Преобразования арифметических корней

3.1. Анализ преобразований

Преобразования арифметических корней осуществляются посредством приведенных ниже основных свойств.

1. Если Преобразования арифметических корней - student2.ru

2. При любом значении а Преобразования арифметических корней - student2.ru

3. Если Преобразования арифметических корней - student2.ru

4. Если Преобразования арифметических корней - student2.ru

5. Если Преобразования арифметических корней - student2.ru

6. Если Преобразования арифметических корней - student2.ru

7. Если Преобразования арифметических корней - student2.ru

Проанализируем перечисленные свойства с позиции их влияния на область допустимых значений переменных а и в,если не ограничиваться рассмотрением их неотрицательных значений значений.

Свойство 1: Преобразования арифметических корней - student2.ru

Рассмотрим чётные значения показателя корня п=2k, Преобразования арифметических корней - student2.ru . Тогда область определения левой части равенства есть множество неотрицательных действительных чисел. В правой части равенства допустимыми являются любые значения а. Следовательно, использование свойства 1 слева направо приводит к расширению области определения, а справа налево – к её сужению, что при решении уравнений может способствовать приобретению посторонних корней или их потере.

Чтобы не происходило изменения области определения при использовании свойства 1 слева направо, следует рассматривать систему

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Справа налево свойство 1 фактически даёт возможность представить число а в виде корня п – ой степени. Например, число 2 представимо как Преобразования арифметических корней - student2.ru а число -2 как Преобразования арифметических корней - student2.ru .

В общем виде, если п – чётное число, то

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Отметим, что свойство (1) используется при внесении множителя под знак корня.

Ясно, что если п – нечётное число, то изменения области определения при использовании свойства 1 не происходит.

Проиллюстрируем применение свойства (1) в процессе решения уравнений.

Пример 1.Решить уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru

Воспользовавшись свойством 1, заменим данное уравнение равносильной ему системой

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Решим уравнение системы. Введём замену Преобразования арифметических корней - student2.ru тогда Преобразования арифметических корней - student2.ru Уравнение примет вид Преобразования арифметических корней - student2.ru Полученное уравнение имеет корни 1 или 4. Следовательно, Преобразования арифметических корней - student2.ru Первое уравнение имеет корень 3, а второе - Преобразования арифметических корней - student2.ru

Рассмотрим решение неравенства системы.

Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru .

Преобразования арифметических корней - student2.ru Наконец, решим систему:

Ответ: Преобразования арифметических корней - student2.ru

Пример 2. Решить уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru Установим область определения данного уравнения. Она задаётся неравенством Преобразования арифметических корней - student2.ru решая которое получим

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru .

Представим в области определения выражение х – 3 в виде квадратного корня:

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Данное уравнение равносильно совокупности двух систем

Преобразования арифметических корней - student2.ru


Далее используем свойство 5:

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Учитывая, что Преобразования арифметических корней - student2.ru , и применяя свойство 2, получим

Преобразования арифметических корней - student2.ru

(1)

(2)

Решим уравнение системы (1), введя замену Преобразования арифметических корней - student2.ru Оно примет вид Преобразования арифметических корней - student2.ru Отсюда Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru Неравенству Преобразования арифметических корней - student2.ru

Решая уравнение второй системы аналогично, получим t = 7 или t =-4. Тогда Преобразования арифметических корней - student2.ru Неравенству системы Преобразования арифметических корней - student2.ru удовлетворяет корень Преобразования арифметических корней - student2.ru

Ответ: Преобразования арифметических корней - student2.ru

Свойство 2: при любом значении а Преобразования арифметических корней - student2.ru

Рассмотрим свойство 2 на примере выражения Преобразования арифметических корней - student2.ru . Данный арифметический (неотрицательный) корень определён при любом значении а. Если записать, что Преобразования арифметических корней - student2.ru , то допустимые значения а в правой части равенства по определению арифметического корня могут быть только неотрицательными ( Преобразования арифметических корней - student2.ru ), то есть происходит сужение области допустимых значений переменной а. Следовательно, необходимо рассмотреть значения данного выражения и для отрицательных значений а:если Преобразования арифметических корней - student2.ru Так как рассмотренные равенства совпадают с определение модуля числа, то второе свойство может быть записано в виде

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Не рассматривая эти два случая, мы ограничиваем область допустимых значений переменной а, что в процессе решения уравнений может привести к потере корней.

