III. Самоопределение к деятельности. - Объясните решение примера
- Объясните решение примера. 800 -9 = 8 сот. • 9 •72 сот. = 7200.
- Решите устно аналогичные примеры.
9000-7 2500-3 4700-2 52-300
- Как вы думаете, можно ли решение таких примеров записывать столбиком? Как это сделать?
(Желающие ученики выходят к доске и предлагают свои варианты записи.)
- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
- Посмотрите, как выполнена запись столбиком на с. 13. Как записываются нули?
- С чего надо начинать вычисления?
№40(с. 13).(Коллективное выполнение с комментированием.)
- Сделайте вывод: как выполнить умножение на числа, оканчивающиеся нулями? (Выполнить умножение, не глядя на нули, а затем приписать столько нулей, сколько содержится в одном из множителей.)
№42 (с. 13).
- Прочитайте задачу
- Составим таблицу. Что известно в задаче? Что надо узнать?
Количество в одной коробке | Количество коробок | Общее количество | ||
Карандаши | 12 шт. | ? | 1560 шт. | |
Фломастеры | ? (одинаковое) | ? |
— Посмотрите на первую строку. Что можно узнать, используя эти данные? (Сколько всего было карандашей: 12-40 = = 480 (шт.).)
— А сейчас посмотрите на третий столбик. Как узнать общее количество фломастеров, если всего предметов было 560? (Зная, что всего фломастеров и карандашей 560, из них 480 карандашей, можем узнать, сколько было фломастеров: 560-480 = 80 (шт.).)
— Как, используя данные второй строки, ответить на вопрос задачи? (80:10 = 8(шт.) — фломастеров в одной коробке.)
— Запишите решение задачи.
(Далее, если позволяет время, можно предложить выполнить задание на полях (с. 13).)
V. Физкультминутка
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
К нам пришел волшебник злой!
Он руками помахал,
Всех детей заколдовал.
Дети головы склонили,
Замолчали и застыли.
Но пришли друзья-зверюшки,
Вмиг злодея вон прогнали
И детей расколдовали.
А теперь пора плясать,
Нам не надо унывать!
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 43 (с. 13).
— Прочитайте условие задачи. Рассмотрите чертеж.
— Как показано на чертеже время движения до встречи?
— Какова скорость движения поездов?
— Объясните, что обозначают данные выражения.
№44(с. 13).
— Прочитайте первое уравнение. (Первый множитель х, второй 9, значение произведения выражено суммой чисел 130 и 140.)
— Выделите эти части, (х- 9 = 130 + 140.)
— Что можно найти? (Значение произведения: 130 + 140 = 270, х-9 = 270.)
- Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, нужно значение произведения разделить на известный множитель.)
- Запишите решение.
(Аналогично разбираются остальные уравнения.)
Выполнение заданий в рабочей тетради
№4, 5 (с. 12), 6, 7 (с. 13).(Самостоятельное выполнение. Самопроверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 10 (с. 14).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 13). Взаимопроверка.) Ответ: 154 400.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что надо помнить, выполняя умножение чисел, оканчивающихся нулями, столбиком?
Домашнее задание
Учебник: № 41, 45, 46 (с. 13).
Тема: Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
Цели: развивать умение выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние».
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; устанавливать аналогии; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Молчанка»
(Учитель показывает пропуск, учащиеся поднимают карточку с ответом.)
Множитель | |||||||||
Множитель | |||||||||
Произведение |
Задание на смекалку
- Найдите в каждом ряду лишнее число и объясните, чем оно отличается от остальных.
• 2, 3, 6, 7, 11, 8. (11 — двузначное число.)
• 18, 12, 3, 29, 45, 28. (3 — однозначное число.)
- 10, 200, 3000, 36, 40, 500. (36 - не круглое число.)
• 172, 162, 152, 132, 145, 182. (145 — число единиц выражено цифрой 5, а у остальных чисел — цифрой 2.)
• 3, 6, 9, 11, 15, 18. (11 — число не кратно 3.)