ДЕ-5. Методика обучения младших школьников решению текстовых задач
1. В начальных классах задача рассматривается как текст, удовлетворяющий ряду признаков, среди которых нет одного:
1) текст описывает жизненную ситуацию (сюжет);
2) в тексте содержится условие и требование - вопрос;
3) условие и вопрос связаны между собой;
4) в тексте прямо указывается на действия, которыми можно решить задачу.
2. Основным компонентом текстовой задачи не является:
1) условие;
2) числовые данные;
3) графическая модель;
4) требование.
3. Задача. «У Маши было 3 яблока, а у Саши на 2 яблока больше. Сколько яблок было у Саши?» по классификации М.А. Бантовой является задачей на:
1) нахождение суммы;
2) увеличение числа на несколько единиц в прямой форме;
3) нахождение остатка;
4) разностное сравнение.
4. Текстовая задача стандартной структуры — это задача, условие которой выражено повествовательным предложением, а требование выражено ___________:
1) вопросом;
2) рисунком;
3) ответом;
4) решением.
5. Задачи с величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи, называются задачами с ________ величинами.
1) пропорциональными;
2) основными;
3) геометрическими;
4) неизвестными.
6. Задача: «На первой полке книг на 5 больше, чем на второй, а на второй полке книг на 3 больше, чем на третьей. Сколько всего книг на полках?», - является задачей:
1) с недостающими данными;
2) сложной;
3) простой;
4) занимательной.
7. К приемам анализа текста задачи не относят:
1) установление отношений между данными и искомыми;
2) выделение условия и вопроса;
3) составление обратной задачи;
4) деление задачи на смысловые части.
8. Укажите метод разбора текстовой задачи для поиска пути ее решения и составления плана решения:
1) аналитический;
2) алгоритмический;
3) упорядоченный;
4) индуктивный.
9. К способам проверки решения задач не относится:
1) составление и решение обратной задачи;
2) установление соответствия между данными и искомыми;
3) решение задач, различных по сюжету, но сходных по математической структуре;
4) решение задачи другим методом или способом.
10. К подготовительной работе к введению простых задач не относится:
1) формирование представлений о смысле действий сложения и вычитания;
2) составление математических рассказов по иллюстрации и серии иллюстраций;
3) обучение счету предметов группами;
4) обучение предметному и схематическому моделированию.
11. Приемы выделения компонентов текстовой задачи, переформулировки текста задачи и деления текстовой задачи на смысловые части уместно использовать на этапе:
1) поиска решения задачи;
2) решения задачи;
3) анализа содержания задачи;
4) дополнительной работы над задачей.
12. Какой из этапов работы над задачей является завершающим:
1) дополнительная работа над решенной задачей;
2) поиск пути решения задачи;
3) анализ и усвоение текста задачи;
4) проверка решения задачи.
13. Какие знания лежат в основе классификации простых задач в подходе, реализованном в учебниках математики М.И.Моро, М.А. Бантовой и др.
1) теоретико-множественный смысл арифметических действий;
2) знание смысла действий и отношений, лежащих в основе каждой группы задач;
3) действие, которым решается простая задача;
4) классификация в группы по принципу «от простого - к сложному».
14. Дана модель текста задачи:
Сколько простых задач разных видов можно составить по данной схеме?
1) две;
2) пять;
3) одну;
4) три.
15. Определите тип задачи с тройкой пропорционально связанных величин: «На клумбе высадили 60 луковиц тюльпанов и 40 луковиц нарциссов в одинаковые ряды. Всего получилось 10 рядов. Сколько рядов занято тюльпанами и нарциссами в отдельности?»
1) на нахождение четвертого пропорционального;
2) на нахождение неизвестного по двум разностям;
3) не является типовой задачей;
4) на пропорциональное деление.
16. Установите связь между прямой и обратной задачей.
3адачи, раскрывающие смысл действий: Обратные задачи:
1) сложения; а) нахождение неизвестного уменьшаемого или вычитаемого;
2) вычитания; б) деление по содержанию или на равные части;
3) умножения. в) нахождение неизвестного слагаемого.