Приведём примеры использования свойства 2 в процессе решения уравнений.

Пример 3. Решить уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru

Введём замену Преобразования арифметических корней - student2.ru Данное уравнение примет вид Преобразования арифметических корней - student2.ru

Далее Преобразования арифметических корней - student2.ru По свойству 2 полученное уравнение равносильно уравнению Преобразования арифметических корней - student2.ru Решим его методом интервалов.

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

Таким образом, Преобразования арифметических корней - student2.ru . Тогда Преобразования арифметических корней - student2.ru , 3 £ х £8.

Ответ: [3;8]

Пример 4. Решить уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru

Решение: Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Учитывая свойство ограниченности функции косинус значениями -1 и 1, воспользуемся второй строчкой в записи свойства 2. Получим

Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru , Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

Ответ: Преобразования арифметических корней - student2.ru

Пример 5.Решить уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru

Используя свойство 2, выполним тождественное преобразование, не меняющее области определения данного уравнения. Получим уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru , равносильное данному. Так как в левой части данного уравнения записана сумма арифметических корней, то выражение в правой части уравнения должно удовлетворять неравенству 14-7х ³ 0. Тогда, раскрывая модуль, придём к уравнению Преобразования арифметических корней - student2.ru . Его корень Преобразования арифметических корней - student2.ru

Ответ: Преобразования арифметических корней - student2.ru

Свойство 3: Преобразования арифметических корней - student2.ru

Рассмотрим равенство Преобразования арифметических корней - student2.ru при чётных значениях п (n=2k, kÎN). Допустимые значения переменных в левой части формулы удовлетворяют неравенству ав ≥ 0, то есть принимают значения одного знака. Допустимые значения переменных а и в в правой части формулы удовлетворяют неравенствам а ≥ 0 и в ≥ 0. Таким образом, применение свойства (2) в процессе решения уравнения «слева направо» приводит к сужению области определения уравнения и, возможно, к потере корней, а «справа налево» к расширению области определения уравнения и, возможно, к появлению посторонних корней.

В связи с выше сказанным, свойство 2 используется в виде

Преобразования арифметических корней - student2.ru (2.1.)

В этом случае область допустимых значений переменных не изменяется. Иногда свойство (2) используется в виде Преобразования арифметических корней - student2.ru (2.2.) Однако его применение в такой форме не сохраняет область определения уравнения, а расширяет её. Проиллюстрируем сказанное на примере.

Пример 6.Решить уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru

Установим область определения данного уравнения. Составим и решим систему неравенств.

Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Область определения данного уравнения D = (-¥; -2] È {1} È [14;+¥).

При хÎ D данное уравнение равносильно уравнению

Преобразования арифметических корней - student2.ru (*)

Воспользуемся свойством (2). Получим

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Выполненное преобразование сузило область определения данного уравнения до значений хÎ [14;+¥), что может привести к потере корней. Поэтому необходимо рассмотреть два случая.

1) При хÎ [14;+¥) каждый множитель в подкоренных выражениях уравнения (*) положителен.Воспользуемся первой строчкой в записи свойства 2.

Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

Очевидно, что полученная система решений не имеет.

2) При хÎ (-¥; -2] каждый множитель в подкоренных выражениях уравнения (*) отрицателен. Воспользуемся второй строчкой в записи свойства 2.

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

х = - 4 – решение системы (корень уравнения).

Очевидно, что х = 1 также является корнем данного уравнения.

Ответ: -4; 1.

