V. Повторение пройденного материала. Данное упражнение выполняется с опорой на граф
1. Работа по учебнику.
Задание № 11 (с. 71).
Данное упражнение выполняется с опорой на граф. Учащиеся изображают граф с синими стрелками, то есть граф отношения «меньше». Сначала буквами обозначим число лещей, которые поймали отец, сын и дочь: О – отец, С – сын, Д – дочь.
Так как по условию задачи отец поймал меньше лещей, чем сын, то проведем синюю стрелку от О к С. В то же время отец поймал больше лещей, чем дочь (значит, дочь поймала меньше, чем отец), следовательно, нужно провести синюю стрелку от Д к О. Граф построен.
По графу видно, что меньше всего лещей поймала дочь.
Задача № 12 (с. 71).
Учащиеся составляют схемы-«машины» и находят неизвестное число.
2. Работа в печатной тетради № 2.
Задание № 133.
Это задание является подготовительным к обучению решению уравнений типа: 6 · х = 54 и 35 : у = 7.
Учащиеся могут составить схемы-«машины».
Задание № 134.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Составьте краткую запись и схему-«машину» по данному условию.
Запись:
Решение:
1) Сколько лампочек в зале?
2 · 4 = 8 (л.).
2) Сколько лампочек всего?
8 + 2 = 10 (л.).
Ответ: 10 лампочек.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите правила составления и чтения математических граф.
Домашнее задание:№ 13 (учебник); № 131 (рабочая тетрадь).
Урок 104
Числовые выражения
Цели: совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умений решать составные задачи; рассмотреть различные виды направления движения двух тел; закреплять знания о взаимном расположении геометрических тел; развивать внимание и умение рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Математический диктант.
– Две трети числа равны 12. Чему равна одна треть этого числа?
– Две пятых числа равны 16. Чему равна одна пятая этого числа?
– Три четверти числа равны 9. Чему равна одна четверть этого числа?
– Три седьмых числа равны 21. Чему равна одна седьмая часть числа?
– Четыре пятых числа равны 20. Чему равна одна пятая этого числа?
2. Геометрия на спичках.
а) Сколько на чертеже квадратов? Сколько всего многоугольников? Какие это многоугольники?
б) Уберите одну палочку так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений и сравните их.
в) Уберите две палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите несколько решений и сравните их.
г) Уберите две палочки так, чтобы остался 1 квадрат.
3. Задача.
У Саши было 26 картинок. Вчера он наклеил в альбом несколько картинок, а сегодня – ещё 6. После этого у него осталось 12 картинок. Сколько картинок Саша наклеил в альбом вчера?
III. Сообщение темы урока.
IV. Работа по теме урока.
Задание № 5(с. 69–70).
Учащиеся читают задачи. Отмечают, что известно, что требуется узнать. Затем решают каждую задачу, составляя числовое выражение.
Запись:
Учитель должен акцентировать внимание учащихся на то, что различных числовых выражений, имеющих значение 8 (0, 1 и 20), существует сколько угодно.
Учащиеся придумывают по заданному значению числового выражения (8, 0, 1, 20) само выражение.
Например:
2 · 4 = 8 16 – 8 = 8 24 : 3 = 8 20 – 12 = 8 4 + 4 = 8 И т. д. | 0 · 5 = 0 20 – 20 = 0 0 + 0 = 0 0 : 100 = 0 И т. д. | 1 · 1 = 1 1 + 0 = 1 1 – 0 = 1 1 : 1 = 1 И т. д. | 40 – 20 = 20 10 + 10 = 20 5 · 4 = 20 60 – 40 = 20 И т. д. |