Интеллектуальныеметодыитехнологиианализаданных
Интеллектуальныеметодыширокоприменяютсявбизнесе,экономики,финансах,маркетингеиворганизациибезопасностиэлектроннойкоммерции.Посетитель–этожизненнонеобходимыйэлементэлектроннойкоммерции.Ресурсыпользователей,анализданных,типыиприменениеинтеллектуальныхметодоввэлектронной.Такжеописываетсяприменениемоделейанализавстатистикитрафикаиразвитиимаркетинговойстратегии.
Электроннаякоммерция–этоотносительноноваяотрасльнетольковкоммерческойдеятельности,ноивобластикомпьютерныхнаук.Вслучае,когдамыимеемделоссервисом«бизнесдляклиента»,тонейронныесетииспользуютсядляотбораирекомендациипродуктов,определенияскидок,ценообразованиянапродуктыисервисы,определенияцелевыхгруппаудиториисервисаипр.Всервисе«бизнесдлябизнеса»искусственныеметодыэлектроннойкоммерциипреимущественноиспользуютсявподдержкипринятияуправленческихрешений.Однако,маркетинговыерешениядлявеб-сайтовианализтрафикавеб-сайтавовзаимодействиисНСидругимиинтеллектуальнымиметодамиявляютсяважнымидлявсехэтихгрупп.Традиционныеметодыдлясборамаркетинговыхданныхэтопрямаярассылкапочтыклиентам,телефонныеинтервью,целенаправленныегрупповыеобсужденияитомуподобное.Клиентыпрямодолжныотвечатьнравитсяилиненравитсяимтотилиинойпродукт,какиеулучшенияонихотелибывидеть,акакиенет.Хотяэтиметодыиобеспечиваютвысокоекачествополучаемыхданных,онитребуютгораздобольшихзатратвремениисредств.Быстроеразвитиеинтернетасоздаетвозможностидляпрямогоonlineмаркетинговогоисследования.Существуетнесколькометодологийтакогомаркетинговогоисследования.Традиционнымиявляютсяинтернетголосования,рейтингипродуктов,обзорыит.д.Другойпуть,этоанализданныхстатистикитрафикавеб-сайтов.Основнойфокустакогоанализанаправленнапользовательскиепутипереходамеждустраницамивеб-сервиса–«потоккликов»(clickstreams).Анализируяэтипотоки,менеджерыпомаркетингумогутпредпринятьсоответствующиемерыинайтиправильныерешениядляувеличениямаркетинговойэффективностивеб-сайта.
Источникжизненнойсилыкаждогокоммерческоговеб-сайта–этоточноориентированныйтрафик.Двеосновныегруппыпосетителеймогутбытьвыделены:-первыйразпосетившие;-вернувшиесясновапользователи;Обеониважныеинесколькомаркетинговыхстратегийиспользуютсядляпривлеченияпосетителей.Главныеисточникитрафикавеб-сайтаперечисленывтаблице1.
Табл.1.Главныеисточникитрафикавеб-сайта
Типпосетителя | Маркетинговыйметод | Описание |
ПервыйразпосетившиеПоисковыес | Поисковыесистема | Основаннаключевыхсловах.Веб-сайтпроиндексированроботамипоисковыхсистемидобавленывбазыданныхпоисковиков.Посетителипопадаютнасайт,ищаинформациючерезпоисковуюсистему.Производитсяоптимизациявеб-сайтадляпоисковыхсистем. |
Контекстнаяреклама(PPC,PPI) | PayperClick,PayperImpressionsystems.Основанынаключевыхсловах.Необходимоподобратьсамыеважные,ключевыесловадлявеб-сайта.Должнапоступатьпостояннаясуммаденегзапоказссылкииликликнаэтуссылку | |
Справочники | Ссылканасайтдолжныбытьразмещенывспециальноориентированныхсправочниках. | |
Обменссылками/Реклама | Ссылкиилибаннерысрекламойсервисарасположенныенадругихсайтах. | |
Прямоймаркетинг | РекламавСМИ | |
Вернувшиесясновапользователи | Подпискапоemail | |
Обновленный,привлекательныйконтент | .Постоянноеобновлениеконтента,товара,скидокипр. |
