Тема 6. Мотивация и стимулирование труда в системе торгового менеджмента

Цели изучения:

1 Понимание мотивации и стимулировании труда

2 Изучит классификации основных теорий, мотиваций

3 Понимание теории потребностей Д. Мак-Клелланда, двухфакторной теории Ф. Герцберга, теории существования, при­надлежности и роста К. Альдерфера,

теории ожидания В. Врума, модели Портера-Лоулера

Вопросы:

1. Определения мотивации и стимулировании труда и их классификация и связь

2. Сущность теории потребностей Л. Маслоу, теории потребностей Д. Мак-Клелланда, двухфакторной теории Ф. Герцберга, теории существования, принадлежности и роста К. Альдерфера, теория ожидания В. Врума, модели Портера-Лоулера

Реализовывают планы и достигают эффективных результатов работы люди. Учитывая тот факт, что человек — это индивидуальность, у каждого существуют собственные взгляды на окружающий мир, свое отношение к труду, у руководителя возникает проблема, как заставить работника добросовестно трудиться на благо коллектива и общества.

В этой связи процесс управления торговым коллективом невозможен без функции мотивации, так как любая выполненная работа всегда в какой-то степени должна быть мотивирована.

Мотивация — это процесс, побуждающий человека к дееятельности с целью достижения поставленных целей. Чтобы мотивировать деятельность человека, необходимо знать его потребности, мотивы, а также стимулы, побуждающие его к действию. Потребность предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для человека. Мотив (от фр, motif - повод к какому-либо действию) - это побуждение человеку к деятельности, вызванное изнутри его собственными потребностями, эмоциями. Стимул (от лат. stimulus - остроконечная палка, которой погоняли животных) — это воздействие на человека извне с целью побуждения его к деятельности.

Стимулы и мотивы не всегда согласуются между собой. Человек может быть заинтересован в результатах своей деятельности, хотя руководство его и не стимулировало. В то же время стимулы и мотивы могут сочетаться посредством оценивания результатов работы. Так как оценка производится, вышестоящими руководителями, то, с одной стороны, это стимул, а с другой — это побуждение к дальнейшей работе (мотив).

Мотивация нуждается в цели. Этот тезис наглядно под­тверждает мотивационная модель Толмена (рис. 6.1), пока­зывающая связь желаемого поведения с исходными услови­ями и ожидаемой ценностью цели.

Исходные условия Промежуточные Желаемое поведение

Тема 6. Мотивация и стимулирование труда в системе торгового менеджмента - student2.ru переменные

Рис. 6.1. Мотивационная модель Толмена

В мировой науке выработано множество теорий мотива­ции, которые не являются обязательными к применению, но могут быть использованы в процессе управления людьми с учетом современных тенденций развития. Рассмотрим основные теории мотивации, которые принято делить на две категории: содержательные и процессуальные (рис. 6.2).

 
  Тема 6. Мотивация и стимулирование труда в системе торгового менеджмента - student2.ru

Тема 6. Мотивация и стимулирование труда в системе торгового менеджмента - student2.ru Рис. 6.2. Основные теории мотивации

Содержательные теории основываются на выяснении причин поведения человека. Одной из самых известных яв­ляется теория потребностей А. Маслоу. Разрабатывая свою теорию, А. Маслоу полагал, что у людей имеется множество потребностей, которые можно условно разделить на пять основных категорий, расположенных и виде строгой иерархической структуры (рис. 6.3).

При этом следует отметить, что четкие границы мележду категориями потребностей определить достаточно сложно.

Тема 6. Мотивация и стимулирование труда в системе торгового менеджмента - student2.ru

Рис. 6.3. Иерархия потребностей, по А. Маслоу

Физиологические потребности обеспечивают человеку условия для выживания. Это потребности в еде, воде, одежде и т.д.

Потребности в безопасности и уверенности в будущем, удовлетворяемые в форме защиты от физических и психологических опасностей, включают стабильную работу, заработную плату, обеспечивающую нормальную жизнь, пенсионное обеспечение и т.д.

Социальные потребности удовлетворяются через поддержку со стороны окружающих, признание заслуг человека, принадлежность к определенной социальной группе и т.д.

Потребность в уважении удовлетворяется путем завоевания авторитета, известности, признания каких-то достижений членами коллектива.

Потребности в самовыражении удовлетворяются посредством реализаций своих потенциальных возможностей, достижения намеченных целей и признания человека как личности.

В соответствии с данной теорией мотивы и шкала ценностей личности представлены в табл. 6.1.

