Порядок выполнения работы. · Собрать цепь с резистором (рисунок 2)

· Собрать цепь с резистором (рисунок 2). Включить виртуальные приборы V0, A1 и осциллограф.

Порядок выполнения работы. · Собрать цепь с резистором (рисунок 2) - student2.ru

Рисунок 2

• Подключить регулируемый источник синусоидального напряжения

(U = 5 В, f = 0,2…1 кГц).

· Установить параметры развёртки осциллографа так, чтобы на экране было изображение одного – двух периодов напряжения и тока.

· Определить по осциллограмме параметры электрической цепи. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу 2.

Таблица 2

Элемент Um, В Im, мА U, В I, мА T, мС f, кГц w, рад/с yi, град yu , град j, град
Резистор                      
Катушка индуктив-ности                      
Конденсатор                      

• Провести аналогичные измерения и расчеты для реальной катушки индуктивности и реального конденсатора. * Результаты измерений и вычислений занести в таблицу 2.

*В реальной катушке, наряду с периодическим усилением и ослаблением магнитного поля при синусоидальном напряжении, происходит и безвозвратное преобразование электрической энергии в какую-либо другую форму. Поэтому схема замещения реальной катушки должна иметь индуктивность и активное сопротивление.

В конденсаторе с диэлектриком, наряду с периодическим усилением и ослаблением электрического поля при синусоидальном напряжении, происходит и безвозвратное преобразование электрической энергии в тепловую (результатом чего является нагревание диэлектрика). Поэтому в схеме замещения конденсатора должны быть емкость и активное сопротивление.

· Для каждого элемента построить векторные диаграммы и записать формулы мгновенных значений тока и напряжения.

· Изменяя частоту в интервале 0,2 – 1 кГц, измерить для резистивного, индуктивного и емкостного элементов токи и сопротивления. Результаты измерений занести в таблицу 3.

Таблица 3

f, кГц 0,2 0,4 0,6 0,8
IR, мА          
R, Ом          
IL, мА          
XL , Ом          
IC, мА          
XC, Ом          

· По результатам измерений построить графики частотных характеристик для каждого элемента в отдельности. IR(f) и R(f); IL(f) и XL(f); IC(f) и XC(f).

Контрольные вопросы и задачи

1 Какие процессы происходят в резисторе, катушке индуктивности и конденсаторе при подключении их к источнику синусоидального напряжения? Сформулируйте определение индуктивности, емкости.

2 Чем отличаются мгновенные, амплитудные и действующие синусоидальные токи и напряжения? Какие токи и напряжения показывают амперметр и вольтметр в цепи переменного тока?

3 Дайте определение векторной диаграммы и объясните ее построение для активного, индуктивного и емкостного элементов.

4 Мгновенное напряжение в сети Порядок выполнения работы. · Собрать цепь с резистором (рисунок 2) - student2.ru .

Определить Порядок выполнения работы. · Собрать цепь с резистором (рисунок 2) - student2.ru .

5 Действующее значение переменного тока в цепи Порядок выполнения работы. · Собрать цепь с резистором (рисунок 2) - student2.ru , начальная фаза Порядок выполнения работы. · Собрать цепь с резистором (рисунок 2) - student2.ru . Записать выражение для мгновенного значения тока.

6 В электрической цепи протекает ток Порядок выполнения работы. · Собрать цепь с резистором (рисунок 2) - student2.ru . Определить амплитудное и действующее значение тока, если в момент времени Порядок выполнения работы. · Собрать цепь с резистором (рисунок 2) - student2.ru мгновенное значение тока Порядок выполнения работы. · Собрать цепь с резистором (рисунок 2) - student2.ru .

7 Постройте векторные диаграммы для схем:

Порядок выполнения работы. · Собрать цепь с резистором (рисунок 2) - student2.ru

а) в)

8 К резистору R =20 Ом приложено переменное напряжение Порядок выполнения работы. · Собрать цепь с резистором (рисунок 2) - student2.ru . Определить мгновенное значение тока и построить векторную диаграмму.

9 В цепи с последовательным соединением R =100 Ом и С=30 мкФ протекает ток Порядок выполнения работы. · Собрать цепь с резистором (рисунок 2) - student2.ru . Чему равно приложенное мгновенное напряжение? Построить векторную диаграмму.

Наши рекомендации