Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка

Цель - ознакомить студентов с методом Милна четвертого порядка решения задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений.

Рассмотрим еще один широко известный метод прогноза и коррекции — метод Милна.

Для вывода первой формулы Милна (т.е. формулы предска­зания) проинтегрируем данное уравнение (1) на промежутке [xi-3, xi+1] и в полученном интегральном равенстве

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru (26)

подынтегральную функцию f(x,у(х)) заменим первым интерпо­ляционным многочленом Ньютона Р3(х), построенным по четы­рем узлам Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru с предполагающимися уже извест­ными приближенными значениями

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Тогда, после замены переменной Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru на основании (26) имеем:

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Отсюда, выразив конечные разности через значения функции, получаем первую формулу Милна (предсказания)

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru (27)

которую, очевидно, следует отнести к экстраполяционным.

Главный член локальной погрешности формулы (27) на­ходим интегрированием следующего (первого из неучтенных) слагаемого интерполяционного многочлена Ньютона. Именно:

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Считая четвертые разности примерно одинаковыми, опустим ин­декс у функции f в записи Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru в результате получаем сле­дующее приближенное представление решения в точке xi+1 :

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru (28)

Вывод второй формулы Милна более прост. Проинтегрируем уравнение (1) теперь на промежутке [xi-1, xi+1] и в полученном равенстве

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

применим к интегралу простейшую формулу Симпсона. Имеем

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru (29)

Отбрасывая здесь остаточный член и заменяя значения решения y(xi-1) и y(xi;) известными приближенными значениями yi-1 и yi, а стоящее в правой части под знаком функции f неизвест­ное значение у(хi+1) тем значением Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru которое получается в результате вычислений по явной первой формуле Милна (27), приходим ко второй формуле Милна (уточнения)

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru (30)

являющейся интерполяционной.

Для вывода приближенной оценки шаговой погрешности воспользуемся приближенным равенством Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru где Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru так же, как и в (28), — условная запись практически по­стоянных четвертых разностей. Исходя из точного равенст­ва (29), локальную погрешность получаемого с помощью формулы (30) (возможно, с итерационной обработкой, см. за­мечание) приближенного значения yi+1 можно приближенно охарактеризовать величиной Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru , т.е.

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru (31)

Сравнение (28) и (31) дает:

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

следовательно,

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru (32)

Таким образом, при численном интегрировании начальной задачи (1)-(2) методом Милна четвертого порядка, опреде­ленным формулами (27) и (30), на каждом i-м шаге следует вычислять величину

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

и сравнивать ее модуль с величиной ε > 0 допустимой шаговой погрешности. Если Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru то за у(хi+1) принимается получен­ное по второй формуле Милна значение уi+1 (или его уточненное значение Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru ); иначе шаг должен быть уменьшен.

Фигурирующая в приближенном равенстве (32) постоянная 1/29 примерно вдвое меньше постоянной 19/270≈1/14 в аналогичном равенстве (24) для предиктор-корректорного метода Адамса четвертого порядка (22), что характеризует метод Милна как несколько более точный при одинаковых вычисли­тельных затратах.

Приложение 1

ПОЛИНОМЫ ЛЕЖАНДРА

Полиномы Лежандра являются специальными функциями, которые применяются при решении многих теоретических и прикладных задач. Полином Лежандра n-й степени можно определить с помощью производной n-го порядка следующим образом:

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru (1)

где z - комплексная переменная.

В данном учебном пособии рассматриваются и используются полиномы Лежандра для действительного аргумента x, лежащего в интервале x∈[-1, 1].

С помощью определения (1) легко получить явные выражения полиномов Лежандра действительного аргумента низших степеней:

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru (2)

Графики перечисленных полиномов приведены на рис.1.

Все полиномы Лежандра Pn(x) имеют следующие граничные значения:

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru (3)

Нетрудно убедиться, что полиномы Лежандра четной степени являются четными функциями и наоборот.

Важным для практических применений является свойство ортогональности полиномов Лежандра:

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru (4)

где Qk(x) - любой полином степени k, меньшей n (k < n).

Полиномы Лежандра подчиняются рекуррентному соотношению

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru (5)

которое, в частности, удобно для последовательного вычисления полиномы высоких степеней.

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Рис.1. Графики полиномов Лежандра а) n = 0, 1, 2, б) n = 3, 4.

Приложение 2.

Параметры квадратурных формул Гаусса

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Индивидуальное домашнее задание № 1

1. В приведенных задачах числа m, n, k вычислены с некоторой погрешностью. Необходимо вычислить и определить погрешность результата для Х.

1. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

2. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

3. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

4. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

5. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

6. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

7. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

8. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

9. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

10. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

2. Ознакомьтесь с методами приближенного вычисления корней уравнений. Найдите один действительный корень уравнения с точностью 10-5. В ходе решения осуществить следующие шаги:

2.1. Отделить корень уравнения.

2.2. Вычислить с помощью программы значение отдельного корня методами: деление отрезка пополам, хорд, касательных, комбинированным методом, методом итераций. При использовании метода простых итераций найти решение при разных начальных приближениях. Результаты вычислений занести в таблицу.

Вариант задания выбрать из табл. 1.1.

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

3. Найдите действительный корень уравнения с точностью 10-4, на интервале [a,b]. На первом этапе решения методом деления пополам, уменьшать интервал, содержащий корень, до тех пор, пока его длина не станет меньше 0,2. Потом, применить один из «более» быстрых методов.

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru
Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru
Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru
Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru
Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru
Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru
Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru
Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru
Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru
Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

ОТЧЕТ О РАБОТЕ

Отчет должен содержать:

1. График исследуемой функции с интервалами отделения корней.

2. Таблицы пошаговых расчетов корня уравнения.

3. Обоснованное заключение о преимуществах и недостатках использования исследованных методов решения применительно к заданному уравнению (для задания 1).

4. Используя схему Гаусса (схема единственного деления и схема полного выбора) решить систему уравнений

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

5. Решить систему уравнений двумя способами — методом итераций и методом Зейделя. Продолжать итерации до тех пор, пока точность приближенного решения не станет меньше 0,01.

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Индивидуальное задание №2.

1. Функция y=f(x) задана таблицей значений:

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Указания. Для вариантов 10 - 12 значения аргумента x предварительно перевес­ти из градусов в радианы.

Даны контрольные значения аргумента x1=12; x2=26; x3=42.

a) Написать подходящие для приближенного вычисления значений y1=f(x1), y2=f(x2), y3=f(x3) интерполяционные многочлены Лагранжа первой и второй степени. Получить эти значения.

b) Составить алгоритм и написать программу на языке высокого уровня, реали­зующую схему Эйткена вычисления с максимально возможной точностью значения y=f(x) в произвольной точке x промежутка Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Пользуясь этим алгоритмом, вычислить приближенные зна­чения Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

c) Сделать анализ результатов заданий 1, 2.

2. Для заданной таблично функции построить все возможные интерполяционные многочлены Ньютона максимальной степени, пригодные для определения значения функции в указанных промежуточных точках Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Для всех вариантов Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

3. Вычислить значения данной функции и ее прозводной с помощью интерполяционного полинома Лагранжа Ln(x). В качестве узлов интерполяции взять:

1) равномерно распределенные точки на отрезке [a; b];

2) чебышевский набор узлов на отрезке [a; b].

При табулировании функции вычислять ряд с точностью 10-6.

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Замечание. При вычислении ряда Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru учесть, что каждый последующий член ряда an+1 получается из предыдущего члена an умножением на величину qn, т.е. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru Это позволит избежать переполнения при вычислении факториалов.

4. Найти приближенные значения функции при данных промежуточных значениях аргумента с помощью кубического сплайна и визуализируйте результаты сплайн-интерполяции.

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Отчет должен содержать:

ü постановку задачи и исходные данные;

ü описание методов решения;

ü графики, полученных интерполяционных многочленов;

ü листинг программы.

Индивидуальное задание №3

1. Используя данные таблицы 1, вычислить производную указанной функции в точке х (точка х не является узлом таблицы)

2. Используя данные таблицы 1, вычислить производную указанной функции в точке х (точка х – узел таблицы)

Таблица 1.

Вариант Задание 1. Задание 2.
Таблица № х Таблица № х Используемая формула
3.0 2 (взять 5 последних значений) 5,3 Лагранжа
3.5 3 (взять 4 последних значения) 6,7 Лагранжа
2.5 2,6 Ньютона
5.8 -3,2 Ньютона
3.1 2,3 Ньютона
3.9 2,1 Ньютона
3.3 4 (взять 5 первых значений) -0,8 Лагранжа
6.0 5 (взять 4 первых значения) 3,8 Лагранжа
3.2 2 (взять 5 первых значений) 2,9 Лагранжа
5.3 1,6 Ньютона
3.9 3,4 Ньютона
7.2 5 (взять 4 первых значения) Лагранжа
4.4 6,2 Ньютона
3.6 3 (взять 5 последних значений) 4,5 Лагранжа
2.2 4 (взять 5 последних значений) Лагранжа
6.8 3,7 Ньютона
3.4 5,6 Ньютона
3.7 4 (взять 4 последних значения) 6,4 Лагранжа
1.8 5 (взять 5 первых значений) 7,4 Лагранжа
7.6 4,5 Ньютона
Таблица 2.
x f(x)=1/x·lgx+x2
1,3 1,7776
2,1 4,5634
2,9 8,5694
3,7 13,8436
4,5 20,3952
5,3 28,2267
6,1 37,3387
Таблица 3.
x f(x)=ln2,3x-0,8/x
1,2 0,3486
2,3 1,3180
3,4 1,8214
4,5 2,1592
5,6 2,4128
6,7 2,6156
7,8 2,7845
   
