Условия возникновения и течения неврозов

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, чрезмерно сильные раздражители вызывает в нервных клетках возбудительный процесс чрезмерной интенсивности, что приводит к перенапряжение возбудительного процесса. Чтобы вызвать перенапряжение и срыв возбудительного процесса при опытах с экспериментальными неврозами у собак, применяют следующие приемы: 1) использование "сверхсильных" раздражителей: ослепительные вспышки, оглушительные взрывы и т.п.; 2) попытки сделать из "сверхсильного" раздражителя условный.

Неврозы могут возникать и в результате действия эмоционально отрицательных или неподкрепляемых раздражителей, что, как считается приводит к чрезмерному по интенсивности или длительности тормозному процессу в центральной нервной системе.

Перенапряжение "тормозного" процесса может происходить по следующим причинам:

1. При дифференцировке слишком близких (похожих) раздражителей.

2. При затягивании действия отрицательных раздражителей.

3. При длительной отсрочке подкрепления. Очень неблагоприятно действует отсрочка подкрепления на неопределенное время и ожидание отрицательного подкрепления.

Для некоторых животных наибольшую трудность представляет выработка внутреннего торможения. Удлинение времени действия тормозных раздражителей, выработка запаздывающего торможения в системе коротко отставленных рефлексов, суммация разных форм внутреннего торможения, образование тонких и сложных дифференцировок могут приводить у них к перенапряжению тормозного процесса и срывам высшей нервной деятельности.

Перенапряжение подвижности нервных процессов может произойти, когда клетки больших полушарий вынуждены слишком быстро переходить из возбужденного состояния в тормозное и наоборот. Перестройка функционального состояния нервных клеток требует определенного времени и тренированности. Попытки насильственного ускорения такой перестройки могут вести к серьезным нарушениям функции, что и проявляется в срыве подвижности. Такой срыв может произойти в следующих случаях:

1. При экстренной обратной переделке сигнального значения условных раздражителей.

2. При сшибке возбудительного и тормозного процессов путем вызова одного из них до того, как закончится другой - положительные и отрицательные условные раздражители подаются сразу один за другим без перерыва.

3. Срыв подвижности может произойти при ломке прочно выработанного стереотипа раздражителей. В условиях ослабления клеток больших полушарий у подопытных собак оказалось возможным вызвать неврозы резким изменением привычного для них стереотипа раздражителей. Неспособные к столь быстрой перестройке своего функционального состояния клетки коры теряли нормальную подвижность - развивался невроз.

По данным лабораторных исследований, одним из источников тяжелых и длительных невротических состояний, может стать сшибка экстеро- и интероцептивной сигнализации.

У некоторых животных инертного типа нервной системы резкие нарушения в деятельности различных функциональных систем организма возникают при переделке того комплекса временных связей, который обеспечивает жизнедеятельность организма в привычных для него условиях, и потому особенно прочен. При изменении условий существования и связанной с ним переделке этих связей возникают тяжелые невротические состояния с физиологическими расстройствами.

Описаны неврозы, возникающие при выработке условных рефлексов на чрезмерно сложные комплексные раздражители и дифференцировок к ним; на применение раздражителей с вероятностным подкреплением (например, подкрепление каждого третьего-четвертого применения раздражителей); при выработке рефлексов на цепи последовательных раздражителей или других сложных систем условных связей.

Также описана форма информационных неврозов (М. М. Хананашвили, 1974,1978) - их возникновение было наглядно показано при перегрузке оперативной памяти собак. Экспериментальные неврозы вызывали у собак также нерегулярностью подкрепления сигнала, обстановочными раздражителями, в частности сильным освещением, при эмоциональном стрессе.

Возникновение неврозов в определенной "травмирующей" обстановке характеризуется очень быстрым образованием "патологических" условных рефлексов, вероятно по типу доминанты, связывающих состояние организма с отдельными раздражителями окружающей среды или их совокупностью.

Воспроизведение, казалось бы, исчезнувшего невроза при действии раздражителей, связанных с ранее травмировавшей обстановкой (звуки выстрела, взрыва), подтверждается и другими наблюдениями. Даже отдаленные компоненты, связанные с травмировавшей ситуацией, могут воспроизводить пережитое патологическое состояние. Вероятно пережитые патологические процессы оставляют в нервной системе след, который, оживляясь при определенных условиях, может заново воспроизвести развернутую картину ранее перенесенных нарушений.

Таким образом невротические явления очень часто оказываются связанными с той обстановкой, в которой животное испытывало чрезмерные воздействия. Тогда вся ситуация, обстановка приобретает характер болезнетворного раздражителя, между тем как поведение животного в других условиях не обнаруживает явных нарушений.

Обрастание невроза патологическими условными рефлекса на обстановку в значительной степени определяет и особенности динамики невроза, и дальнейшее восстановление нарушенной нервной деятельности. Поэтому так благоприятно действуют при неврозах перемена обстановки и другие факторы, разрывающие эти патологические связи и тем самым способствующие ликвидации невроза.

