Тема 7 Мотивация персонала торгового предприятия

Тема 7 Мотивация персонала торгового предприятия

Мотивация труда

Содержательные теории мотивации и стимулирования труда

Процессуальные теории мотивации и стимулирования труда

Современные теории мотивации и стимулирования труда

Методы стимулирования труда и персонала

Мотивация труда

В любой сфере деятельности успех зависит от индивидуальных способностей работников и степени их подготовки. Это накладывает определенный отпечаток и на процесс управления в части его усложнения. Увеличиваются затраты средств и времени, связанные с обучением и переобучением персонала, усложняется функция контроля, развиваются нетрадиционные типы расписания работы и т. д. По мере развития научно-технического прогресса возрастает роль мотивации творческой деятельности персонала.

В различных источниках приводятся разнообразные определения мотивации. Л. В. Карташова утверждает, что мотивация – это процесс сопряжения предприятия и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, это система различных способов воздействия для достижения намеченных целей и работника, и предприятия. Американские исследователи М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определили мотивацию как процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению личных целей и целей организации. Работник мотивирован, следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой, решая цели предприятия, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения. В самом общем виде под мотивацией человека к деятельности понимают совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Более того, поведение человека и осуществляемые им действия, в свою очередь, также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего меняется как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Таким образом, мотивация– это динамическая система взаимодействующих между собой внутренних и внешних факторов, ориентирующих на достижение цели поведение человека. Под внутренними факторами при этом понимают потребности, желания, стремление, ожидания, восприятия, ценностные установки.

В узком смысле слова мотивированную деятельность можно определить как свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей и реализацию своих интересов.

Мотивация труда– это стремление работника удовлетворить потребности, т. е. получить определенные блага посредством трудовой деятельности. Она является важнейшим фактором результативности работы.

Мотив– это причина действий человека, внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Мотив труда появляется только в том случае, когда трудовая деятельность если не единственное, то основное условие получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий либо его очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не возникает.

Формирование мотива труда происходит в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека; для получения благ требуются личные трудовые усилия работника; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.

Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, получила название мотивационного ядра (комплекса), имеющего свою структуру, которая различается в зависимости от конкретной трудовой ситуации (потребности в безопасности).

Сила мотиваопределяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление получить его, тем активнее будет действовать работник.

Потребности. Важным фактором личности является система ее потребностей, мотивов, интересов, т. е. то, что определяет причины поведения личности, помогает объяснить принимаемые решения (рис. 1).

Тема 7 Мотивация персонала торгового предприятия - student2.ru

Рисунок 1 – Модель мотивации через удовлетворение потребности

Потребность индивида – это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее у человека побуждение к действию. Число и разнообразие потребностей огромно. Потребности классифицируют на первичные и вторичные. Первичные (низшие) потребности вызваны физиологией человека и, как правило, – врожденные. Это потребности в пище, воде, воздухе, сне, сексе, которые обеспечивают существование человека как биологического вида. Вторичные (высшие) потребности по природе своей психологические и вырабатываются в ходе развития и обретения. Они разнообразнее первичных и во многом зависят от психологической развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, группе, например потребности в успехе, уважении, привязанности, власти или потребность в принадлежности кому-либо или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные появляются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, то вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Человек способен влиять на скорость развития своих потребностей, управлять их интенсивностью, направленностью, а, следовательно, осуществлять обратную связь. Эта связь проявляется через свободу выбора, когда человек сам выбирает способы своей жизнедеятельности, и в этом выборе реализуются его способности, личностные ориентации и идеалы, его цели. Таким образом, рождается взаимосвязь «потребность – мотив – стимул – цель – действие». Потребность является той силой, которая заставляет людей действовать, т. е. совершать поступки. Субъективным выражением этого побуждения к деятельности, сформировавшимся для каждого конкретного человека под воздействием окружающего его внешнего мира, которое отражено в сознании, является мотив.

Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Они служат мотивом к действию. Все множество потребностей личности составляет источник, мотив деятельности индивида. Когда человек ощущает нужду, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность.

