III. Самоопределение к деятельности. - Составьте задачу по рисунку.
- Составьте задачу по рисунку.
— Что показывает флажок на чертеже?
— Как показано время движения?
— Что обозначают надписи над стрелками?
— Какой объект должен преодолеть большее расстояние?
— Составьте к данной задаче обратную и решите ее.
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задач на встречное движение, научиться составлять и читать чертежи к таким задачам.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 61 (с. 16).
— Прочитайте задачу 1. Рассмотрите чертеж.
— Что известно в задаче? (Скорость и время движения лыжников.)
— Что сказано о времени движения лыжников? (3 ч.)
— Почему в задаче указано одно время движения?
— Что нужно найти в первом действии? (Общую скорость, или скорость сближения.)
— Что такое скорость сближения? (На сколько километров лыжники сближаются за 1ч.)
— Сможем ли мы после этого узнать расстояние?
— Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Проверка.)
Дополнительное задание: решить задачу другим способом. Решение
Первый способ: (12 + 14) • 3 = 78 (км).
Второй способ: 12 • 3 + 14 • 3 = 78 (км).
Ответ: расстояние между поселками 78 км.
— Прочитайте задачу 2.
— Что в ней известно? (Скорость каждого лыжника и расстояние.)
— Что нужно найти? (Время.)
— Что нужно найти в первом действии? (Общую скорость, или скорость сближения.)
— Как узнать, через какое время лыжники встретятся?
— Запишите решение задачи.
(Один ученик работает у доски. Проверка.)
Решение: 78 : (12 + 14) = 3 (ч). Ответ: лыжники встретились через 3 ч.
Дополнительное задание: составить аналогичную задачу ирешить ее.
— Прочитайте задачу 3.
— Что в ней известно? (Расстояние, время и скорость одного лыжника.)
— Что вы можете сказать о времени движения? (Оно общее для обоих лыжников.)
— Что мы можем найти, зная это? (Общую скорость, или скорость сближения.)
— Как, зная общую скорость, или скорость сближения, узнать скорость второго лыжника? (Из общей скорости вычесть скорость первого лыжника.)
— Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)
Решение: 78 : 3 - 12 = 14 (км/ч).
Ответ: скорость второго лыжника 14 км/ч. (Самооценка.)
V. Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет. (Наклоны —руки за голову, ноги на ширине плеч.)
Раз наклон, Два наклон,
Зашумел листвою клен. (Покружиться — руки вверх.)
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он все ниже, ниже, ниже,
Все к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок —
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№63 (с. 16).(Устное выполнение.)
Выполнение заданий в рабочей тетради
№24(с. 18), 25 (с. 19).(Самостоятельное выполнение. Проверка, самооценка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 23 (с. 18).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 16). Взаимопроверка.)
Ответы: 294 000, 28 162.
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 18 (с. 50, 51).)
VIII. Подведение итогов урока
- Какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?
— Какое задание вам понравилось выполнять?
- Какое задание вызвало затруднения?
Домашнее задание
Учебник: № 62, 64 (с. 16).
Тема: Перестановка и группировка множителей
Цели:познакомить с приемами перестановки и группировки множителей; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты:учащиеся научатся использовать переместительное и сочетательное свойства умножения при выполнении вычислений; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи на встречное движение; выполнять схематические чертежи к задачам; чертить фигуры с прямыми углами при помощи чертежного угольника; выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—».)
1) Произведение чисел 800 и 9 равно 7200.
2) Четверть килограмма больше, чем половина килограмма.
3) Чтобы найти скорость, надо расстояние умножить на время.
4) В кинотеатре 200 мест, половина была занята зрителями. Свободными остались 100 мест.
5) На мебельной фабрике выпускают 15 моделей диванов. Это на 5 моделей меньше, чем кухонных гарнитуров. Значит, кухонных гарнитуров 10 моделей.
6) Чтобы найти площадь квадрата, надо одну сторону умножить на другую.
7) Если 0 умножить на число, то получим это же число.
8) Если число умножить на 1, то получим это же число.
9) Треугольник с прямым углом называется прямоугольным.
10) Полчаса — это 50 мин.
Ответы: 1) +; 2) -; 3) -; 4)+; 5) -; 6) +; 7) -; 8) +; 9) +; 10) -.
Блицтурнир
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают выражения для их решения.)
• Два автобуса вышли навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми b км, и встретились через 5 ч. Первый автобус шел со скоростью п км/ч. Какова скорость второго автобуса? (Ь: 5 — п.)
• Из двух школ навстречу друг другу вышли два мальчика и встретились через 10 мин. Первый шел со скоростью b м/ мин, а второй — со скоростью Jm/мин. Каково расстояние между школами? ((b + d) • 10.)
Работа по учебнику
№4 (с. 19).
Ответ: Настя заняла третье место, Маша — второе место, Оля — первое место.
№5 (с. 19). Ответ: 4 части по 25 см, 3 части по 16 см.