Но более того, очень часто при действии значительных по силе раздражителей происходит формирование условно-рефлекторных связей на состояние организма -

условно-рефлекторного патологического процесса, даже после однократного совпадения условного и безусловного раздражителей. Патологические рефлексы по своему механизму есть сложные рефлексы на состояние организма. Эти условные связи глобальны - они охватывают деятельность многих органов и систем.

Фобии

Иногда неврозы могут протекать в виде фобий, которые можно определить как навязчивые переживания страхов в определенной обстановке.

Фобии имеют специфические поведенческие проявления, цель которых - избегание предмета страха, в том числе и обстановки связанной с ним, или уменьшение страха с помощью навязчивых действий.

Разнообразные навязчивые движения - двигательные стереотипы, возникающие при неврозах могут сохраняться в течение длительного времени (года и более) после прекращения травмирующей ситуации и нормализации условнорефлекторной деятельности. Навязчивые движения усиливаются при всяком эмоциональном возбуждении (при раздаче корма соседним собакам, появлении новых соседей и т.п.). но прекращаются при целенаправленных действиях (еда, ориентировочно - исследовательские реакции). Возникающие в этих условиях очаги застойного возбуждения приобретают доминирующее значение и начинают стереотипно функционировать при действии любого раздражения.

И. П. Павлов считал фобии следствием патологической подвижности тормозного процесса.

Профилактика неврозов

Изучение .экспериментальных неврозов показало, что повторное воздействие чрезвычайных факторов или создание условий, вызывающих невроз, в одних случаях ведет к дальнейшему нарушению высшей нервной деятельности, в других - к ее улучшению, нормализации.

В случаях когда невроз возникает вследствие перенапряжения нервных процессов, лечение, в первую очередь, должно включать предоставление отдыха нервной системе и исключение из опытов тех раздражителей, которые привели к срыву.

Однако при экспериментальных фобиях, длительные перерывы чаще приводили не к ослаблению, а к усилению нарушений.

Для предотвращения неврозов и фобий прежде всего необходимо соблюдать постепенность тренировки нервных процессов: постепенное увеличение сложности навыков, силы раздражителей, длительности занятий и т.п.

С. Н. Выржиковским, Ф. П. Майоровым и Л. В. Крушинским было показано, что отсутствие тренировки, особенно в раннем детском возрасте, которую нервная система ежедневно получает в разных жизненных ситуациях, лишает животное возможности приспособления не только к трудным нервным задачам, но и к относительно простым ситуациям (ранняя сенсорная депривация).

Постепенность усложнения задач, предъявляемых нервной системе, чередование отдыха и тренировки нервных процессов - важнейшие принципы совершенствования работы мозга.

Как уже отмечалось, в течении неврозов значительную роль играют безусловныеи условные рефлекторные реакции, поэтому облегчение состояние собаки может быть достигнуто не только при помощи фармакологических препаратов (это прерогатива ветеринарного врача), но и функциональным путем, например с помощью безусловного или условного торможения.

Например, в лабораторных условиях, неожиданное введение в опытную обстановку сильных посторонних раздражителей может затормозить не только условную но и безусловную реакцию на болезнетворный фактор. При этом решающую роль играет относительная интенсивность сталкиваемых раздражителей: более сильный раздражитель тормозит проявление реакции на более слабый.

Индукционное торможение способно ослабить или полностью купировать и условнорефлекторные патологические состояния и безусловные реакции на налично действующие раздражители.

Подавление условных патологических связей может быть достигнуто и выработкой внутреннего торможения - например, условного тормоза, который по своей функциональной природе тождественен дифференцировочному торможению: условием для выработки обоих этих видов торможения является неподкрепление безусловным раздражителем.

Словарь терминов: страх, тревога, испуг, аффект, невроз, фобии.

Контрольные вопросы: Что такое страх? Чем отличается состояние страха от состояния тревоги? Что такое невроз? Динамика развития неврозов. Причины возникновения неврозов. Как создается условно-рефлекторное патологическое состояние? Что такое фобии? В чем заключается профилактика неврозов?

РАЗДЕЛ 17.ВОСПИТАНИЕ

Онтогенез поведения собаки. Психофизиологическая характеристика возрастных периодов в жизни щенка. Особенности научения у щенков и дрессировка. Социализация. Формирование темперамента и социального поведения.

СОДЕРЖАНИЕ

В основе развития поведения лежит созревание и совершенствование нервной системы. Однако оно контролируется факторами окружающей среды и деятельностью самого организма.

По мнению многих ученых развитие нервной системы происходит периодично.Существует несколько подходов к периодизации ее развития, но наиболее распространенной является следующая классификация, основывающаяся на психофизиологических особенностях: неонатальная (0 - 14 дней), переходная (14 - 21 дней, начиная с момента открытия глаз до начала работы слухового анализатора), стадия социализации (21-70 дней) и ювенильная стадия (от 70 дней и старше). Начато и окончание этих периодов достаточно относительны.