Применение свойства 2 в виде Преобразования арифметических корней - student2.ru

можно условно назвать «по двум дорожкам».

Замечание. Чтобы преобразование корней не сузило область определения данного уравнения и не привело к потере корней, можно использовать свойство 2 в форме Преобразования арифметических корней - student2.ru Тогда уравнение запишется в виде

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Далее, с учётом области определения, уравнение сведётся к рассмотрению двух случаев, приведённых выше. Раскрывая модуль при хÎ [14;+¥), получим уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru ,

а при при хÎ (-¥;-2] - уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru

Пример 7.Решить систему уравнений Преобразования арифметических корней - student2.ru

Решение данной системы предполагает вынесение за скобки общих множителей. В первом уравнении Преобразования арифметических корней - student2.ru Выполнение такого преобразования основано на использовании свойства 2 в виде

Преобразования арифметических корней - student2.ru (2.1.)

Заметим сразу, что х = 0, у = 0 не являются решением системы.

Если x>0, y>0, то получим Преобразования арифметических корней - student2.ru

Если x<0, y<0, то получим Преобразования арифметических корней - student2.ru

Решим первую систему.

Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

В результате деления первого уравнения на второе уравнение системы получим Преобразования арифметических корней - student2.ru которое не имеет решений.

Решим вторую систему.

Если x<0, y<0, то Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru

В результате деления первого уравнения на второе уравнение системы получим Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru .

Составим равносильную систему:

Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

Учитывая, что x<0, y<0, получим х = - 2, у = - 8. Ответ: (- 2;- 8)

Свойство 4: Преобразования арифметических корней - student2.ru

Аналогичные рассуждения при чётных значениях п приводят к необходимости представить свойство 4 в двух формах:

4.1. Преобразования арифметических корней - student2.ru 4.2. Преобразования арифметических корней - student2.ru

Приведём пример уравнения, при решении которого используется свойство 4. Рассмотрим три способа его решения.

Пример 8. Решить уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru

Первый способ.

Установим область определения данного уравнения D, решив неравенство Преобразования арифметических корней - student2.ru D = (- ¥; -1] È (1;+¥).

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Ясно, что используя свойства 2 и 3 для представления данного уравнения в виде Преобразования арифметических корней - student2.ru мы сужаем область его определения до промежутка (1;+¥). Воспользуемся приёмом «по двум дорожкам». Тогда данное уравнение равносильно совокупности двух систем:

Преобразования арифметических корней - student2.ru

или

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Решая первую систему, получим Преобразования арифметических корней - student2.ru Так как уравнение системы не имеет решений (оно сведётся к уравнению х – 1 = х + 5), то и система не имеет решений.

Очевидно, что х = -1 является решением второй системы, поэтому её можно записать в виде

Преобразования арифметических корней - student2.ru Решим уравнение системы: -х + 1 = х +5, х = - 2.

- 2 – решение системы. Ответ: -1; - 2.

Второй способ.

Воспользуемся формулой 3.2.

Получим Преобразования арифметических корней - student2.ru Область определения данного

уравнения расширилась, следовательно, ожидаемы посторонние решения. Очевидно, что -1 – корень как полученного, так и данного уравнения. Решим уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru

Получаем х = -2 – решение системы. Проверкой убеждаемся, что -2 – корень данного уравнения.

Третий способ.

Выполним преобразование, состоящее в приведении знаменателя к рациональному виду, получим Преобразования арифметических корней - student2.ru Замечательная особенность полученного уравнения состоит в том, что оно имеет такую же область определения как и данное. Его решение сведётся к совокупности двух уравнений Преобразования арифметических корней - student2.ru или Преобразования арифметических корней - student2.ru Первое уравнение имеет единственный корень, принадлежащий области определения, -1, а второе решено выше. Его корень - 2.

Ответ: -2; - 1.

Рассмотрим ещё один пример.

Пример 9. Решить уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru

Область определения: D = (- ¥; 0) È [2;+¥).