Пользовательскиепутиизнанияотомоткудаэтипользователипришли,являютсяважнойчастьювпостроениибизнесаоснованногонаэлектроннойкоммерции.Существуетдвеобщиемоделиотслеживанияпутейпосетителейвеб-сайтов:-ServerSideTrackingSystems(SST).Этосистемы,которыеотслеживаютпутипереходовпосетителейповеб-страницамибазируютсянасторонесервера.(рисунок1)-ClientSideTrackingSystems(CST),болееизвестныкакRealTimeTrackingsystems.Аналогичнаясистема,котораябазируетсянасторонеклиента,т.е.пользователя
Рис.5.Модельотслеживанияпутейпосетителей
Модели,которыебазируетсянасторонепользователя,имеютзаметныепреимуществапоотношениюкмоделям,находящимсянасервере.Во-первых,информациясобираетсявреальномвремени,менеджерпомаркетингуможетпредприниматьмаркетинговыерешениявтотжемоментвремени,когдапосетительпросматриваетстраницысайта.Во-вторых,этоболее«аккуратный»метод,т.к.посетителиопределяетпутемприсваиванияемуспециальногоуникальногоID.Тогдакаквсерверныхмоделях,посетительопределяетсяпоIPадресусвоегокомпьютера,которыйневсегдаможетбытьуникальным,еслипосетительнаходитсязафаерволомилипрокси-сервером.В-третьих,системырасположенныенасторонеклиентасобираетданныенепосредственновбазуданных,тоестьпрограммистуненужнодополнительнопроводитьанализлог-файловсервера.Этопозволяетлегчеобрабатыватьинформациюдляввода,управлятьею,подсчитывать.
Всоответствиистаблицей2следующиепоказателимогутбытьпроанализированы/улучшеныприиспользованиисистем,расположенныхнаклиентскойстороне:
· Прогнозированиепосещаемости
· Эффективностьвеб-сайта.Дизайн,навигация,скорость,операции.
· Маркетингвеб-сайта.Маркетинговаястратегия,коэффициентокупаемостиотинвестицийпомаркетингу,маркетинговаястратегияпопривлечениюновыхпользователейипосохранениюстарых,поисковаяоптимизациясайта(SEO).
· Бизнесстратегия(линияпродуктов,обновлениеПО,скидки).
Существуетмногообластейиразличныхаспектовкоммерческихвеб-сайтов,гдеприменениеинтеллектуальныхметодовмоглибырешитьзадачииливыявитьпроблемыэтихвеб-сайтов,используяихстатистику.Какупоминалосьдоэтогоэтомогбыбытьдизайнсайта,ценанапродукты,усовершенствованиеПОипр.
Табл.2
Группыданных | Категории |
Цветовыйгаммыandразрешениеэкрана | Веб-дизайн |
Страницывхода/выхода | Функциональностьвеб-сайта(навигация) |
Пользовательскиепутипереходовмеждустраницами | Функциональностьвеб-сайта(навигация) |
Информацияопосетителяхсайта | Функциональностьвеб-сайта(навигация),дизайн |
ОСклиентскиймашин | Программноеобеспечение |
Расположениепосетителей.Домены,IP | Маркетинг,целеваяаудиторияпостранам |
Языкпосетителя | Маркетинг,целеваяаудиторияпоязыку. |
Посетителипомесяцам,дням,годам.Тенденции | Прогнозирование.Инвестиции.Продукты.Маркетинг. |
Посетителипоключевымсловамипоисковымсистемам | SEOмаркетинг. |
Посетителипонаправлениям | Маркетинговаястратегия |
Посетителисучетомскидок.Статистикаскидок | Бизнесстратегия.Ценообразование.Маркетинг |
Вернувшиесяпосетители,клиенты. | Бизнесстратегия |
Транзакции(подписки,покупкиидр.). | Бизнесстратегия.Маркетинговаястратегия. |
Вусловияхрыночнойэкономикиконкуренцияявляетсянеобходимымстимуломразвития.Чтобывыйтинарынок,новаякомпаниядолжнаоценитьсвоиперспективыивозможности.Ужесуществующаяорганизациярегулярнопроводитмониторингконкурентовдлявыработкисвоейстратегии.Чтобыпроизвестиподобныйпроцесс,применяетсянесколькоразличныхметодик.