Непреходящее значение в развитии поведения играет предродовая (пренатальная) стадия. Например, если на беременную крысу воздействовали стрессируюшими факторами или вводили ей адреналин, родившиеся крысята были более эмоциональными и хуже обучались, чем крысята контрольной группы. Причем крысята от стрессированных (напуганных) мамаш воспитывались обычными крысами, чтобы избежать влияния поведения матери на поведение детенышей.

Тактильные (осязательные) возможности собаки развиваются непосредственно перед рождением, и, вероятно, при контактах с маткой суки, если мать содержалась в эмоционально комфортных условиях. Щенки таких сук демонстрировали большую терпимость к осязательным (тактильным) контактам, чем щенки контрольных матерей.

Учитывая зоопсихологические особенности поведения принято выделять несколько фаз развития поведения:

Идентификационная фаза

Благодаря видовой идентификации щенок начинает распознавать своих родителей (детский импринтинг), формировать социальные взаимоотношения (социальный импринтинг) и сексуальные взаимоотношения (половой импринтинг). Животное, у которого по каким-либо причинам, естественный процесс импринтинга был нарушен, может считать себя представителем другого вида

Практика показывает, что к 6-и недельному возрасту у щенков уже в основном сформированы социальные и сексуальные предпочтения, изменить которые бывает довольно трудно.

К окончанию фазы идентификации осуществляется и специальные виды импринтинга (родителей, братьев и сестер, будущих половых партнеров), полнота которых зависит от игровой борьбы среди щенков и так называемых «щенячьих садок». При отсутствии братьев и сестер, щенок идентифицирует себя с теми кто осуществляет заботу и/или играет с ним, это могут быть родители или другие собаки. Такое взаимодействие должно осуществляться по крайней мере до 6-й недели. Наличие животных другого вида в течение этого периода не препятствует идентификации с собственным видом.

Факторы риска:

Полное отсутствие общения с собаками своей или других пород в период между3 и 12±5 неделями жизни способствуют идентификации щенка с другими видами животных с которыми он общался в этот период (в основном люди, иногда кошки, кролики и т.п.) или их суррогатами (заменителями) (игрушечное животное, мешок пылесоса и т.п.). Результаты идентификации отличаются устойчивостью и сохраняются иногда на всю жизнь.

Во взрослом возрасте это приводит:

- к попытке копуляции с запечатленными объектами и невозможности спаривания с представителями своего вида или породы;

- к социальному предпочтению запечатленных объектов;

- к избеганию контактов (трусливое или агрессивное поведение) с представителями собственного вида или породы (включая изображение в зеркале).

Ограниченное общение с другими собаками в период с 3 до 12±5 недель жизни приводит к нормальной или несколько измененной идентификации в зависимости от обстоятельств:

- возможно восстановление нормальной идентификации если в 9-и недельном возрасте собака имеет возможность общаться с другими щенками;

- поведение может быть очень неустойчивым — от социального предпочтения,незаинтересованности в контакте до агрессии по отношению к собакам, не смотря на почти нормальную возможность общения.

Кстати, отражение в зеркале слишком неподходящий объект для импринтирования.

Фаза социализации (социально-доместикационная фаза)

Особенность собак, заключающаяся в социальном импринтинге - обучение определению, распознанию и запоминанию социальных партнеров - дает возможность к взаимодействию с другими видами животных и человеком (если это осуществляется по отношению к человеку, то часто называется социализацией).

Межвидовая социализация (межвидовое предпочтение, способность общаться с представителями других видов) несколько отличается от идентификации:

- она легко образуется, но требует постоянного подкрепления (тренировки), иначе угасает;

- она не распространяется на всех представителей вида к которому выработано предпочтение - она индивидуальна.

Можно выделить как бы разновидность межвидовой социализации: «социализация типа» - человек: мужчина, женщина, подросток, ребенок, младенец, черный, белый, с бородой, без породы, в шляпе, в белом фартуке и т.д.).

Факторы риска:

Социализация собаки зависит от наличия контактов с человеком в период между 3 и 12± 2 неделями жизни и должна подкрепляться постоянными контактами с человеком. Ограничение контактов с людьми в этот период способствует развитию настороженности по отношению к человеку или боязни его (как у дикой собаки) и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей (дети, мужчины и т. д.).

Занятия по социализации:

Общение с различными типами людей в период между 3 и 12 ± 2 неделями жизни щенка, облегчает обобщенную социализацию по отношению к человеку.

Общение с животными других видов и собак других пород способствует выработке межвидовой социализации и снижает возможное агрессивное поведение собак по отношению к этим видам животных.

Межвидовая социализация снижает какие либо выраженные социальные предпочтения.

Наши рекомендации