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Отметим, что возможно решение каждым из трёх рассмотренных выше способов. Воспользуемся третьим способом, как наиболее простым.

В области определения данное уравнение равносильно уравнению

Преобразования арифметических корней - student2.ru Исходя из определения модуля, получим совокупность двух систем:

1) Преобразования арифметических корней - student2.ru

Уравнение системы посредством замены Преобразования арифметических корней - student2.ru сведётся к квадратному Преобразования арифметических корней - student2.ru , неотрицательным решением которого является Преобразования арифметических корней - student2.ru Тогда решением системы Преобразования арифметических корней - student2.ru будет число Преобразования арифметических корней - student2.ru

2) Преобразования арифметических корней - student2.ru

Решая уравнение аналогично, получим решение системы Преобразования арифметических корней - student2.ru

Итак, данное уравнение имеет решения Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

Ответ: Преобразования арифметических корней - student2.ru ; Преобразования арифметических корней - student2.ru

Свойство 5: Преобразования арифметических корней - student2.ru

Применение свойства 5 Преобразования арифметических корней - student2.ru при четных значениях n и m может привести к расширению или сужению области определения уравнения и, как следствие, к потере или появлению посторонних корней. Так, область допустимых значений переменной а в выражении Преобразования арифметических корней - student2.ru есть множество всех действительных чисел, а в выражении Преобразования арифметических корней - student2.ru множество неотрицательных чисел. Поэтому для чётных значений показателей корня и степениданное свойство целесообразно записать в виде Преобразования арифметических корней - student2.ru

Проиллюстрируем на примере влияние свойства 5 на процесс решения уравнений.

Пример 10.Решить уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru

Представим данное уравнение в виде Преобразования арифметических корней - student2.ru Область определения данного уравнения – множество всех действительных чисел R. Применяя свойство 5 в форме, не меняющей области определения уравнения, получим, Преобразования арифметических корней - student2.ru Ведение замены Преобразования арифметических корней - student2.ru сведёт данное уравнение к квадратному Преобразования арифметических корней - student2.ru , имеющему корни -1 и 2. Тогда Преобразования арифметических корней - student2.ru , Преобразования арифметических корней - student2.ru Получаем корни уравнения: 17, -15.

Ответ: -15; 17.

Свойство 6: Преобразования арифметических корней - student2.ru

Проанализируем влияние свойства 6 Преобразования арифметических корней - student2.ru на область определения уравнения.

Значения n Значения k Допустимые значения а в левой части равенства Допустимые значения а в левой части равенства
Чётное Чётное Неотрицательные Неотрицательные
Чётное Нечётное Неотрицательные Неотрицательные
Нечётное Чётное Неотрицательные Неотрицательные
Нечётное Нечётное Любые Любые

Таким образом, использование свойства 6 область допустимых значений переменной не меняет, но необходимо в первых трёх случаях её учитывать.

Свойство 7: Преобразования арифметических корней - student2.ru

Рассмотрим применение свойства 7 на примерах выражений Преобразования арифметических корней - student2.ru . Свойство 7 позволяет разделить показатель степени и показатель корня на одно и то же число. Тогда получим Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru В первом равенстве Преобразования арифметических корней - student2.ru левая и правая части имеют разные области определения. Чтобы спасти ситуацию, перепишем его в виде Преобразования арифметических корней - student2.ru Во втором равенстве Преобразования арифметических корней - student2.ru области определения совпадают, однако, левая часть принимает при Преобразования арифметических корней - student2.ru неотрицательные значения, а правая как неотрицательные (при Преобразования арифметических корней - student2.ru ), так и отрицательные значения Преобразования арифметических корней - student2.ru . Поэтому Преобразования арифметических корней - student2.ru

В общем виде: Преобразования арифметических корней - student2.ru , Преобразования арифметических корней - student2.ru

Приведём примеры использования свойства 7 в процессе решения уравнений.

