Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис

1) Собрать цепь, показанную на рис. 3.5, для косвенного измерения
сопротивления rx.

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru 2) Установить на приборах заданные преподавателем пределы измерения. После проверки схемы подать напряжение.

3) Изменяя сопротивления потенциометра на входе, установить показания амперметра и вольтметра, соответствующие значениям, превышающим 1/3 шкалы. Произвести измерения заданного сопротивления для двух положений переключателя П, при этом выбранный предел измерения приборов не изменять. Результаты измерений записать в табл. 3.5.

4) По номинальным значениям напряжений и токов измерительных приборов вычислить собственные сопротивления амперметра rA и вольтметра rV:

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru (3.60)

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , (3.61)

где UNA – падение напряжения на амперметре при использованном пределе измерения амперметра IN;

INV – ток полного отклонения стрелки вольтметра при UN. Номинальные значения UNA, IN, UN, INV указываются на шкалах приборов.

5) Вычислить относительные погрешности прямых измерений по формулам (3.51), (3.53) для вольтметра и амперметра.

6) По результатам измерений произвести следующие вычисления:

а) сопротивлений rx' и rx – по формулам (3.49), (3.50), (3.52);

б) относительные погрешности определения сопротивлений Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru – по выражению (3.54);

в) для двух исследуемых схем определить абсолютные погрешности Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru по формуле (3.59).

7) Результаты расчета и измерения занести в табл. 3.5, записать пределы изменения действительного значения измеряемого сопротивления в виде Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru

8) Сравнить значения относительных погрешностей для двух вариантов включения вольтметра и выбрать наиболее рациональную схему для данного измеряемого сопротивления.

9) Сравнить значения rx', rx и соответствующие относительные погрешности. Сделать вывод: можно ли пренебречь систематической погрешностью метода и если можно, то при каких условиях.

3.3.3. Контрольные вопросы

1) Дать определение прямого и косвенного методов измерения.

2) Перечислить условия, на основании которых пренебрегают систематической погрешностью метода.

3) Как вычисляется относительная погрешность прямых измерений?

4) Как вычисляется систематическая погрешность метода для двух схем включения приборов?

5) Какая схема включения двух приборов целесообразна для измерения малых и средних сопротивлений?

Таблица 3.5

Результат измерения сопротивления методом двух приборов

Измеряемое Вариант подключения вольтметра   Прямые измерения Результат вычисления
сопротивление, сопротивление приборов     r'x     rx     d     dU     dI     dr     Dr     r = rx ± Dr
пределы измерения U, В I, A rA rV                
In, Un Ом % Ом
R0M                        
In = Un =                        
R0N                      
In = Un =                        

3.4. Лабораторная работа 10

ОБРАБОТКА РеЗУЛЬТАТОВ ОДНОКРАТНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ

Цель работы: исследование составляющих систематической погрешности, обработка результатов однократных наблюдений.

3.4.1. Основные сведения из теории

При однократных наблюдениях имеет место лишь систематическая составляющая погрешности, информация о случайной погрешности отсутствует.

Систематическая погрешность Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru характеризует правильность измерений, т. е. степень близости полученного значения измеряемой величины (ИВ) к тому значению, которое может быть получено с максимально возможной точностью на данном этапе развития науки и измерительной техники.

Систематическая погрешность классифицируется по нескольким признакам, например: учитываемые погрешности, неисключенные остатки.

Учитываемые систематические погрешности, в свою очередь, характеризуются:

возможным вычислением с последующим введением поправок;

невозможным вычислением, но с возможной схемотехнической компенсацией.

Для определения неисключенных остатков Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru необходимо выполнить комплекс исследований по их оценке. При этом решаются следующие задачи:

1) изучение природы источников возникновения систематической погрешности;

2) описание Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru ;

3) оценка размеров Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru ;

4) исключение Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru с помощью поправок;

5) исключение Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru без оценки ее размера;

6) проведение оценки неисключенных остатков.

После выполнения двух первых задач и определения составляющих Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru вычисляется результирующая систематическая погрешность Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru (задача 3). Если известны знаки составляющих Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , то

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru . (3.61)

Для вычисления несмещенного результата определяется поправка
(задача 4):

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru . (3.62)

Оценка значения измеряемой величины осуществляется по выражению:

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru (3.63)

где X – результат наблюдения.

Имеют место случаи, когда оценку размера Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru выполнить невозможно, однако исключение Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru возможно путем схемных или других решений
(задача 5).

Исследование неисключенных остатков Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru (задача 6) предполагает выполнение следующей работы:

- анализ источников возникновения;

- оценка Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru по каждому источнику возникновения;

- оценка результирующей составляющей неисключенных остатков систематической погрешности.