Таблица 4.
X f(x)=2,1·sin0,37x
-3,2 -1,9449
-0,8 -0,6126
1,6 1,1718
2,0913
6,4 1,4673
8,8 -0,2397
11,2 -1,7698
Таблица 5.
x f(x)=1,7 Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru -cos(0,4-0,7x)
2,6 2,1874
3,8 3,2888
3,9061
6,2 3,8209
7,4 3,2452
8,6 2,6949
9,8 2,6535

3. Вычислить значения интеграла, используя квадратурные формулы:

· левых прямоугольников,

· правых прямоугольников,

· центральных прямоугольников,

· трапеции,

· Симпсона,

· Ньютона,

· Гаусса с двумя узлами.

Интеграл вычислить с точностью ε=10-6. Точность вычисления интеграла определяется сравнением результатов при различном числе разбиений отрезка интегрирования. Именно, точность ε считается достигнутой, если

Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

здесь Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru - значение составной квадратурной формулы при разбиении отрезка на N частей.

Отчет должен содержать:

· постановку задачи и исходные данные,

· описание методов решения и расчетные формулы,

· таблицы значений интегралов с указанием числа разбиений, потребовавшихся для достижения заданной точности,

· листинг программы.

Варианты заданий.

1. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 2. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 3. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 4. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

5. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 6. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 7. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 8. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

9. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 10. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 11. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 12. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

13. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 14. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 15. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 16. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

17. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 18. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 19. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru 20. Занятие № 22. Метод Милна четвертого порядка - student2.ru

Литература

1. Бахвалов Н. С. Численные методы: учеб. пособие для вузов/ Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М. Кобельков. - 4-е изд.; Гриф МО. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 636 с. - (Классический университетский учебник). - Библиогр.: с. 624-628. - Предм. указ.: с. 629-632.

2. Вержбицкий В. М. Численные методы: Линейная алгебра и нелинейные уравнения: учеб. пособие для вузов / В. М. Вержбицкий. - 2-е изд., испр.; Гриф МО. - Москва: ОНИКС 21 век, 2005. - 431 с.: ил. - Библиогр.: с. 419-424. - Предм. указ. с. 425-429.

3. Демидович Б. П. Численные методы анализа: приближение функций, дифференциальные и интегральные уравнения: учеб. пособие / Б. П. Демидович, В. А. Марон, Э. З. Шувалова; под ред. Б. П. Демидовича. - Изд. 4-е, стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2008. - 400 с. - (Классическая учебная литература по математике). - Библиогр. в конце гл.

4. Киреев В. И. Численные методы в примерах и задачах: учеб. пособие для вузов/ В. И. Киреев, А. В. Пантелеев. - Изд. 2-е, стер.; Гриф УМО. - Москва: Высш. шк., 2006. - 480 с.: ил. - (Прикладная математика для ВТУЗов). - Библиогр.: с. 477-480 .

5. Пантина И. В. Вычислительная математика [Электронный ресурс] учебник для вузов/ И. В. Пантина, А. В. Синчуков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Синергия, 2012. - 175 с.

6. Пирумов У. Г. Численные методы: учеб. пособие для вузов/ У. Г. Пирумов. - 2-е изд., испр. и доп.; гриф МО. - Москва: Дрофа, 2003. - 221 с.: ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 216. - Имен. указ.: с. 217.

7. Срочко В. А. Численные методы: курс лекций / В. А. Срочко. - Гриф УМО. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань, 2010. - 202 с. - Библиогр.: с. 200.

8. Турчак Л. И. Основы численных методов: учеб. пособие / Л. И. Турчак, П. В. Плотников. - Изд. 2-е, перераб. и доп.; Гриф МО. - Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 300 с.: ил. - Библиогр.: с. 290-292. - Прил.: с. 286-289. - Предм. указ.: с. 293-300.

9. Шевцов Г. С. Численные методы линейной алгебры: учеб. пособие для мат. напр. и спец. / Г. С. Шевцов, О. Г. Крюкова, Б. И. Мызникова. - Гриф УМО. - Москва: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2008. - 479 с. - (Финансы и статистика). - Библиогр.: с. 473-474. - Предм. указ.: с. 475-479.

Наши рекомендации