Пример 11.Решить систему уравнений Преобразования арифметических корней - student2.ru

В соответствии со свойством 7 преобразуем выражение Преобразования арифметических корней - student2.ru .

Преобразования арифметических корней - student2.ru = Преобразования арифметических корней - student2.ru = Преобразования арифметических корней - student2.ru

Данная система равносильна совокупности двух систем

Преобразования арифметических корней - student2.ru или Преобразования арифметических корней - student2.ru

Вводя замену Преобразования арифметических корней - student2.ru в первом уравнении, получим Преобразования арифметических корней - student2.ru . Решением первой систему будет пара чисел (64; 1).

Решая аналогично вторую систему, получим ещё одну пару чисел, удовлетворяющих системе (-1; -64).

Ответ: (64; 1), (-1; -64).

Пример 12.Решить уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразуя левую часть данного уравнения, получим Преобразования арифметических корней - student2.ru По свойству 7 данное уравнение равносильно уравнению Преобразования арифметических корней - student2.ru Введём замену Преобразования арифметических корней - student2.ru

Данное уравнение сведётся к системе Преобразования арифметических корней - student2.ru

Решая Преобразования арифметических корней - student2.ru получим Преобразования арифметических корней - student2.ru

Тогда Преобразования арифметических корней - student2.ru

Ответ: - 7; 1.

Пример 13. Решить уравнение Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразуем Преобразования арифметических корней - student2.ru Так как в левой части уравнения содержится сумма двух арифметических корней, то выражение 2 - х удовлетворяет условию Преобразования арифметических корней - student2.ru , то есть Преобразования арифметических корней - student2.ru Тогда Преобразования арифметических корней - student2.ru

Рассмотрим выражение Преобразования арифметических корней - student2.ru Так как Преобразования арифметических корней - student2.ru , то Преобразования арифметических корней - student2.ru

Тогда Преобразования арифметических корней - student2.ru . Наконец, представим, используя свойство 1, Преобразования арифметических корней - student2.ru . Данное уравнение равносильно системе Преобразования арифметических корней - student2.ru

Очевидно, что х=2 – корень уравнения и решение системы. Перепишем систему в виде Преобразования арифметических корней - student2.ru

Решим уравнение системы Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru , Преобразования арифметических корней - student2.ru .

-2 – решение системы.

Ответ : -2; 2.

3.2. Комплекс заданий

Решить уравнение. Ответ.

№ 1. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 2. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 3. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 4. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 5. Преобразования арифметических корней - student2.ru -4; 6.

№ 6. Преобразования арифметических корней - student2.ru [0;3].

№ 7. Преобразования арифметических корней - student2.ru 4.

№ 8. Преобразования арифметических корней - student2.ru Нет решений.

№ 9. Преобразования арифметических корней - student2.ru 1,5.

№ 10. Преобразования арифметических корней - student2.ru [3;+¥).

№ 11. Преобразования арифметических корней - student2.ru 1.

№ 12. Преобразования арифметических корней - student2.ru 0,5.

№ 13. Преобразования арифметических корней - student2.ru 4.

№ 14. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 15. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 16. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 17. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 18 . Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 19. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 20. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 21. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 22. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 23. Преобразования арифметических корней - student2.ru -1; 4.

№ 24. Преобразования арифметических корней - student2.ru -3; 11.

№ 25. Преобразования арифметических корней - student2.ru -5; 2.

№ 26. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 27. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru

№ 28. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru .

№ 29. Преобразования арифметических корней - student2.ru 2.

№ 30. Преобразования арифметических корней - student2.ru 2.

№ 31. Преобразования арифметических корней - student2.ru Преобразования арифметических корней - student2.ru .

№32. Решить систему уравнений Преобразования арифметических корней - student2.ru

Преобразования арифметических корней - student2.ru

Приведём таблицу использования свойств корней при решении уравнений составленного комплекса.

Номера свойств            
Номера заданий   1 - 4   5-17   18-22   23-28     30-32

Наши рекомендации