Эмоциональная само-регулирующая (гомеостатическая) фаза
Сосуществование различных животных в стае требует определенного эмоционального взаимодействия между ними, как между людьми в семье. Эмоциональная адаптация животных друг к другу возможна только через механизмы привыкания (исчезновение реакций). В развитии организма существует специальная чувствительная стадия в течение которой формируется эмоциональный гомеостаз и его границы. Именно он определяег отдаленные (будущие) возможности животного к привыканию.
Fox (1975) проводил исследование на щенках помещая их во все более и более обогащенную среду (среда с дополнительными раздражителями) в возрасте 5, 8, 12 и 16-и недельном возрасте. Оказалось, что щенки, выращенные в обедненной (однообразной, лишенной разнообразных стимулом) среде («стимул-слабые» щенки), помещенные впервые в обогащенную среду в возрасте 12 или 16-и недель вели себя трусливо и искали менее обогащенную среду. Щенки, выращенные в условиях обогащенной внешней среды («обогащенные щенки») легко доминировали над «стимул- слабыми» собаками.
Процесс взаимодействия со стимулами внешнего мира, классифицируемых как известные/неизвестные, необходимые, неприятные или безразличные аналогичен процессу межвидовой социализации. Можно выделить стадию облегченного самопроизвольного (спонтанного) научения, которая начинается с момента начала функционирования сенсорных систем собаки и исследования ею внешних стимулов
(3 недели) и заканчивается в тот период, когда развивается страх перед неизвестным 12 ± 2 недель). Эта фаза научения обладает теми же признаками, что и межвидовая социализация (легкость запоминания, но для закрепления необходимо подкрепление, низкий уровень генерализации (обобщения) и т. д.).
Приспособление щенка к окружающей среде после отъема от матери учитывая вышеизложенное, адаптивные возможности щенка дают ему возможность быстро освоиться в мире человека без особого напряжения.
Факторы риска:
Различия в качестве и количестве стимулов, которые щенок получает в щенячьем возрасте (в среде развития) и с которыми встретится во «взрослой среде» определяет степень риска - не сбалансированность по этим критериям не позволит сформировать достаточный эмоциональный гомеостаз и может быть причиной фобий и повышенной тревожности. Клинические наблюдения показали, что гораздо более легче переместиться из среды с высоким уровнем стимуляции (город) в среду с низким уровнем (сельская местность), чем наоборот. У щенков, выращенных в обедненных условиях, в результате недостатка сенсорной стимуляции могут развиваться компенсанторные реакции - реакции самостимуляции - какое-либо стереотипное поведение (ловля хвоста, самопогрызание и т. п.).
Наконец, у щенков, выращенных в обедненной среде, развивается гиперзависимость от биологических или приемных родителей (владельцев и членов их семей).
Фаза раннего научения
Это следующий вариант стадии чувствительной к эмоциональному развитию которая продолжается с 3-х недельного до 12 ± 2 недельного возраста. В фазе раннего научения происходит становление трех поведенческих реакций: опорожнения, пищевого поведения и вокализации.
Опорожнение
Рефлекс опорожнения является врожденной реакций и вызывается вылизыванием матерью промежности щенка. Он существует до 2-3-х недельного возраста. С 3-х недельного возраста этот рефлекс исчезает и щенок начинает самостоятельно контролировать опорожнение. С 8-и недельного возраста щенок начинает опорожняться в определенных местах, обычно в стороне от места отдыха и кормления.
Факторы риска
Практический опыт показал, что если щенки ограничены каким-либо одним местом для своих отправлений с момента рождения до 15-и недельного возраста (например, в случае когда щенка выращивают в квартире и он испражняется на газеты), становится почти невозможным научить их опорожняться на других поверхностях и в других условиях. Такие щенки могут часами гулять на улице и сдерживать свои желания до появления «привилигированного» места.
Вокализация
Количество и интенсивность вокальных сигналов (вой, лай, скуление), когда щенка помещают одного в неизвестном месте увеличиваются в возрасте от 3-х недель и достигают максимума к возрасте 6-8-м недель, затем уменьшается к 12-и недельному возрасту. Если щенок прибретен в 7 недель и оставлен один на ночь, он будет лаять или скулить. Эти звуки исчезнут сами по себе через несколько дней, в результате того, что щенок постепенно знакомится с новой территорией. Но если обращать
внимание на лай и вой (приходить к щенку и ругать, брать его в свою комнату и т п
что является положительным подкреплением), они могут остаться и усиливаться.
Лай используется не только как сигнал опасности, его применяют и для того чтобы напугать незнакомцев (территориальная защита) начиная с 11-15-и недельного возраста. Некоторые породы более склонны к лаю (хаунды, пудели, йоркширы и т. д.). Лай провоцируется легко.
Факторы риска
Общение с людьми и другими животными, использующими при общении вокальные или вербальные сигналы, усиливает вокализацию (имитационное научение) которая может стать чрезмерной.