Практическое применение основных положений теории иерархии потребностей А. Маслоу в торговых организациях возможно путем создания единой команды, условий для социальной активности членов организации, поощрения за достигнутые результаты, продвижения подчиненных по служебной лестнице, развития творческих способностей, обуче­нии и развития подчиненных и т.д.

Теория потребностей Д. Мак-Клеллапдаоснована на использовании потребностей только высших уровней. В основе данной теории лежат три потребности: потребность власти, потребность успеха, потребность причастности.

Таблица 6.1

Мотивы и шкала ценностей личности

Потребности высокого уровня Средство выражения Шкала ценности личности
Потребность в самовыражении Достижение цели, само­выражение, человек и личность Умение управлять, профессионализм, гуманизм
Потребность в уважении Положение, престиж Профессионализм, чело­веческое достоинство
Социальные потребности Коммуникабельность, общение на равных Образование, нравствен­ность
Потребность безопасности Стремление к безопас­ности, защита от риска Коллективизм, взаимо­выручка
Физиологические потребности Утоление жажды, голо­да и т.п. Трудолюбие, склон­ность к сбережению

Потребность власти — желание человека воздействовать на других людей, это потребность к проявлению своего влияния на окружающих. Потребность успеха — желание человека довести работу до успешного завершения. Потреб­ность причастности — желание человека быть причастным к такой работе, которая позволяет иметь возможности об­ширного социального общения, постоянные контакты и под­держку окружающих его людей.

Двухфакториая теория Ф. Герцбергатакже основывается на потребностях. Согласно данной теории, все потребности разделены на две категории, которые получили название «гигиенические факторы» и «мотивационные факторы» (рис. 6.4).

Гигиенические факторы характеризуют окружающую среду, в которой осуществляется процесс труда. К ним отно­сятся:

· правила и политика компании — если они соответствуют пониманию работником стратегии развития фирмы, то вызывают чувство отсутствия неудовлетворенности трудом;

· качество контроля за исполнением — если оно удовлетворяет работника, то у последнего отсутствует чувство неудовлетворенности трудом, если не удовлетворяет — возникает чувство неудовлетворенности;

· межличностные отношения с руководством и подчи­ненными. Если в коллективе благоприятный социально-психологический климат, то чувство неудовлетворенности у работников не возникает;

· зарплата и некоторые виды поощрения. Наличие высокой зарплаты, социальное обеспечение, мероприятия в области здравоохранения только поддерживают чувство удовлетворенности, но не создают его;

· условия работы и безопасность труда не рассматриваются как факторы мотивации.

Тема 6. Мотивация и стимулирование труда в системе торгового менеджмента - student2.ru

Рис. 6.4. Двухфакториая модель Ф. Герцберга

Если гигиенические факторы отсутствуют или присутствуют в недостаточной степени, то у работника возникает чувство неудовлетворенности своей работой. Наличие этих факторов позволяет предупредить возникновение чувства неудовлетворенности трудом.

Мотивационные факторы связаны с характером и сущ­ностью работы. К ним относятся:

• достижения;

• признания;

• непосредственно сама работа;

• возможности роста и продвижения;

• ответственность.

Наличие данных факторов в процессе трудовой деятель­ности мотивирует работников к эффективному труду.

Фактор достижения констатирует, что человек достиг поставленной цели и удовлетворил свои потребности. Фактор признания дает чувство самоуважения и позволяет ощу­тить собственные достоинства. Фактор самой работы является одним из важнейших факторов мотивации. Монотонная работа не приносит человеку удовлетворения и наоборот раз­нообразная и творческая работа служит стимулом к росту. Фактор возможности роста и продвижения по службе является стимулом эффективной работы сотрудников. Факторов ответственности стимулирует работу сотрудников в том случае, если на них возлагалась дополнительная ответственность за порученное дело.

Теория существования, принадлежности и poстa К. Альдерфераоснована на трех потребностях: потребности существования, потребности в отношениях, потребности в росте.

Потребности существования включают в себя два низших уровня потребностей А. Маслоу: физические и материальные нужды, условия работы и безопасности.

В потребность в отношениях входят взаимоотношения человека с обществом, потребности в причастности и само­оценке, фактически объединяя третий и четвертый уровня потребностей, по Л. Маслоу.

Потребность в росте включает чувство собственного достоинства, потребность развития личных способностей и потребность признания.

К. Альдерфер в отличие от А. Маслоу не считал, что человек поднимается по иерархии потребностей в соответствии с законом прогрессии. Он исходил из предположения, что любой из трех уровней или все уровни вместе могут иметь место в определенный период времени.

