Тема урока. Сумма разрядных слагаемых.
Цели урока:1)научить выделять разряды и классы в записи многозначного числа;
2) записывать числа суммой разрядных слагаемых.
3) развивать навык устных и письменных вычислений;
4) снижать уровень тревожности на уроке;
5 )воспитывать интерес к урокам математики
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Устный счёт
4.Работа по учебнику
(У) Задания 4, 5*.
Задание 4. Дети проговаривают смысл выражений. Например:
9-3 — на столько больше продали ящиков яблок, чем слив.
40-25 — на столько масса ящика слив больше массы ящика яблок.
25 ∙ 9 — масса 9 ящиков яблок.
40 • 3 - 25 • 3 — на столько больше слив в трех ящиках, чем яблок в трех ящиках, и т. д.
Задание 5*. Можно построить чертеж по условию задачи.
54 : 6 = 9 (л.)
5.Работа в тетрадях
(П) Задания 1, 2, 3, 6, 8, 9, 7.
Задание 1. Ученики умеют разбивать на сумму разрядных слагаемых двузначные и трехзначные числа. По образцу и с объяснением они записывают четырехзначные числа суммой разрядных слагаемых. Например:
2347 = 2 тыс. + 3 с. + 4 дес. + 7 ед. = 2000 + 300 + 40 + 7; 5080 = 5 тыс. + 8 дес. = 5000 + 80 и т. д.
Задание 2. Записываются числа: 8005, 615, 4011, 9703, 857 000, 69 000.
Задание 3. Ученики должны помнить, что запись числа начинается с высшего разряда. Если единицы какого-нибудь разряда отсутствуют, то на их место пишется 0. Например: 7 сотен 0 десятков 5 единиц — 705; 7 единиц 4 десятка 5 тысяч — 5047 и т. д.
При выполнении задания можно пользоваться таблицей нумерации.
Физкультминутка
Задание 6.
Задание 7. Сначала можно назвать все числа, удовлетворяющие неравенству х< 21: 0, 1, 2, ..., 20. Потом выполнить задания а) — в).
а) 8, 18; 6)0,10,20; в) 3, 6, 9, 12, 15, 18.
Задание 8. Чтобы обозначить точку С, можно сначала отрезок АВ разделить на три равные части. Из них две части — отрезок АС, одна часть — отрезок СВ.
А можно сначала сделать вычисления, а потом обозначить точку С.
1) 9: 3 = 3 (см) — длина СВ;
2) 3 • 2 = 6 (см) — длина АС.
Д) Задания 10, 11.
Задание10.
1)64 - 7 = 57 (зн.); 2) 64 + 57 = 121 (зн.);
3) 187-121 = 66 (зн.).
7.Подведение итогов урока
8.Рефлексия
Урок 20
Тема урока. Определение общего количества единиц каждого разряда.
Цели урока:1)повторить правило выделения полного количества единиц, десятков, сотен, тысяч в записи трехзначного и четырехзначного чисел;
2) использовать известный прием для определения общего количества единиц каждого разряда у многозначного числа.
3) развивать навык устных и письменных вычислений;
4) снижать уровень тревожности на уроке;
5 )воспитывать интерес к урокам математики
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Устный счёт
4.Работа по учебнику
(У) Задания1, 7*.
Задание1.Рассуждая по образцу, ученики характеризуют каждое число.
6350 — 6 тысяч, 63 сотни, 635 десятков, 6350 единиц;
72 420 — 7 десятков тысяч, 72 тысячи, 724 сотни, 7242 десятка, 72 420 единиц и т. д.
Задание 7*. Рассуждения проводим с помощью рисунка.
Что обозначает число 3? Какой отрезок ему соответствует? Что обозначает число 7? Число 12?По рисунку видим, что 12<3 + 7 на 2.
Окуней Петя поймал на 2 больше, чем ершей.
5.Работа в тетрадях
(П) Задания 5, 2, 4, 3, 8, 6, 9.
Задание 2. Рассуждать можно так: чтобы определить, сколько всего десятков в числе, нужно закрыть в нем одну цифру справа, остальные подчеркнуть; чтобы найти, сколько всего в числе сотен, закроем справа две цифры, остальные подчеркиваем.
Задание 3.
Способ I. Способ II.
1) 5 • 50 = 250 (кг); 1) 5-3 =2 (кг);
2) 3 ∙ 50 = 150 (кг); 2) 2 • 50 = 100 (кг).
3) 250-150 = 100 (кг).
Физкультминутка
Задание 6. Способ I. Вычисляем длину отрезка, а потом его рисуем:
6 : 3 = 2 (см); 2 ∙ 4 = 8 (см).
Способ II. Сначала откладывается на луче отрезок длиной 6 см и делится на 3 равные части (по 2 см). Увеличить одну часть в 4 раза означает: отложить такую часть 4 раза. Практически нужно отложить еще только одну часть, т.к. три части уже отложены. Выполняем это действие и получаем нужный отрезок.
Задание 9.
Способ I. Способ II.
1) 21 : 7 = 3 (раза); 1) 770 : 7 = 110 (р.);
2)770 • 3 = 2310 (р). 2) 110 ∙ 21 = 2310 (р.).
Д) Задания 10, 11.
Задание 10.
Способ I.
1) 378 • 3 = 1134 (т.); 2) 1134 + 378 = 1512 (т.);
3) 2000-1512 = 488 (т.).
Способ II.
1) 378-3 = 1134 (т.);
2) 2000-378 = 1622 (т.);
3) 1622- 1134 = 488 (т.).
Способ III.
1) 378-3 = 1134 (т.);
2) 2000-1134 = 866 (т.);
3) 866-378 = 488 (т.).
7.Подведение итогов урока
8.Рефлексия
Урок 21