По методике преподавания математики в начальных классах
Уч.г.
Вопросы к экзамену
1. Методика преподавания математики как наука и учебный предмет. Связь методики математики с другими науками. Цели и задачи курса методики начального обучения математики.
2. Математика как учебный предмет. Место и значение математики в учебном плане начальной школы. Требования ФГОС НОО к математическому образованию. Преемственность курса математики начальной и средней школы.
3. Принципы построения программ по математике в начальной школе. Цели и задачи обучения математике в начальных классах, сформулированные в программах в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Общая характеристика содержания обучения математике в начальной школе, вариативность содержания.
4. Средства обучения. Классификация средств обучения. Виды наглядных пособий, составляющих систему средств обучения математике младших школьников. Использование наглядных пособий в процессе обучения математике.
5. Особенности построении курса математики в начальной школе. Особенности построения содержания в различных УМК по математике для начальной школы.
6. Учебник математики как основное средство обучения. Работа с учебником на уроке.
7. Понятие метода обучения математике. Классификации методов обучения по различным основаниям.
8. Психическое развитие школьников в учебной деятельности. Приемы умственных действий и их формирование у младших школьников при обучении математике.
9. Формирование общеучебных УУД в процессе обучения математики в начальной школе.
10. Формирование логических УУД в процессе обучения математики в начальной школе.
11. Формирование регулятивных УУД в процессе обучения математики в начальной школе.
12. Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения математики в начальной школе.
13. Сущность современного урока математики и основные требования к нему в соответствии с ФГОС НОО. Типология уроков. Структура урока математики. Характеристика основных этапов.
14. Дидактические игры как средство организации учебного процесса.
15. Роль предметных действий и обобщенных записей в усвоении младшими школьниками теоретических знаний по математике.
16. Задачи и содержание работы над математическими понятиями в подготовительный период обучения. Подготовка учащихся к формированию натурального числа. Деятельность учителя в адаптационный период.
17. Методика изучения нумерации в концентре «Десяток».
18. Методика обучения письму цифр. Графические ошибки детей и методические пути их преодоления.
19. Методика изучения арифметических действий. Методика изучения конкретного смысла действий сложения и вычитания. Задачи, содержание, последовательность работы. Методика введения математической символики.
20. Методика изучения свойств арифметических действий. Свойства сложения и вычитания и методика их изучения в начальном курсе математики.
21. Формирование вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах десяти. Методика формирования навыков табличного сложения и вычитания в пределах 10.
22. Формирование вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах двадцати. Методика обучения табличным случаям сложения и вычитания в пределах 20.
23. Методика изучения нумерации чисел в концентре «Сотня».
24. Десятичная система счисления. Методика изучения нумерации чисел в концентре «Тысяча».
25. Десятичная система счисления. Методика изучения нумерации чисел в концентре «Многозначные числа».
26. Методика обучения устным приемам сложения и вычитания чисел в пределах ста.
27. Методика изучения арифметических действий. Ознакомление учащихся с действием умножения. Задачи, содержание, последовательность работы. Методика изучения переместительного свойства умножения.
28. Методика изучения арифметических действий. Ознакомление учащихся с действием деления. Задачи, содержание, последовательность работы. Взаимосвязь умножения и деления.
29. Система и методика обучения табличному умножению и делению.
30. Методика изучения свойств арифметических действий. Свойства умножения и деления и методика их изучения в начальном курсе математики.
31. Методика изучения внетабличного умножения и деления.
32. Методика изучения особых случаев умножения и деления.
33. Методика изучения деления с остатком.
34. Порядок выполнения действий в выражения. Деятельность учителя над формулировками правил порядка выполнения действий.
35. Формирование алгоритмической культуры младших школьников. Методика обучения алгоритмам письменного сложения и вычитания.
36. Формирование алгоритмической культуры младших школьников. Методика обучения алгоритмам письменного умножения.
37. Формирование алгоритмической культуры младших школьников. Методика обучения алгоритмам письменного деления.
38. Формирование у младших школьников понятия «задача». Методика обучения решению простых задач.
39. Общая характеристика методики работы над задачей. Методические приемы организации деятельности учащихся в процессе обучения решению задач.
40. Методические приемы обучения решению задач разными способами.
41. Методика обучения младших школьников решению задач на пропорциональную зависимость величин.
42. Методика обучения младших школьников решению задач на движение.
43. Методика изучения долей и дробей в начальном курсе математики.
44. Методика изучения числовых и буквенных выражений. Ознакомление учащихся с равенствами и неравенствами.
45. Формирование представлений об уравнении в начальном курсе математики. Методика обучения решению уравнений.
46. Формирование представлений о геометрических фигурах. Методика обучения построению геометрических фигур.
47. Методика изучения свойств геометрических фигур. Моделирование в процессе изучения элементов геометрии.
48. Общеметодический подход к изучению величин в начальном курсе математики.
49. Методика изучения длины в начальном курсе математики.
50. Понятие площади и этапы его формирования в начальном курсе математики.
51. Методика изучения времени и его измерения.
52. Методика изучения массы и емкости.