Прочитайте текст и выполните задания 1–3
Прочитайте текст.
Благодаря способности совершенствоваться и видоизменяться, приспосабливаться к различным, иногда очень суровым условиям, живые организмы сумели обжить самые отдалённые и труднодоступные районы планеты, создав на ней сплошную оболочку жизни. Однако сегодня поверхность Земли уже перестала быть природным образованием. Люди создали новую, искусственную оболочку планеты - ноосферу. И хотя сами они являются частью биосферы, с каждым годом деятельность людей оказывает на неё всё большее влияние. И это влияние далеко не всегда положительно.
1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Сейчас поверхность Земли уже перестала быть при родным образованием.
2) Люди являются частью биосферы, но своей деятельностью оказывает на неё большое и далеко не всегда положительное влияние.
3) Люди создали новую, искусственную оболочку планеты - ноосферу и живут в ней.
4) Живые организмы сумели обжить самые отдалённые районы планеты, потому что смогли приспособиться к различным условиям.
Ответ: _______________________________
2. (1) ... (2)Этим растениям с огромными листьями, усеянными острыми колючками, и шестью белыми плетями на верхушке, которые со свистом рассекают воздух, местные жители будто бы два раза в год приносят человеческие жертвы .. (3)Растения-хищники действительно существуют, но ни одно из них не достигает таких устрашающих размеров. (4). Самое крупное из них – библис гигантский - несмотря на название едва-едва смогло бы дотянуться до колена взрослого человека, а его жертвами могут оказаться только мелкие животные - лягушки да улитки. (5)Большинство же растений-хищников питаются насекомыми. (6) ... у них развились самые разные хитроумные приспособления, при помощи которых они приманивают насекомых, захватывают их и удерживают, пока те не погибнут.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? Выпишите это слово.
Для этого
Хотя
Ведь
Напротив
Ответ: ____________________________
3. Укажите значение слова РАССЕКАТЬ (РАССЕКАЮТ) (предложение 2). Выпишите цифру, соответствующую этому значению.
1) разделить, разрезать надвое, на куски
2) сильно поранить
3) поделить надвое
4) быстрым движением разделить, прорезать
Ответ: ______________________________
4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.
налитА опОшлить БАловать Искра
Ответ: _______________________________
5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
2) Всю ночь напролёт поют в наших лесах ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.
3) ЦЕЛЬНЫЙ человек живёт интересами семьи, своей нации и государства.
4) Быть может, этот поступок сошёл бы ему' с рук, если бы перед отъездом он справился со своей ГОРДЫНЕЙ.
5) Жил-был ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ мастер Амати, который прославился своими скрипками и виолончелями.
Ответ: _______________________________
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
семеро спортсменов
попробуем помочь
более интереснее других
возвращается с Урала
Ответ: _______________________________
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Письмо содержит в себе пылкое признание в любви, написанное вопреки всех правил орфографии. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Подъезжая к городу, начался сильный ветер | 3) нарушение в построении сложноподчинённого предложения |
Г) Живущие родственники в Сибири гостили у нас. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предлагаю. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с прямой и косвенной речью |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | |
8. Определите слово, в котором пишутся двойные согласные? Выпишите это слово.
гал ... антерея
мул ... ат
ил ... юстрация
им…итация
продюс ... ер
панорам…а
Ответ:_______________________
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1) пред ... юбилейный, суб ... ект; интер ... ер
2) по…станция, на…треснутый, по…крепить
3) во…двигнуть, и…подлобья, чре…мерный
4) пр….тягательный, пр ... образить, пр ... городный
Ответ:_______________________________________
10. Выпишите слово, в котором пропущена буква Е?
Переговар ... ваться
Подскак ... вать
Ландыш ... вый
Ответ: _________________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И?
исследу. .. мый
скос…шь траву
взвешива ...мый товар
немину…мый разговор
Ответ: ___________________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Вовсе не(l)романтическое стремление познать не(2)ведомое, а суровая не(3)обходимость вела людей далёкой древности в пугающие своей не( 4)известностью земли.
Ответ: __________________________________
13. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Стена получалась жиденькой, (В)РОДЕ плетня, а скала ЕЛЕ(ЕЛЕ) держалась, готовая треснуть и развалиться.
Вчера было (В)ПЕРВЫЕ тепло (ПО)ЛЕТНЕМУ, ночь не смогла охладить молодую траву и пыль на дороге.
Во всём, что ты говоришь, следует быть очень точным, иначе (В)МЕСТО того, ЧТО(БЫ) развлечь других, ты только утомишь их.
Вётлы ещё не пожелтели, (ЗА)ТО (ИЗ)ЗА домов проглядывают верхушки жёлтых и багрово-красных берёз и осин.
Ответ: _____________________________________
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Зауче(1) ый жест, чита(2)ая по памяти басня, запуще(3) ая аллея, игра законче(4)а, беспричи(5)ое беспокойство, краше(6)ый пол, баллы получе(7)ы, броше(8)ая бумага.
Ответ:______________________________________
15. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1)На праздник украшали дома берёзовыми ветками зеленью луговыми цветами.