Данная теория предполагает, что чем меньше удовлетворяются потребности в отношениях, тем более важными ста­новятся потребности существования; чем меньше удовлетво­рение потребностей роста, тем более важными становятся по­требности принадлежности.

В основе процессуальных теориймотивации стоит вопрос о том, как возникает тот или иной тип поведения, кто его направляет, поддерживает и прекращает. Процессуаль­ные теории рассматривают мотивацию как процесс управле­ния выбором поведения,

Теория ожиданий основывается на том, что обусловлен­ное мотивацией поведение является результатом того, как людивоспринимают конкретную ситуацию, что они от нас ожидают и что думают относительно последствий. Основопо­ложником теории ожидания является В. Врум, который счи­тал, что при анализе мотивации к труду теория ожидания обусловливает важность трех взаимосвязей (рис. 6.5).

Затратив определенные усилия при выполнении работы, работник ожидает получение конкретных результатов. На это он вправе рассчитывать на вознаграждение за свой труд. В свою очередь, вознаграждение, по мнению работни­ков, должно удовлетворять ожиданиям и быть значимым для человека.

Подчиненные работают наиболее эффективно в том слу­чке, когда они уверены, что оправдаются их ожидания в об­ласти соотношения между затраченными усилиями и полу­ченными результатами. Согласно этому фактору работник (человек) выбирает ту работу, где, по его мнению, он может быстрее достичь желаемого результата, успеха в продвиже­нии по службе.

Тема 6. Мотивация и стимулирование труда в системе торгового менеджмента - student2.ru

Рис. 6.5. Взаимосвязи в теории ожидания

Чем сильнее ожидание, тем больше вероят­ность того, что работник качественно выполнит поставлен­ную перед ним задачу.

Ожидание вознаграждения за полученный результат ос­новывается на уверенности в том, что он обязательно полу­чит вознаграждение, какое он хочет (в рамках, определен­ных менеджером заранее). Это ожидание основывается на прозрачности и четкой определенности выплат вознагражде­ния за достигнутый результат.

Ценность полученного вознаграждения зависит от того, нисколько это вознаграждение удовлетворит основные по­требности работника. При этом следует учитывать, что для разных людей ценность вознаграждения выражается неоди­наково. Для одних работников ценность вознаграждения вы­ражается в денежной сумме выплат, для других — в награ­дах, для третьих — в продвижении но службе и т.д.

Для определения предпочтения того или иного вознаг­раждения В. Врум использует термин «валентность» — меру ценности или приоритетность. Валентность вознаграждения показывает, насколько это вознаграждение ценно для конкретного человека.

Теория ожиданий исходит из предположений, что персо­нал сознательно оценивает альтернативные линии поведе­ния, а затем выбирает ту, которая, по его мнению, приведет к нужным для него результатам. Новым и этой теории является то, что предлагаются методы намерения силы влияния ожиданий на мотивацию и общей количественной оценки мотивации.

Теория справедливости Д. Адамсатакже в своей основе имеет стремление людей к удовлетворению потребностей. Наряду со стремлением к удовлетворению потребностей у людей возникает потребность справедливого соотношения распределения работы и поощрений. Если ожидания работника по поводу оценки его труда не оправдываются, то приходит разочарование, и мотивация снижается. Мотивация работника снижается в том случае, если он узнает, что за та­кую же работу другой работник получает большее вознаграждение.

Теория справедливости Д. Адамса предполагает наличие баланса между вкладом работника и вознаграждением за его труд в сравнении с остальными работниками.

Если работник считает, что у него по сравнению с други­ми работниками вознаграждение за труд больше, то он, по мнению Д. Адамса, будет стремиться совершенствовать свою работу, чтобы «отработать» вознаграждение.

Такое же отношение у работников и по поводу наказания. За одинаковые нарушения они готовы нести одинаковые наказания.

В практической работе по управлению торговым коллек­тивом теория справедливости может быть использована для формирования благоприятного социально-психологического климата торгового коллектива. Руководитель должен стре­миться к сбалансированности вклада в работу и вознаграж­дений отдельных работников и коллектива в целом.

Модель Портера—Лоулеравключает в себя элементы теорий ожидания и справедливости. В основе модели лежат пять переменных: затраченные усилия, восприятие, по­лученные результаты, вознаграждение, степень удовлетво­рения.

Достигнутые результаты зависят от затраченных работ­никами усилий, их способностей и индивидуальных особен­ностей, а также понимания ими своей роли в совместной деятельности.

