Тема урока. Сумма разрядных слагаемых.

Цели урока:1)научить выделять разряды и клас­сы в записи многозначного числа;

2) записывать числа суммой разрядных слага­емых.

3) развивать навык устных и письменных вычислений;

4) снижать уровень тревожности на уроке;

5 )воспитывать интерес к урокам математики

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Устный счёт

4.Работа по учебнику

(У) Задания 4, 5*.

Задание 4. Дети проговаривают смысл выраже­ний. Например:

9-3 — на столько больше продали ящиков яблок, чем слив.

Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru 40-25 — на столько масса ящика слив больше массы ящика яблок.

25 ∙ 9 — масса 9 ящиков яблок.

40 • 3 - 25 • 3 — на столько больше слив в трех ящи­ках, чем яблок в трех ящиках, и т. д.

Задание 5*. Можно построить чертеж по условию задачи.

54 : 6 = 9 (л.)

 
  Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru

5.Работа в тетрадях

(П) Задания 1, 2, 3, 6, 8, 9, 7.

Задание 1. Ученики умеют разбивать на сумму разрядных слагаемых двузначные и трехзначные числа. По образцу и с объяснением они записывают четырехзначные числа суммой разрядных слагаемых. Например:

2347 = 2 тыс. + 3 с. + 4 дес. + 7 ед. = 2000 + 300 + 40 + 7; 5080 = 5 тыс. + 8 дес. = 5000 + 80 и т. д.

Задание 2. Записываются числа: 8005, 615, 4011, 9703, 857 000, 69 000.

Задание 3. Ученики должны помнить, что запись числа начинается с высшего разряда. Если единицы какого-нибудь разряда отсутствуют, то на их место пишется 0. Например: 7 сотен 0 десятков 5 единиц — 705; 7 единиц 4 десятка 5 тысяч — 5047 и т. д.

При выполнении задания можно пользоваться таб­лицей нумерации.

Физкультминутка

Задание 6.

 
  Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru

Задание 7. Сначала можно назвать все числа, удовлетворяющие неравенству х< 21: 0, 1, 2, ..., 20. Потом выполнить задания а) — в).

а) 8, 18; 6)0,10,20; в) 3, 6, 9, 12, 15, 18.

Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru Задание 8. Чтобы обозначить точку С, можно сна­чала отрезок АВ разделить на три равные части. Из них две части — отрезок АС, одна часть — отрезок СВ.

А можно сначала сделать вычисления, а потом обозначить точку С.

1) Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru 9: 3 = 3 (см) — длина СВ;

2) 3 • 2 = 6 (см) — длина АС.

Д) Задания 10, 11.

Задание10.

1)64 - 7 = 57 (зн.); 2) 64 + 57 = 121 (зн.);

3) 187-121 = 66 (зн.).

7.Подведение итогов урока

8.Рефлексия

Урок 20

Тема урока. Определение общего количества еди­ниц каждого разряда.

Цели урока:1)повторить правило выделения полного количества единиц, десятков, сотен, тысяч в записи трехзначного и четырехзначного чисел;

2) использовать известный прием для определе­ния общего количества единиц каждого разряда у многозначного числа.

3) развивать навык устных и письменных вычислений;

4) снижать уровень тревожности на уроке;

5 )воспитывать интерес к урокам математики

Ход урока

1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Устный счёт

4.Работа по учебнику

(У) Задания1, 7*.

Задание1.Рассуждая по образцу, ученики харак­теризуют каждое число.

6350 — 6 тысяч, 63 сотни, 635 десятков, 6350 еди­ниц;

72 420 — 7 десятков тысяч, 72 тысячи, 724 сотни, 7242 десятка, 72 420 единиц и т. д.

Задание 7*. Рассуждения проводим с помощью рисунка.

 
  Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru

Что обозначает число 3? Какой отрезок ему соот­ветствует? Что обозначает число 7? Число 12?По рисунку видим, что 12<3 + 7 на 2.

Окуней Петя поймал на 2 больше, чем ершей.

5.Работа в тетрадях

(П) Задания 5, 2, 4, 3, 8, 6, 9.

Задание 2. Рассуждать можно так: чтобы опреде­лить, сколько всего десятков в числе, нужно закрыть в нем одну цифру справа, остальные подчеркнуть; чтобы найти, сколько всего в числе сотен, закроем справа две цифры, остальные подчеркиваем.

 
  Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru

Задание 3.

Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru

Способ I. Способ II.

1) 5 • 50 = 250 (кг); 1) 5-3 =2 (кг);

2) 3 ∙ 50 = 150 (кг); 2) 2 • 50 = 100 (кг).

3) 250-150 = 100 (кг).

Физкультминутка

Задание 6. Способ I. Вычисляем длину отрезка, а потом его рисуем:

6 : 3 = 2 (см); 2 ∙ 4 = 8 (см).

 
  Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru

Способ II. Сначала откладывается на луче отрезок длиной 6 см и делится на 3 равные части (по 2 см). Увеличить одну часть в 4 раза означает: отложить такую часть 4 раза. Практически нужно отложить еще только одну часть, т.к. три части уже отложе­ны. Выполняем это действие и получаем нужный от­резок.

 
  Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru

Задание 9.

Способ I. Способ II.

1) 21 : 7 = 3 (раза); 1) 770 : 7 = 110 (р.);

2)770 • 3 = 2310 (р). 2) 110 ∙ 21 = 2310 (р.).

Д) Задания 10, 11.

Задание 10.

Способ I.

1) 378 • 3 = 1134 (т.); 2) 1134 + 378 = 1512 (т.);

3) 2000-1512 = 488 (т.).

Тема урока. Сумма разрядных слагаемых. - student2.ru Способ II.

1) 378-3 = 1134 (т.);

2) 2000-378 = 1622 (т.);

3) 1622- 1134 = 488 (т.).
Способ III.

1) 378-3 = 1134 (т.);

2) 2000-1134 = 866 (т.);

3) 866-378 = 488 (т.).

7.Подведение итогов урока

8.Рефлексия

Урок 21

Наши рекомендации