Например, приобретая одежду, человек может удовлетворять потребность в сохранении в организме тепла и здоровья, а кроме того, может удовлетворять потребность в самореализации, самовыражении, самоутверждении через приобретение престижной или изысканно-художественной одежды или потребность в ощущении связи с определенной социальной или иной группой. Цель одна – приобрести одежду определенного качества, а вот потребности, удовлетворяемые этим путем, различны. Если, пройдя через сознание индивида, эти потребности осознаются в качестве необходимости, т. е. происходит соединение внутреннего (со стороны сознания человека) и внешнего (со стороны необходимости удовлетворения потребности) побуждения, то осуществляется деятельность по реализации потребности субъекта, реализации мотива в действие. Внутреннее побуждение находит свое отражение в категории «мотив», а внешнее – в категории «стимул». Соединение стимулов и мотивов является тем механизмом, который позволяет реализовать потребности субъекта наиболее приемлемым для него способом – путем реализации своих способностей. Развитие мотива в деятельность, реакция человека на стимулы находятся в прямой и теснейшей зависимости от общественно-психологических качеств личности (ее ценностных ориентаций, социальных установок, притязаний, ожиданий, стереотипов), а также от индивидуально-психологических качеств (темперамента, эмоций, чувств, способностей, характера). При этом наибольший результат дает мотивация на основе первоочередных, наиболее насущных потребностей человека. Для успешного осуществления деятельности необходимо знать и уметь использовать в работе особенности потребностей и их свойства. Прежде всего, необходимо отметить, что потребности обладают способностью, как к экстенсивному, так и к интенсивному росту. Для них характерен как количественный, так и качественный рост, и развитие до определенного рубежа и насыщения.

По мере приближения к рациональному пределу насыщения первичных (низших) потребностей, удовлетворяемых в первую очередь, в системе потребностей происходят существенные сдвиги, выражающиеся в значительном увеличении высших потребностей. Таким образом, очередность и насущность более высоких потребностей для человека определяются уровнем удовлетворения его низших потребностей, местом данной потребности в общей иерархии.

Другая важнейшая особенность системы потребностей заключается в возможности замены одной потребности высшего порядка другой.

Диалектика развития потребностей определяет и такое их важное свойство, как относительность. Суть его заключается в том, что развитие системы потребностей человека идет в постоянном сравнении с уровнем их удовлетворения в аналогичных случаях.

Выделяя те или иные закономерности развития потребностей, необходимо помнить об элементе случайности. Вся мотивационная работа может оказаться безуспешной, например, в результате того, что человек находится в состоянии депрессии и не реагирует на мотивационное воздействие. Вообще мотивация – это долговременный процесс, приносящий плоды в результате кропотливой и постоянной работы.

Потребность вызывает напряжение в сознании человека, внутреннее побуждение к ее удовлетворению – мотив. Человека «мучают» его потребности, и он постоянно ищет объект для их удовлетворения. Чем привлекательней и очевидней реализация потребности с помощью данного объекта, тем интереснее производственная деятельность человека с целью его присвоения. Таким образом, объект, так же как и потребности, оказывает стимулирующее воздействие, внешнее побуждение к реализации работником мотивационных установок, и лишь в этом случае он становится стимулом. Стимул – способность избранного объекта удовлетворить потребность субъекта.

Обобщенная схема механизма мотивации деятельности имеет вид, приведенный на рис. 5.

Каждый человек – это уникальный и сложный мир, обладающий множеством особенностей. Основными ценностями и социальными ориентирами человека являются: безопасность, свобода, рост благосостояния, ответственность, высокое качество жизни, защищенность, социальная справедливость, равенство, солидарность, духовное совершенство.

Формированию мотивации человека способствует благоприятная или препятствующая атмосфера, которая создается теми критериями и ценностями, которые присущи окружающей общности людей. Эти критерии и ценности способствуют формированию и раскрытию внутренних и внешних «Я» – образов человека, выбору им своего места в обществе, формированию его жизненных убеждений и твердых позиций. Это воздействие приобретает свою интегрированную завершенную форму в условиях определенной среды и конкретной организации.

Тема 7 Мотивация персонала торгового предприятия - student2.ru

Рисунок 2 – Обобщенная схема механизма мотивации деятельности

Таким образом, для определения варианта наиболее эффективного решения задачи управления деятельностью организации необходимо рассмотреть особенности формирования социально-психологическойцепочкисобытий «потребность – мотив – стимул – цель – действие», определяющей действия, как отдельных сотрудников, так и групп (коллективов) сотрудников в организации.

Тема 7 Мотивация персонала торгового предприятия

Мотивация труда

Наши рекомендации