Особенность исследования неисключенных остатков, представляющих собой составляющую систематической погрешности, заключается в том, что значения Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru недетерминированы, т. е. представляют собой случайную величину, которую можно характеризовать средним квадратическим отклонением (СКО) Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru .

Тогда Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru соответствует свое результирующее СКО:

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru (3.64)

где Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru – функция влияния Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru на конечный результат.

Если неизвестно влияние значения СКО Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru на конечный результат, то вводится гипотеза об одинаковом влиянии каждого компонента Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru .

В том случае, когда закон изменения каждого компонента неизвестен и нет возможности определить хотя бы его вид, вводится гипотеза о том, что отдельные компоненты неисключенных остатков распределены равномерно. Реализация этой гипотезы позволяет для каждого Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru выбрать границы Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru ,
для Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ruПорядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru :

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru (3.65)

где k – поправочный коэффициент, зависящий от числа компонентов и доверительной вероятности.

Зависимость k от числа компонентов слабая. Значения k при доверительной вероятности приведены в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Значение коэффициента k в зависимости

от доверительной вероятности

Доверительная вероятность 0,9 0,95 0,99 0,9978
Значение коэффициента 0,95 1,13 1,49 1,73

Результат измерения при доверительной вероятности p записывается в следующем виде:

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru . (3.66)

Значения Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru и Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru округляются в соответствии с существующими правилами.

3.4.2. План выполнения работы

1) Собрать схему для измерения падения напряжения на резисторе
(рис. 3.6).

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru 2) В табл. 3.7 записать исходные данные для проведения метрологических исследований:

а) номинальное значение сопротивления резистора Rном (модели) и модельной погрешности ± ∆R;

б) внутреннее сопротивление вольтметра Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru и погрешность Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru ;

в) нормирующее значение Uном;

г) число делений шкалы N;

д) класс точности измерительного прибора Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru ;

3) Получить по одному результату наблюдения V на двух различных резисторах. Результаты привести в табл. 3.7.

Таблица 3.7

Исходные данные для метрологических исследований

Rном±∆R,Ом rV, Ом Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , % Uном, В N, дел Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , % V, В
             

Таблица 3.8

Результаты вычислений

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , В Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , % Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru ,% Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , % Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , % Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , % при Р Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , В при Р Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , В при Р
0,95 0,99 0,95 0,99 0,95 0,99
                     

4) Рассчитать методическую погрешность при определении результатов наблюдений.

Действительное значение напряжения на сопротивлении R

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru . (3.67)

Измеренное вольтметром значение напряжения на сопротивлении R

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru . (3.68)

Абсолютная погрешность измерения

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru . (3.69)

5) Определить поправку Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru и оценку результатов измерения U. Поправка определяется из соотношения:

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru . (3.70)

Оценка результата наблюдений

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru . (3.71)

6) Определить составляющие неисключенных остатков:

а) инструментальную погрешность Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , вносимую классом точности измерительного прибора Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru .

Инструментальная погрешность определяется по формуле:

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru ; (3.72)

б) личностную погрешность (оператора) Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru .

Погрешность оператора

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru %, (3.73)

где СU – постоянная вольтметра, В/дел.;

в) инструментальную погрешность Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , определяемую размытостью значения внутреннего сопротивления вольтметра (принять Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru = 0,02 %);

г) погрешность модели Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , определяемую размытостью модели Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru .

7) Определить результирующую погрешность неисключенных остатков при Р = 0,95; 0,99.

В соответствии с выражением (3.24)

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru (3.74)

где Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , k - поправочный коэффициент (см. табл. 3.6)

8) Записать результат в измерения при Р = 0,95; 0,99. Результат измерения представить в виде:

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru , (3.75)

где Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru - граничное значение случайной величины,

Порядок выполнения работы. 1) Собрать цепь, показанную на рис - student2.ru . (3.76)

9) Показать на графике границы изменения значения измеряемой величины при Р = 0,95; 0,99.

10) Результаты вычисления свести в табл. 3.8

Контрольные вопросы

1) Понятие систематической погрешности.

2) Классификация систематической погрешности по возможности
ее учета.

3) Исследование систематической погрешности на этапе проведения эксперимента.

4) Оценка результирующей систематической погрешности и внесение поправок.

5) Задачи исследования неисключенных остатков.

6) Композиция неисключенных остатков.

7) Форма представления результата измерения.

3.5. Лабораторная работа 11

СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ
ХАРАКТЕРИСТИК СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ

Цель работы: исследование случайной погрешности входного сопротивления путем моделирования параметров элементов схемы при их
серийном производстве.

3.5.1. Основные сведения из теории

Наши рекомендации