. Уметь определять типы аксонометрических проекций по их изображениям и уметь выполнять эти изображения с натуры и по чертежу изделия.

4. Развить пространственное мышление.

Наши рекомендации