2)Воспитанников военного училища основательно учили не только математике но и танцам.
3)В саду были посажены крокусы и тюльпаны лилии и хризантемы нарциссы и розы.
4)Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое.
5) Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и изогнувшись волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.
6) Молча мнётся с ноги на ногу и даже подобие румянца выступает на небритых щеках.
Ответ: _____________________________________________
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Солнечные лучи (1) бессильные прорваться сквозь плотную живую изгoродь (2) дарили лесной поляне тусклый отсвет (3) окрасивший снег (4) в сумеречно-жемчужный тон.
Ответ: ______________________________
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных (1) как правило (2) противны на вкус, яды же умственные в виде дурных книг (3) к несчастью (4) часто привлекательны.
Ответ: _______________________________
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Тот (1) кто поймёт (2) что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве (3) и тревоге (4) уже перестанет быть обывателем.
Ответ: __________________________________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Зрительный зал начинает смеяться (1) как только начнут хохотать несколько зрителей (2) и вся трудность заключается в том (3) чтобы рассмешить этих нескольких.
Ответ:________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(l) Ha дворе стоял 1940 год. (2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области. (3)До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. (4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. (5)Потихоньку крепла дисциплина. (6)И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки. (7)Сижу в учительской. (8)Входит завхоз. (9)Прервав разговор, обращается к завучу:
(10)- Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. (11)Пусть ко мне домой ведро отнесёт.
(l2)Голос у завхоза тусклый, ровный. (13) Ни волнения, ни сомнения в нём нет. (14)Обычное дело - отнести домой ведро ворованного сахара. (l5)Только и всего. (16)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. (l7)Привыкли. (l8)Никто не подаёт голоса. (l9)И всё- таки смотрю на Нину Петровну. (20)Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце? (2l)Неужели даже не укорит! (22)Очень живо себе представляю, как встанет она и гневно бросит ему в лицо:
(23)- Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хоть сам. (24) Постыдись!(25)Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным ( ... ). (26)Ведро-то тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. (27)Она выходит в коридор. (28)Выискивает глазами кого-то и зовёт: (29)- Лида, поди сюда. (30) Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро. (31)Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом. (32)Никаких продуманных намерений у меня не было. (33)Всё вышло само собой. (34)Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперёд и загородила завхозу путь. (35)Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:
(36)- Куда это вы сахар потащили? (37)А ну живо несите назад! (38)Совсем обнаглел! (39)Средь бела дня детей обкрадывает. (40)Только попробуй ещё! (41)На щеках у меня красные пятна. (42)Не послушается - вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам. (43)Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. (44)Кажется, понимает. (45)Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. (46)Ничего
не говорит. (47)Берёт из Лидиных рук ведро, возвращается и подрагивающими руками послушно ссыпает сахар назад.
(48)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной - невидимой, но выматывающей нервы повседневной борьбы. (49)Получилось совсем иначе. (50)Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. (51)Словно только того и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо. (52)Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! (53)Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. (54)Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой человек. (55)Почему же воспитатели наши, в общем-то честные люди, предпочитали ничего не замечать? (56)Оглядываясь назад, я и сейчас склонна полагать, что молчание - это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. (57)Быть может, и не пропащий был он человек. (58)Поймай он хоть раз чей-нибудь укоряющий взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. (59)Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия. (По Ф. Соколовой)
* Фаина Андреевна Соколова - заслуженный учитель России, кавалер орденов Ленина и Октябрьской Революции, отличник народного просвещения. Более 40 лет она руководила созданным ею Яснополянским детским домом, удивляя коллег неиссякаемой энергией, одержимостью, умением сделать счастливым любого ребёнка, попавшего в её дом.
20. Выпишите слово, которое должно стоять на месте пропуска в предложении 25.
пониманием
равнодушием
презрением
сожалением
Ответ: ______________________
21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа.
1) Предложения 4-5 поясняют содержание предложения 3.
2) Предложения 12-13 содержат описание.
3) Предложение 56 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 55.
4) Предложения 58-59 содержат рассуждение.
Ответ: ______________________________________
22. Из предложений 26, 31, 43, 56 выпишите фразеологизм.
Ответ: ______________________________________________
23. Среди предложений 52-59 найдите такое предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________________________________________
24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«В тексте Фаины Андреевны Соколовой описан один случай из жизни детского дома. Этот эпизод должен заставить каждого задуматься о своём отношении к окружающему нас злу. Неравнодушное отношение автора к поднятой проблеме определило особенности синтаксиса текста. Автор использует многочисленные (А) ________________________(предложения 37, 38, 40), а также(Б) __ (предложения 42 , 48, 53 и др.). особую выразительность тексту придают лексические средства: (В) _________ («нечист на руку», «среди бела дня») и (Г) ________ («бросило тень соучастия», «ленивых душ»)
Список терминов:
1) Сравнение
2) Метонимия
3) Метафора
4) Фразеологизмы
5) Восклицательные предложения
6) Анафора
7) Парцелляция
8) Ряды однородных членов
9) Вводные слова
Ответ:
А | Б | В | Г |
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.