Уровень затраченных усилий определяется ценностью вознаграждения и уверенностью, что затраченные усилия будут оценены определенным уровнем вознаграждения.

В соответствии с данной моделью достижение результа­нт зависит от трех факторов: затраченных усилий; способностей и индивидуальных особенностей работника; созна­ния работником своей роли в процессе трудовой деятельно­сти.

Объем затраченных усилий в основном зависит от ценности вознаграждения и веры человека в возможность вознаг­раждения.

Способности и индивидуальные особенности работников также напрямую связаны с ценностями вознаграждения и мерой в то, что способности человека будут оценены по спра­ведливости.

Теория усиления В.Ф. Скиннерабазируется на предположении, что поведение людей обусловлено результатами их деятельности в подобной ситуации в прошлом. При этом предполагается, что ошибки, сделанные в прошлом, будут учтены и не повторятся при выполнении новой работы. Успешные действия подчиненного в прошлом, которые при­няли к положительному результату, имеют тенденцию к пов­торению с тем, чтобы в будущем они опять дали хорошие ре­зультаты.

Ф. Скиннер предполагал, что успешное применение тео­рии усиления возможно лишь в том случае, когда менеджер понимает необходимость управления последствиями поведе­ния работников.

Согласно данной теории, работник на основе опыта пред­шествующей работы старается выполнять только те задачи, которые дают желаемый результат, и избегает тех заданий, которые приводят к нежелательному результату. Данная те­ория представлена на рис. 6.6.

Стимулы, применяемые к работнику, определяют его поведение при выполнении задания. Если последствия, насту­пившие после выполнения задания, удовлетворили работника, то он будет склонен к повторению своего поведения в подобной ситуации и в будущем.

В качестве основных вариантов действий менеджер имеет возможность применения «положительного подкрепления», «отрицательного подкрепления», «эффекта тушения» и на­казания.

Тема 6. Мотивация и стимулирование труда в системе торгового менеджмента - student2.ru

Рис. 6.6. Теория усиления

При «положительном подкреплении» менеджер поощряет определенное поведение работника, используя различные приемы с тем, чтобы обеспечить ему ожидаемые последствия. Например, эффективно работающему начальнику отдела продаж устанавливается современный компьютер, что соответствует его ожиданиям, это будет способствовать по­вышению эффективности работы.

Прием «отрицательного подкрепления» применяется для того, чтобы в будущем работник избегал повторения не­желательного поведения, которое привело к негативным последствиям. В этом случае работник должен понять, что в результате нежелательного поведения последуют определен­ные последствия. Например, контролер-кассир узла расчета в универмаге, допустивший недостачу, находится под посто­янным наблюдением материально ответственного лица, в то время как остальные его коллеги работают без дополнитель­ного контроля.

«Эффект тушения» заключается и том, что менеджер предпринимает попытку ослабления нежелательного поведения подчиненных при выполнении работы с помощью регу­лирования желанного вознаграждения.

Например, продавцы-консультанты отдела значительно увеличили реализацию товара, но не получили желаемого вознаграждения, так как в процессе торгового обслужива­нии и отношении их были нарекания по поводу некорректного отношения к покупателям. В следующем месяце работни­ки будут уделять внимание не только росту продаж, но и качеству обслуживания.

Наказание является действием менеджера по устране­нию нежелательного поведения работников на основе приме­нения определенных санкций к нему. При нежелательном Поведении работника применяются такие меры воздействия, пик перевод на низкооплачиваемую работу, выговор, лише­ние премиальных доплат и т.д.

Контрольные вопросы:

1. Что такое мотивация труда?

2.Что такое стимулирование труда?

3. Какая связь между мотивацией и стимулированием труда?

4. Дайте классификацию основных теорий, мотивации.

5. Дайте характеристику теории потребностей Л. Маслоу и покажите, как она может быть использована при работе с коллективом.

6. Раскройте содержание теории потребностей Д. Мак-Клелланда.

7. В чем суть двухфакторной теории Ф. Герцберга?

8. Покажите, как гигиенические факторы влияют на удовлетворенность трудом.

9.Охарактеризуйте влияние мотивационных факторов наработу коллектива.

10.Дайте характеристику теории существования, при­надлежности и роста К. Альдерфера.

11.К чему сводится теория ожидания В. Врума?

12.Дайте характеристику теории справедливости и пока­жите, как ее можно использовать в процессе управления коллективом.

13.В чем суть модели Портера-Лоулера?

14.Дайте характеристику теории усиления.

Наши рекомендации